Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Работа содержит 1 файл

социология шпора полная 1.docx

— 97.68 Кб (Скачать)

Социологическое исследование является важнейшим и основным средством  изучения социальных процессов и  отношений, получения полной, надежной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии.

Проведение социологических  исследований необходимо для получения:

  • полной, всеобъемлющей информации, отражающей все основные стороны изучаемого процесса;
  • надежной, достоверной информации, поскольку именно проведение подобного исследования гарантирует от множества ее искажений;
  • репрезентативной, информации.

Специфика исследования состоит  в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные  социологические методы сбора информации, а также применяются специальные  социологические технологии, в том  числе организация выборки.

Социологическое исследование осуществляется только там и только тогда, где и когда в этом возникает  общественная потребность. Последняя определяется наличием проблемы. Проблема в социологии обусловливается ситуацией, возникающей в процессе социального развития, а именно: противоречием между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных теоретических или практических действиях и незнанием путей и средств реализации этих необходимых действий. Таким образом, главное – это выявление необходимости изучение какой-либо области социальной жизни в целях активного влияния на разрешение социальных противоречий, природа и особенности которых еще не ясны.

Этапы прикладного социологического исследования

Прикладное  социологическое исследование направлено на получение системы фактов, которые  составляют эмпирический базис социологической  теории или имеют самостоятельное  конкретно-прикладное значение, удовлетворяя практические потребности конкретных заказчиков (руководителей предприятий, представителей общественных организаций, партий и объединений, органов государственного управления, средств массовой информации). Оно проводится с целью подтверждения  или опровержения теоретических  предположений, гипотез. Прикладное социологическое  исследование имеет ряд этапов своего осуществления, которые отличаются друг от друга характером и содержанием, формами и процедурами исследовательской  деятельности. Эти этапы взаимосвязаны  и объединены логикой единого  исследовательского замысла. Таковыми являются: 1) подготовительный этап; 2) полевой этап; 3) подготовка к обработке и обработка информации; 4) анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования . 
Подготовительный этап эмпирического социологического исследования насыщен разными видами работ, научными и практическими процедурами. Качество подготовки обеспечивает ценность информации, которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования. 
Полевой этап (или этап сбора первичной социологической информации) связан со сбором информации "в поле", т.е. в зоне практических действий социолога - получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и т.д. Информация собирается различными способами и инструментарием, которые присущи социологии и определены программой исследования: при помощи различных видов опроса (анкетного, интервью, экспертного и т.д.), наблюдения, анализа документов, эксперимента. 
Этап подготовки и обработки информации. Та информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом же этапе происходит кодировка открытых вопросов. Составляется логическая программа обработки информации на ЭВМ, это задача математика-программиста. В некоторых случаях (при небольших массивах и незначительном объеме инструментария) обработка информации производится вручную. 
Анализ информации и подготовки итоговых документов (или заключительный этап). Методологический инструмент анализа - программа исследования, составленная на подготовительном этапе. Методы анализа зависят от вида социологического исследования, его целей и задач. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Отчет долженсодержать выводы и рекомендации по разрешению той

Различают 3 вида социологических  исследований:

  1. пилотажные (разведывательные), 
  2. описательные,
  3. аналитические.

Пилотажное исследование: Задача этого пробного исследования состоит в подготовке к основному. Оно проверяет качество основного СИ и охватывает лишь небольшие совокупности исследуемых факторов, работая по упрощенной программе. В ходе пилотажного исследования проверяются все элементы будущего СИ, выявляются трудности, которые предположительно встретятся при его проведении. Иногда во время такого исследования появляются новые гипотезы и собираются оперативные данные. Обычно проводится среди нескольких десятков человек.

Описательное исследование: Данное исследование является более сложным, поскольку его цели и задачи предполагают получение целостного представления касательно изучаемого явления; проводится с использованием соответствующего инструментария. Подобные исследования проводятся в тех случаях, когда объектом изучения становится большая общность людей, для которой характерны разнообразные характеристики. Между ними можно выявить определенные связи, осуществить сопоставление и сравнение.

Аналитическое исследование: Самый глубокий вид социологического анализа, целью которого является выявление причин, лежащих в основе процесса. Они же и обуславливают его специфику, а потому подготовка к подобного рода СИ требует больше времени и носит комплексный характер.

 

 

 

 

 

5. Программа  прикладного социологического исследования.  Репрезентативность исследования. Типы выборки.

Социологические исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, связанных между собой единой целью получения достоверных данных о социальных явлениях и процессах для последующего их использования в практике социального управления. Другими словами, социологическое исследование можно представить как систему теоретических и эмпирических процедур, способов получения новых знаний о социальных процессах и явлениях. Предметом социологического исследования являются проблемы, актуальные для общества, группы, организации. Оно отличается практической направленностью.

Программа социологического исследования - это научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования - это, по существу, и есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления. Среди социологов распространено мнение о том, что разработка хорошей программы требует не менее половины интеллектуальных затрат всего исследования.

По  мере составления программы решаются проблемы выбора объекта, разрабатываются  конкретные методики сбора, обработки  и анализа данных, проблема надежности эмпирической информации, проблема научной  интерпретации данных. Плохо обоснованное, плохо подготовленное социологическое  исследование приводит к ничтожным  теоретическим выводам, к малоэффективным  практическим рекомендациям и нередко  совершенно не оправдывает тех, часто  значительных материальных ресурсов, которые были затрачены на проведение данного исследования. Только хорошая  программа социологического исследования может обеспечить успех всего  исследования.

Программа — это изложение основных задач исследования и предпосылок их решения. Имеются следующие разделы:

  1. Теоретический - основной раздел. В свою очередб можно разделить на следующие позиции:
    1. Целеориентация исследования. В основе иссл. лежит проблема, как область затруднений; предметный аспект проблемы — это определенная социальная задача; гносеологический аспект — осознание к-л общ. потребности и способов ее решения. Объект иссл. — область соц. действительности (соц. процесс, сфера жизни, общность), содержащая проблему. Предмет исследования — значимые стороны объекта, подлежащие изучению. Как правило, предмет фиксируется в исходном теоретическом понятии и включается в формулировку темы исследования. Описать проблемную ситуацию помогают предварительные или разведывательные исследования — интервью, анализ статистики и документов, мнение экспертов. Конкретные границы исследования устанавливаются путем формулировки целей и задач исследования.
    2. Определение и интерпретация теоретических понятий включает:
      • соотнесение понятия с теоретической системой (выбор теории, описывающей явление)
      • достижение однозначности в понимании (составление тезауруса)
      • достижение точности понятия (спецификация понятий и определение новых)
    3. Эмпирическая интерпретация понятий включает переход от теоретических конструктов к эмпирически фиксируемым процессам. В ходе э.и.п. происходит конкретизация теор. понятия в различных аспектах проявления описываемого процесса по схеме ПОНЯТИЕ — ПОКАЗАТЕЛЬ — ИНДИКАТОР — (ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ — ИНСТРУМЕНТ).
    4. Построение модели — это системное описание существенных сторон предмета иссл., охватывающее факторы, влияющие на его функцию. Основанием для построения модели являются теоретические представления, выводы ранее проведенных исследований. Отдельные элементы вводятся в модель в форме гипотез или предположений. Гипотезы могут быть объяснительными (интерес к социологии определяется будущей спец. студента), описательными (не все студенты стремятся изучать социологию) и детерминирующими (активность на семинарах влияет на оценку на экзамене). Гипотезы должны быть преемственными, то есть отражать преемственность в развитии научного знания, не противоречить фактам науки и, проверяться средствами данного исследования. На основе теор. модели разрабатывается рабочая модель, при этом из теор. модели исключают факторы не характерные для конкретного объекта; факторы которые не могут быть измерены в связи с конкретными условиями данного исследования; факторы которые не являются управляемыми с позиции субъекта, для которого проводится исследование.
  2. Процедурно-методический раздел программы

включает выбор методов  получения информации, проектирование инструментов и выборки. Метод — это система правил изучения объекта на основе закономерностей его функционирования. Инструмент- специально разработанные документы, с помощью которых обеспечивается сбор и фиксация информации об объекте (анкета, бланк интервью, карта наблюдения, таблица). Методика — система операций, обеспечивающих получение валидной (соответствие измеренного показателя тому, что измерялось), релевантной (отражающей различия) и репрезентативной социологической информации

Выборкой называют:

1)      совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащую непосредственному изучению;

2)      совокупность способов, приемов, процедур отбора элементов объекта, единиц наблюдения и изучения при массовых социологических исследованиях.

Виды выборки:

1.      Метод механической выборки, когда из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число респондентов (например, каждый десятый)

2.      Метод серийной выборки, при которой генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой пропорционально отбираются единицы анализа (например по 20% родителей из каждой группы детского сада, если все родители представляют генеральную совокупность.

3.      Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы (подразделения с последующим сплошным отбором в них). Данная выборка будет представительна, если состав групп схож.

4.      Метод основного массива - опрос 60-70% генеральной совокупности.

5.      Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, требующий определения не менее четырех признаков, по которым проводится отбор респондентов. Применяется обычно при большой генеральной совокупности. Чаще всего для формирования выборки используются следующие характеристики:

Наконец, по видам выборок выделяют:

1)      одноступенчатую (простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную);

2)      серийную (в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы, бригады);

3)      многоступенчатую (отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них – цеха, в цехах – респонденты) и некоторые другие.

Репрезентати́вность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

 

 

 

 

 

6. Методы сбора первичной социологической информации: анализ документов, социологический опрос (анкетирование, интервью), наблюдение, эксперимент.

Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.Документом в конкретном социологическом исследовании называют специально созданный автором(коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в  себе два рода информации:

    1. информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;

авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте,зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Существуют определенные правила работы с документами, которые должен знать социолог:

  • следует отделить факты от оценок в документе;
  • необходимо проверить достоверность источника и информации из него;
  • следует проверять выводы, полученные из информации, собранной методом анализа документов с помощью использования нескольких источников документальной информации, либо применяя другие методы сбора социологических данных.

Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

В зависимости от положения (позиции) наблюдателя различают следующие разновидности этого метода.

  1. наблюдения, в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Это простое наблюдение;
  2. наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Это промежуточная разновидность наблюдения;
  3. включенное наблюдение имеет место тогда, когда наблюдатель включается в действия группы полностью, т. е. имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события изнутри. Включенное наблюдение может производиться открытым способом или же инкогнито.Возможен еще один вариант — так называемое стимулирующее наблюдение,в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку, с целью выявить такие состояния объекта, которые в обычной ситуации не наблюдаются;
  4. самонаблюдение- наблюдатель регистрирует факты своих действий, состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения людей в совершенно новых, необычных условиях.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"