Шпаргалка по "Социологии"

Автор: q******@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 17:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

Ответы по социологии.docx

— 51.08 Кб (Скачать)

8. Социализация. Особенности социализации на  различных этапах жизни. 

В человеке в течение его  жизни параллельно  идут два взаимосвязанных процесса: процесс его личностного становления  и процесс социализации. Личностное, внутреннее становление проходит, как уже говорилось, в борьбе божественного, культурного начала с инстинктами.

Социализация  есть процесс вхождения человека в общности, его знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных  общностей, выработки человеком  отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях  и в обществе в целом.

Социализация  охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек  приобретает социальную природу  и способность участвовать в  социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение  индивида: семья, соседи, сверстники в  детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Д. Смелзеру , необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей. 

9. Ресоциализация, ее объективная необходимость  в современном российском обществе. 

Ресоциализация  — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

Жизненные циклы в биографии человека —  это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами: поступлением в вуз (цикл студенческой жизни), женитьбой (цикл семейной жизни) и т. д., связанные  со сменой социальных ролей, приобретением  нового статуса, отказом от прежних  привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая  в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил  особое название.

Отучение  от старых ценностей, норм, ролей и  правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым  ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Десоциализация  и ресоциализация — две стороны  одного процесса, а именно взрослой социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается  в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его  жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение  воспитания в интернате или в  детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм.

Ресоциализация может быть столь глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и богатую культуру. Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом. Уход в монастырь предполагает не менее радикальные перемены в образе жизни, но духовного обнищания не происходит и в этом случае. 

10. Общество  как целостная система, роль  культуры в обеспечении его  существования и развития. 
 

Чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить характер закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный «организм». В  принципе выделяются три основные подхода к объяснению этих связей и закономерностей:

Первый  может быть обозначен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается в качестве естественного продолжения закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге — Космоса. Общество в этом случае предстает как высшее, но далеко не самое «удачное» и устойчивое образование. Предполагается, в частности, что оно может изменить форму своего бытия, «уйти» в Космос и там начать новый виток своей эволюции.

Другой  подход может быть назван «идеалистическим». Здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. История знала немало примеров существования теократических государств, где единство обеспечивается одной верой, которая тем самым становится государственной религией.

Общества  являются наиболее обширным и сложным  типом социальной структуры в  современном мире. Общество – это  объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое  осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) его членов. В  силу общей культуры члены общества обычно придерживаются схожих ценностей  и норм и говорят на одном языке. Они обеспечивают преемственность  главным образом благодаря воспроизводству  и образуют более или менее  самодостаточное социальное целое. Общество может быть и небольшим (племя, состоящее из нескольких десятков человек), и доходить до сотен миллионов, как в современных государствах. 

11. Социальная  структура общества, ее элементы. 

Социальная  структура общества в различных  социологических перспективах трактуется по-разному. Два основных подхода  к ее пониманию: 1) объективистский (К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и другие), согласно которому социальная структура существует независимо от воли и сознания людей, в значительной мере определяя их социальное поведение и социальные действия; 2) субъективистский (А. Шюц, Дж. Мид и другие), сторонники которого сводят социальную структуру к взаимодействиям индивидов, рассматривая их в качестве единственной социальной реальности; социальная структура, по их мнению – это абстракция, существующая лишь в сознании людей, она может быть осмыслена только через оценку индивидуальных мнений.

В социологии существуют различные подходы к  анализу структуры современного общества: территориальный, институциональный, профессиональный, социально-статусный, социально-экономический, социокультурный. В соответствии с ними в качестве элементов социальной структуры  общества могут рассматриваться: 1) социальные общности и группы; 2) жители города и деревни; 3) семья, религия, политика, образование и другие социальные институты; 4) организации, коллективы, профессиональные группы; 5) социальные слои (страты), сословия, касты; 6) социальные классы; 7) этнонациональные общности. 

12. Первичные  и вторичные группы как субъекты  социальных отношений. Воздействие  первичных групп на деятельность  вторичных групп. 

В зависимости  от характера отношений и связей индивидов выделяют группы первичные  и вторичные. Термин «первичные группы»  был введен в социологию Ч. Кули.Группа первичная - разновидность малой  группы. Эти группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью  межличностных отношений. В первичной  группе каждый её субъект рассматривается  как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности.

Вторичная группа - это целевая группа, в  которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Она опирается на интитуционализированную  и иерархиезированную систему отношений, деятельность в ней регулируется правилами. Вторичная группа - это, как  правило, большая группа, но малая  группа тоже может быть вторичной. Отношения  в группе отличаются характером безличных  функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов. Во вторичной группе протекает  вторичная социализация личности.

В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, ее члены нередко  очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются при  встрече. Между ними не устанавливаются  эмоциональные отношения, характерные  для друзей и членов семьи. В организации, связанной с трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Таким образом, не только роли, но и способы коммуникации четко определены. Поскольку личная беседа не эффективна, коммуникация часто  носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефонных звонков.

Однако  не следует преувеличивать некую  обезличенность вторичных групп, якобы  лишенных своеобразия. Люди вступают в  дружеские отношения и образуют новые группы на работе, в школе  и внутри других вторичных групп. Если между индивидами, участвующими в общении, складываются достаточно устойчивые отношения, можно считать, что они создали новую первичную  группу. 

13. Организация  как социальное явление. Организационные  образования в современном обществе. Достоинства и недостатки организаций. 

1. Организация  — это искусственное объединение  институционального характера, занимающее  определенное место в обществе  и предназначена для выполнения  более или менее ясно очерченной  функции. В этом смысле организация  есть стационарный институт, социальный  объект.

Социальный  институт — система учреждений, в которых определенные люди, избранные  членами групп, получают полномочия для выполнения определенных и безличных  функций ради удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп.

2. Организация  имеет процессуальный характер, выступает как деятельность по  организации. 

3. Организация  выступает как характеристика  степени упорядочения какого-то  объекта. В этом смысле организация  объекта - это свойство объекта. 

4. Определенный  признак организации — это  наличие цели, поэтому организация  может рассматриваться как целевая  социальная система. Реализация  цели вызывает необходимость  выстраивать иерархически и вводить  элементы управления. Таким образом,  достижение цели связано с  иерархией и управлением. 

Организация есть иерархическая и управляемая  общность.

Строение  организации :

1. формальная  организация — это когда формализация  выступает как стандартизация  поведения. Для этого создаются  образцы постоянного поведения. 

Формальная  организация бывает :

-рациональная,

-безличная (абстрактные индивиды)

-однозначная (четко расписаны функциональные отношения)

2. внеформальная  организация. Эта организация  имеет определенные задачи, иногда  возникают отношения непредвиденные  внеформально, несоответствие четко  принимаемым условиям.

3. неформальная  организация (социально-психологическая  организация) — это отношение  неформальной связи между людьми, возникающие в соответствии с  их выбором. 

Хорошо, когда неформальные отношения дополняются  соответствующими формальными.

Общая характеристика коллектива.

В обществе существует несколько делений на группы :

1. - реальные  группы людей — те, перед которыми  стоят определенные цели, и все  члены группы объединены между  собой. 

- условные  — выделяются в искусственных  целях. 

2. - лабораторные 

- естественные  — решают реальные задачи, которые  существуют реально. Они делятся  на большие и малые группы. Учитывается, что человек входит  в 4-6 групп 

Большие группы (классы, этнические общности, нации) бывают организованные и неорганизованные.

Малые : становящие и коллективные (развивающиеся).

Как малые, так и большие группы могут  быть группами членства и референтные (это группы, чьи ценности и нормы  мы разделяем, на них ориентируемся). 

15. Социальные  институты общества, их основные  функции в современных обществах. Тенденции изменения социальных институтов в России. 

Взаимодействие  людей в ряде сфер должно быть обязательным. Без этой обязательности нельзя обеспечить существование общества. Это обязательность и регулярность обеспечивают специальные  структуры – социальные институты.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"