Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Работа содержит 1 файл

социология шпора полная 1.docx

— 97.68 Кб (Скачать)
  1. Социологоия как наука об обществе. Предмет и объект социологии.

Социоло́гия — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Социология — наука об общих и специфических социальных законах, о закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов. 

В процессе формирования и  развития социологии сложилось два уровня изучения общества: микросоциологический и макросоциологический.

Макросоциология изучает различные общественные структуры: социальные институты, образование, семью, политику и экономику с точки зрения их функционирования и взаимосвязи. В рамках этого подхода изучаются и люди, включенные в систему социальных структур.

Микросоциология рассматривает взаимодействие людей. Главный тезис микросоциологии заключается в том, что социальные явления могут быть поняты из анализа личности и ее поведения, поступков, мотивов, ценностных ориентации, которые определяют взаимодействие людей в обществе и формируют его. Такая структура социологического знания позволяет определить предмет социологии как научное изучение общества и его социальных институтов.

предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.

В узком смысле под предметом  социологии понимают:  
1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир.  
2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни.  
3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания.  
4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные и т.д.  
5) С точки зрения глобалистов современный мир описывается с геноэкономических, геополитических, транс-культурных позиций; изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).  
6) Реальное общественное сознание – деятельность и поведение людей, как воплощение из знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, закрепленных в коллективном сознании.

Обычно при определении  предмета социологии в качестве ключевого  выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений  относят:

  • групповые взаимодействия, (например конфликты или интеграцию внутри обществ);
  • становление и функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.);
  • социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т.д.).

Под объектом социологии понимают часть объективной действительности, изучаемую данной наукой

Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической  науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает. объектом   социологии   и   есть   определенная   сфера действительности, обладающая относительной  завершенностью  и  целостностью.

 

2. Структура социологического знания.

Процессы  институционализации науки могут  быть внешними (например, оформление в  качестве учебной дисциплины, открытие факультетов, публикация специальных  изданий), так и внутренними, которые  означают совершенствование организационной  структуры науки, наличие устойчивого  разделения труда внутри науки, формирование норм профессиональной этики.

По задачам:  
1) Фундаментальные исследования, задачи которых – в приращении научного знания путем построения теорий, методов исследования.  
2) Прикладные исследования, задачи которых – изучение актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний.  
3) Социальная инженерия, задача которой – практическое внедрение научных знаний в создании технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

По масштабу:  
1) Макросоциология – которая исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы.  
2) Микросоциология – изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии (взаимодействие личности и группы).

По уровням:  
1) Общая социологическая теория – изучаются социальной структуры, социальной общности, социальные институты, социальные процессы, развитие личности, а также модели, методики и техники социальных исследований.  
2) Теории «среднего» уровня – или специальные (частные, отраслевые) социологические теории.  
3) Эмпирические исследования – уровень конкретно социологических исследований.

Ступени социологические познания:  
5) Личность  
4) Социальны институты и организации  
3) Социальные общности (изучение общества в вертикальном разрезе)  
2) Сферы общества (т.е. изучение общества в горизонтальном разрезе, как взаимодействие экономической, политической и социальной сфер)  
1) Общество как целое (знания об обществе, как о системе взаимосвязанных элементов).

 

3. Основные функции и задачи  социологии.

Функции социологии:

Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов соц-их иссл-й, техники сбора и обработки соц-ой информации.    

 Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития соц-я способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы основа разработки рекомендаций для практики пол-го и социального управления.

Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива или нового города, но и управления для достижения поставленных целей.     

 Социально-технологическая функция. Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально - психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избир. кампаниями и т.д.

Управленческая функция.  Соц-я, в особенности прикладная, напрямую связана с управ-й деятельностью. Н-р, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.

Идеологическая функция. Как и любая др. наука об обществе, социология несет опред. идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общ-ва, общественных процессов, изучает общест. мнение, образ жизни, рейтинг полит. деятелей и т.п. Следует помнить, что наука выполняет свои идеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения.

Практико-преобразовательная функция. Сущность ее проявляется прежде всего в выработке научно обоснованных прогнозов относительно эволюции общества, которые являются основой перспективных планов социального развития, скажем, государства, региона, предприятия и т.д.. Особенности социологического прогнозирования состоит в том, что оно имеет целостный характер и позволяет

Гуманистическая и культурная функции.. Социология является фактором, способствующим гуманизации общества. Гуманистическая установка, центром которой является человек, сопровождает реализацию всех других функций социологии. Несмотря на то, что социология имеет дело с большими массами людей и оперирует статистической информацией, все более актуальным становится положение, что социолог должен иметь «гуманистический нерв», то есть относиться к человеческим проблемам, драм, трагедий, которые он изучает, не как пассивный наблюдатель, а с искренним сочувствием и вниманием. Никогда общее не должно затенять личное и индивидуальное. Поэтому современного социолога характеризуют обостренное чувство социальной действительности, ответственность, альтруизм, использование своих знаний на благо человечества.

Разнообразны  связи социологии с культурой, ведь социология изучает культурные ценности, средства совершенствования и облагораживания  нравов, традиций, норм поведения, способствуя  накоплению, сохранению и передаче культурного наследия. А одна из специальных социологических теорий (социология культуры) непосредственно  занимается изучением культуры, процессов  и отношений, которые функционируют  в этой сфере.

Описательная функция. Обусловлена необходимостью систематизации, описания и накопления полученного исследовательского материала в виде аналитических записок, разнообразных звуковых отчетов, статей, книг, компьютерных материалов и тому подобное. Изучение их позволяет воссоздать картину жизнедеятельности тех социальных объектов, изучаемых. На основе этих исследований составляются выводы и принимаются соответствующие решения по управлению различными отраслями общества. Эти материалы являются также источником измерения, счета и сравнения, основой для прогнозирования развития социальных явлений и процессов, позволяющих проследить динамику их функционирования.

Информационная функция. Касается использования социологической информации, полученной в ходе социологических исследований. Социологическая информация - один из самых оперативных видов социальной информации. Она застовуеться: Социологами - для выяснения динамики, тенденций развития социальных процессов; заказчиками исследования - для принятия научно обоснованных управленческих решений, установление обратной связи с коллективом (если заказчиком является руководство предприятия), населением конкретного региона (если заказчиком является местная власть). В связи с усложнением социальной жизни значение социологической информации в управлении обществом расти. Ее использование должно стать неотъемлемым элементом государственной политики.

Критическая функция. На Западе давно существует своеобразный направление - социальная критика. Социология, давая объективное знание, призвана предупреждать социальную политику об отклонении от социального идеала, сигнализировать о негативных социальных явлениях и последствиях.

Функция социального контроля. Заключается в выработке и обосновании эффективных рекомендаций, направленных на борьбу с девиантным поведением, совершенствования нравственных отношений, повышения уровня политической культуры и правового сознания. Реализуется через участие социологии в системе «обратной связи», обеспечение достоверной информации о социальных явлениях и процессах, анализ действия механизмов социального контроля, санкций, социальных норм и тому подобное

Социология  как самостоятельная наука имеет  свои задачи. Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные  проблемы, которые связаны с формированием  знания о социальной действительности, разработкой методов социологических  исследований. Во-вторых, социология изучает  проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы. 
   Особенно повышается роль социологии в условиях преобразования нашего общества, так как каждое принимаемое решение, каждый новый шаг, предпринимаемый властями, задевают социальные интересы, меняют положение, поведение множества взаимодействующих групп. В этих условиях органам управления крайне необходима полная, точная и правдивая информация о реальном положении дел в любой сфере общественной жизни, о потребностях, интересах, поведении общественных групп в той или иной ситуации, а также о возможном влиянии их поведения на общественные процессы. 
   Не менее важной задачей социологии является обеспечение надежной «обратной связи» управления обществом. Ведь принятие самого правильного и необходимого решения высшими органами управления представляет собой первый шаг преобразования действительности. Это делает необходимым постоянный социологический контроль выполнения решений, протекания конкретных процессов в обществе. 
   Нельзя забывать также и о такой важнейшей задаче социологии, как формирование у людей социального мышления, а активизация деятельности человека, социальной энергии масс и направление ее в нужное обществу русло.

 

 

4. Сущность и основные этапы  прикладного социологического исследования. Виды социологических исследований.

Социологическое исследование (СИ) представляет собой деятельность, направленную на получение объективных знаний (данных) о социальных отношениях, явлениях, процессах. Данная деятельность является системой логически последовательных методических, методологических и организационно-технических процедур, которые связаны между собой одной целью.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"