Шпаргалка по "Социологии"

Автор: q******@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 17:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

Ответы по социологии.docx

— 51.08 Кб (Скачать)

1. Предмет  и структура социологии. 

Социология  – учение, наука об обществе. Ввёл это понятие Огюст Конт.

Предмет социологии. Основные точки зрения:

- макросоциологический  подход (Огюст Конт: «Социология  изучает общество в его целостности  и взаимосвязи»)

- микросоциологический  подход (Питирим Сорокин – русско-американский  социолог: «Социология изучает поведение  человека в среде себе подобных»)

- интегральный  подход (Энтони Гидденс: Социология  изучает общество и его элементы; взаимодействие человека с обществом  и его элементами»)

Структура социологии, точки зрения:

Социология  делится:

1) фундаментальная  – теоретическое исследование  общества и его элементов, методов  исследования общественных явлений.

2) эмпирическая  социология – сбор фактов, сведений  и мнений об общественных процессах.

Социология  делится:

1) макросоциология  – изучение обществ и общества.

2) социология  среднего уровня – социология социально-демографических групп, социология старости, социология журналистики, социология торговли и т.д.

3) микросоциология  – поведение человека в малых  группах: друзья, любовники, семья,  влюбленнее. 

2. Соотношение  социологии и других общественных  наук. 

Место социологии в системе общественных и социальных наук определяется прежде всего, тем, что социология есть наука  об обществе, а, следовательно включает общую социологическую теорию, которая  может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые  социологией, используются всеми другими  гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась  система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять  свои функции не взаимодействуя с  другими науками. 

1) С  философией.  Это  две  самостоятельные  науки   с   основополагающими принципами понимания  мира.  По  философии  -  это  единое  мировоззрение  с высокой степенью абстракционирования. Социология  распадается  на  отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом. Социология тесно связана с философией. В основе связи — изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии общества, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя и сознание, социология — социальную структуру, социальные институты, культуру, социальную организацию общества и т. п. Если же философия изучает сущность человека, личности, то социология — личность как социальный тип. Если же философия изучает социальные отношения в их сущностной сути, то социология—социальные взаимодействие и социальные взаимосвязи. Конечно же социология осуществляет задачу, непосильную общей философии — непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни.

2) С историей. Социология изучает современное общество. Там,   где   кончается   история   начинается социология. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений вы ступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве, то социология изучает свойства всего общества которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история и социология имеют объектом изучения общество. История как и социология сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества.

3) Экономика, право, психология, педагогика, демография  и т.д.  Социология дает  этим  наукам  научно-обоснованную  теорию  о современном обществе  и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими. 

3. Функции  социологии. 

Функции социологии:

- познание  человека и общества

- использование  данных социологии во всех  областях человеческой деятельности

- управленческая  – опираясь на знание можно  управлять человеком и обществом.

1)Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социальных исследований, техники сбора и обработки социальной информации.

2) Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления.

3) Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива или нового города, но и управления для достижения поставленных целей.

4) Социально-технологическая функция. Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально - психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избирательных кампаниями и т.д.

5) Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.

6) Идеологическая функция. Как и любая др. наука об обществе, социология несет определённую идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг полит. деятелей и т.п. Следует помнить, что наука выполняет свои идеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения. 

4. Культура  как система ценностей, смыслов,  образов деятельности индивидов. 

Термин  культура означает «возделывать почву» (отсюда – «культивация»). В современном  обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные человеческим сообществом. Ее обычно подразделяют на материальную (здания, дороги, линии связи, предметы быта и т. д.) и духовную культуру (язык, религия, научные представления, теории, убеждения людей и т. д.).

В социологии под культурой подразумевается  то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека –  инстинктами; это искусственное  образование, созданное совместными  действиями многих поколений людей  и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой. Под культурой в социологии понимают созданную людьми искусственную предметную и идеальную среду, определяющую социальную жизнь людей.

Все структурные  компоненты культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут  быть как идеальными представлениями  людей, социальных групп, общества, так  и материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Например, для сообщества врачей типичной идеальной ценностью является клятва Гиппократа, заключенные в ней  нормы профессиональной деятельности и мировоззренческие постулаты. Для современного российского общества основными материальными ценностями являются: квартира, высокооплачиваемая работа, хорошее образование и  т. д. Под ценностями мы понимаем идеальные представления и материальные объекты определенных людей и социальных групп, имеющие для них важное значение и определяющие их социальное поведение.

Культура  как ценностно-нормативная структура  определенным образом формирует  общество. В этом проявляется одна из функций культурной динамики. Другими  функциями культуры являются:

- социализация, т. е. воспроизводство социального порядка нынешним поколением и передача его следующему поколению;

- социальные контроль, т. е. обусловленность поведения людей определенными нормами и образцами, свойственными данной культуре;

- культурный отбор, т. е. отсеивание негодных, отживших социальных форм и культивирование таких, которые удовлетворяют господствующим в данном обществе ценностям. 

6. Диалектика  социального и биологического  в человеке. 

Не менее  очевидно, что биологическая и  социальная стороны человеческого  бытия являются именно сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими  противоречивое единство. Но в таком случае должна быть некая сила, способная соединить в человеке природные и социальные его качества, сила, становящаяся системообразующей в его реальном существовании. Такую роль играет самое, пожалуй, замечательное изобретение человеческого рода культура. Человек понимается, таким образом, не как чисто природное существо и не как чисто социальное, и не как биосоциальный “кентавр”, а как существо трёхстороннее – био-социо-культурное.

Если  человек является, как явствует из сказанного, трёхстороней системой –  био-социо-культурной, то его изучение предполагает:

Познание  целостности человеческого бытия  в единстве его сущности и существования, в изоморфизме его филогенеза и онтогенеза, в диалектике общего (общечеловеческого), особенного (личностного, уникального); таково назначение философской антропологии; её проблемное поле – целостное бытие человека, его место в мире, его отношение к природе, обществу, культуре, к другому и самому себе, смысл его существования на земле;

Познание  каждой из трёх сторон бытия – биологической, социальной, культурной – в её относительной  самостоятельности; речь идёт, следовательно, во-первых, об изучении того, как проявляются  в жизни человека  на всех её уровнях (родовом, групповом и индивидуальном) и во всех аспектах (структурном, функциональном и эволюционном) законы природы –  таково проблемное поле биологической (в частности, медицинской) антропологии; речь идёт, во-вторых,  об изучении взаимоотношений человека и общества – таково содержание социальной антропологии, проблемное поле которой определяется тем, что общество даёт человеку и что он даёт обществу, как общество создаёт условия совместного существования и коллективной деятельности людей и как они создают и пересоздают своё общественное бытиё; речь идёт, в-третьих, об изучении взаимодействия человека и культуры – таково содержание культурантропологии; её проблематика – принципы сотворения человеком “второй природы” как “мира человека”, “ноосферы”, искусственной среды обитания, и пути сотворения человека культурой.

Разумеется, все три антропологические дисциплины и лежащая в их основе философская  антропология в определённых пунктах  пересекаются, накладываются друг на друга, но и в тех своих разделах, в которых выявляется теоретическое  своеобразие каждой, они обмениваются информацией, соучаствуют в комплексных, междисциплинарных решениях смежных  проблем. 

7. Взаимодействие  личности и общества как центральное  отношение социальной жизни. Варианты  взаимодействия личности и общества. 

Процесс взаимодействия личности и системы  общественных отношений осуществляется в процессе социализация и индивидуализации личности. Социально-психологические  качества личности особенно отчетливо  проявляются в ее направленности. По мнению Ломова, направленность выступает  как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический  склад. Реализация направленности осуществляется прежде всего ее мотивационной сферой. Социально-психологический вектор направленности определяется тем, что  она связана с отношениями  личности с другими людьми. Эти  отношения отражаются в потребностях людей, начиная от потребностей в  материальных условиях жизни, включая  потребности в деятельности, познании, общении, в способе удовлетворения этих потребностей. На базе потребностно-мотивационной  сферы формируются жизненные  цели личности, концепция ее собственного будущего. Особое значение для социальной психологии личности имеют идеи Ломова о субъективных отношениях. Эти отношения  отражают то, как личность относится  к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В  данном случае речь идет о ценностных ориентациях, привязанностях, симпатиях, антипатиях, интересах и др., всем том, в чем выражается субъективная позиция личности, ее пристрастность, оценка событий, лиц, участвующих в  них. Ломов считает «субъективные  отношения» родовым понятием по отношению  к таким понятиям, как «установка», «личностный смысл», «аттитюд». В  ряде случаев он называет эти отношения  субъективно-личностными отношениями. Система этих отношении составляет сложнейшее, многоуровневое, динамическое образование, которое можно описать  как многомерное субъективное «пространство» , каждое измерение которого соответствует  определенному субъективно-личностному  отношению (к труду, собственности, другим людям, политическим событиям и  т. д.). 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"