Шпаргалка по "Социологии"

Автор: q******@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 17:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

Ответы по социологии.docx

— 51.08 Кб (Скачать)

Горизонтальная  мобильность - переход индивида с  одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том  же уровне. Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Разновидностью горизонтальной мобильности  является географическая мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

Классификация социальной мобильности может быть проведена по следующим критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения  вниз, вверх или по горизонтали  происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после социальной революции  старый господствующий класс уступает свои позиции новому господствующему  классу.

На других основаниях мобильность классифицируют на стихийную или организованную. Примером стихийной мобильности  могут служить перемещения с  целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города России. Организованная мобильность (перемещение  человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется  государством. Эти перемещения могут  осуществляться: а) с согласия самих  людей, б) без их согласия. Примером организованной добровольной мобильности  в советское время могут служить  перемещения молодежи из разных городов  и сел на комсомольские стройки, освоение целинных земель и т. п. Примером организованной недобровольной мобильности  может служить репатриация (переселение) чеченцев и ингушей в годы войны  с немецким нацизмом.

От организованной мобильности следует отличать структурную  мобильность. Она вызвана изменениями  в структуре народного хозяйства  и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий  приводит к перемещениям больших  масс людей. 

25. Причины,  содержание и функции социальных  конфликтов. 

Совершенно  очевиден тот факт, что без выяснения  причин конфликтов мы с вами будем  не в состоянии предпринять что-нибудь более или менее эффективное  для их успешного разрешения и  уж тем более для предупреждения.

Существует 4 группы причин конфликтов:

- объективные  (объективные)

- личностные (субъективные)

- организационно- управленческие (объективные)

- социально –  психологические (субъективные)

Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут  только поводом, искусственно придуманным  человеком.

Субъективные  причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает  в конфликт. Практически  в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей  ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек  выбирает то или иное поведение. В  споре, как и в ссоре, не бывает одного виноватого. Ссорятся всегда две  стороны. Не надо снимать с себя чувство  ответственности и выяснять, кто  первый начал. Вы поддержали, следовательно, сами выбрали конфликт. Если вам  будет нужно не спорить, например, с начальством, вы найдете множество  способов, как избежать конфликта. Но если ваш «противник» равен вам  или слабее, тут вы вряд ли уступите.

Разумеется, в одном конфликте объективные  причины и субъективные четко  разграничены. Грань провести довольно сложно. Одна и та же объективная предпосылка для одних людей конфликтогенна, для других - нет, поэтому и сами объективные причины во многом субъективны. С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека, как мы говорили на первом занятии, во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность.

И, тем  не менее, условно выделяются объективные  и субъективные причины конфликта.

К числу  наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:

- естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности.

- слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем.

Вторая  группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер.  Этим причинам элемент  субъективизма присущ  в  несколько  большей степени по сравнению  с объективными причинами.  Организационно-управленческие причины конфликтов связаны  с  созданием и функционированием  организаций, коллективов, групп. Структурно-организационные  причины конфликтов  заключаются  в несоответствии структуры организации  требованиям  деятельности, которой  она занимается. Структура организации  должна определяться задачами, которые  эта организация будет  решать  или  решает, структура создается  под задачи. Однако добиться  идеального  соответствия структуры организации  решаемым  задачам практически  невозможно.

Третья  группа причин имеет социально-психологический  характер. Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.

Конфликты бывают простые и сложные. Простые формы социального конфликта:

Бойкот - полный или частичный отказ от действий, которые служат интересам  конкурирующих или противоборствующих групп. Выделяют политический, экономический  бойкоты. Саботаж - форма борьбы, связанная  с сознательными, чаще всего скрытными  действиями с целью нанесения  ущерба интересам противоборствующей стороне.

Травля (преследование) - форма борьбы, применяемая  с целью ослабить или скомпрометировать  противника. В этой форме реализуется  имеющийся перевес над противоборствующей стороной.

Словесная агрессия - выдвижение обвинений, оскорблений, распространение дезинформации  с целью дискредитации противника в глазах общественного мнения. Часто  эта форма конфликта реализуется  через "грязную" пропаганду.

Физическая  агрессия - нападения, драки, убийства, террористические акты, вооруженная  борьба.

Сложные формы проявления социального конфликта, как правило, представляют собой  переплетение нескольких простых форм.

Общественный  протест - любые публичные действия, выражающие неодобрение. Может проявляться  в форме массового гражданского неповиновения, митингов, демонстраций, общенациональных забастовок.

Бунт - массовые стихийные выступления, как  правило, агрессивные и относительно кратковременные.

Социальная  революция, гражданская война - форма  социального конфликта, направленная на коренное изменение общественно-политического  порядка.

Для понимания  социального конфликта важно  иметь представление о причинах и формах выражения социальной напряженности  в обществе, социальной группе. Социальная напряженность - индикатор социального  кризиса, нарастающего конфликта. 

26. Пути  и способы регулирования социальных  конфликтов. 

Пути  и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания. П. Сорокин справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением  потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей людей, без  которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилище, самосохранении, самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.

Наилучший способ регулирования социального  конфликта - его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать  и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать  индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей  производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.

В условиях нарастания социальной напряженности  знание ее индикаторов позволяет  умело не давать повода для инцидента, с которого начинается конфликт. В  качестве инцидента могут выступать  такие обстоятельства, как резкое изменение внешней ситуации, провоцирующие  действия одной из конфликтующих  сторон, возникновение спорных ситуаций. Чаще всего в качестве инцидента  выступают непродуманные действия администрации, связанные с нововведениями, неудачными кадровыми решениями.

До инцидента  руководство может занимать разные позиции:

- не чувствовать напряженности, реагировать в обычном стиле, тем самым приближая конфликт;

- осознавать ситуацию, но отвечать неадекватно;

- занимать позицию невмешательства.

После инцидента, с которого начинается социальный конфликт, возможны различные варианты поведения:

растерянность и бездействие (страусиная политика);

агрессивная позиция;

солидарность  и даже руководство забастовкой;

подачки бастующим;

воздействие через неформальных лидеров.

Главное заключается в том, потерян или  нет со стороны администрации  контроль за развитием событий. В  активной, пиковой стадии конфликта  происходят дифференциация и интеграция участников конфликта вокруг выдвинутых требований.

Это касается и лидеров, и рядовых участников конфликта. Конфликт - это почти всегда борьба лидеров противоборствующих сторон. Побеждает тот, кто сильнее  и умнее. Здесь противоборствуют две тенденции. С одной стороны, стремление разрушить забастовку любыми способами. Носителями этой линии выступают  администрация, часто - профсоюзные  структуры. С другой стороны, стремление лидеров конфликта с большей  результативностью реализовать  поставленные цели, задачи. Зачастую это  создание особых органов управления вне традиционных структур, например забастовочных комитетов. У нас  пока мало лидеров рабочего движения - это неизбежный результат тоталитарной системы.

Для управления социальным конфликтом чрезвычайно  важно умение вести переговоры, ведь в конечном счете обе конфликтующие  стороны заинтересованы в достижении компромисса.

В процессе ведения переговоров можно выделить:

- подготовительную фазу, первоначальный выбор позиции;

- поисковую фазу;

- финальную фазу.

Западные  социологи разработали несколько  принципов, которые помогают лидерам  вести переговоры в процессе разрешения социального конфликта.

Важнейшие среди них:

- переговоры начинаются с конструктивного определения проблемы;

- участвующие стороны должны понимать друг друга;

- долговременное решение базируются на интересах, а не позициях;

переговоры  должны быть гибкими.

Кроме того, существует несколько правил ведения переговоров при разрешении социального конфликта. 

27. Приемы  мирного разрешения социальных  конфликтов. 

- Не отвечайте на агрессию агрессией;

- Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

- Дайте возможность оппоненту высказаться;

- Старайтесь выразить свое понимание в вязи с возникающими у оппонента трудностями;

- Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;

- Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. 

28. Переходный  характер современного этапа  развития России. 

29. Особенности  социальной структуры российского  общества 

    Управление - это целенаправленный планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального  эффекта при затрате минимальных  ресурсов, усилий и времени. Управление является объектом изучения многих дисциплин. Специфика социологического подхода  к управлению состоит в том, что  оно рассматривается  со стороны  деятельности, интересов, поведения  и взаимодействия определенных социальных групп, находящихся между собой  в отношениях руководства - подчинения.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"