Общественное мнение

Дата добавления: 08 Декабря 2011 в 19:50
Автор: k**********@rambler.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (155.06 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Общественное мнение.doc

  —  634.00 Кб
  1. Общественное мнение и массовое сознание.
  2. Понятие и структура общественного мнения. Типология общественного мнения.
  3. Механизмы формирования и сферы проявления общественного мнения. ■

     10. Несмотря на наличие множества подходов к определению сущности общественного мнения, большинство авторов рассматривает его как особое явление общественного сознания. Общественное сознание, будучи отражением общественного бытия людей, воплощается в различных формах - в языке в науке и философии, в искусстве, в политической и правовой идеологии в нравственности, в религии и мифах, в народной мудрости, в социальных нормах и воззрениях социальных групп, классов, наций и человечества в целом11.

     К проявлениям общественного сознания относят массовое сознание и общественное мнение, таким образом, эти понятия  тесно взаимосвязаны.

     Для того чтобы определить понятие «массовое  сознание», необходимо определить, что такое «масса», которая является его носителем. Понятие «масса» включает, по крайней мере, два аспекта. Во-первых, количественный. Во-вторых, оценочный. С первым более или менее ясно. Масса - некий коллектив, минимальный размер которого более четырех-пяти человек, а максимальный - сотни тысяч и миллионы. Второй аспект - это попытка определить, чем масса отличается от иных общностей и групп, и, следовательно, чем отличается массовое сознание от группового.

     Различные высказывания, существующие в социологической литературе, можно, по большому счету, свести к двум дополняющим друг друга точкам зрения.

  1. Масса - это толпа (X. Арендт, Г. Лебон, Э. Ледерер). То есть, это множество людей без явной организационной структуры, собравшихся в одном месте вследствие стихийно возникшей ситуации. Скажем, автомобильной аварии или выступления политика харизматического типа. В данном случае массовое сообщество ограничено пространственно и между его участниками существует непосредственное, преимущественно эмоциональное общение. Чем сильнее эмоции, тем долговечнее масса. Ее участники заражают друг друга эмоциями и настроениями и подражают действиям друг друга. Одним из первых этот феномен отметили в XIX в. французские социальные психологи и социологи Г. Тард (1843 - 1904) и Г. Лебон (1841 - 1931). В толпе индивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются во власти иррациональных чувств, так как ими управляет закон «духовного единства толпы».
  2. Масса - это недифференцированное в социальном плане множество (Г. Блумер). При этом объективно между индивидами, составляющими это множество, существуют статусные различия: по полу, возрасту, профессии, доходу и др., но они нивелируются наличием более важного в данный момент признака, например, коллективно совершаемого действия. Это может быть присутствие на концерте, стадионе, просмотр телесериала, поддержка политического лидера и т.п.

     По  мнению Б. Грушина, характерными признаками массы являются:

- размытость социальной структуры;

- анонимность;

- стохастическая (т.е. вероятностная) природа и неопределенность состава;

- ситуативный характер, то есть она занята одним видом деятельности;

- демонстрация единого способа поведения и сознания.

     Исходя  из этого, он дает следующее определение: «Массы - это ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)»12.

     Соответственно  с этим массовое сознание очень часто  направлено на то, что лежит «на  поверхности» социальных процессов и в той или иной степени затрагивает интересы и вкусы участников самых разных социальных общностей.

     Основной  предпосылкой возникновения такого социального феномена, как массовое сознание, является появление и развитие «массового общества».

     Некоторые мотивы теории массового общества просматриваются  уже в работах социологов XIX века - А. де Токвиля (1805-1859) и Ф. Тенниса (1855-1936), которые отмечали, что в культурной и политической жизни роль масс возрастает, а элит - падает. Впоследствии «массовое общество» как общество атомизированное и дегуманизированное положил в основу своей концепции современного общества Г. Маркузе (1898-1979).

     Возникновение массового общества стало возможным  благодаря следующим предпосылкам:

- развитию массовых способов производства вследствие индустриализации промышленности и сельского хозяйства. В результате индивид перестает быть самоценной личностью, а становится производственной функцией, придатком машины;

- урбанизации, способствовавшей скоплению масс людей в локально ограниченном пространстве;

- развитию средств массовой коммуникации - почты, телеграфа, телефона, радио, ТВ и др., которые не только позволили быстро передавать информацию, но и сделали возможным навязывание стандартных образцов «массовой» культуры целым обществам;

- становлению в XX веке тоталитарных политических режимов, требующих от граждан безукоризненного следования идеологиям как в публичной жизни, так и в быту;

- становлению «общества потребления», немало способствующего выработке стандартов массового поведения в экономической и культурной сферах.

     Жизнь индивида в XIX - XX веках стала более  публичной, причем публичной в гораздо  больших масштабах, чем это было, скажем, в афинской демократии или  средневековых республиках. В соответствии с этим сознания отдельных индивидов стали реагировать на множество одних и тех же социальных раздражителей.

     Содержанием массового сознания являются, прежде всего, те элементы сознания вообще, которые способны быстро передаваться в процессе социальной коммуникации и овладевать умонастроениями больших масс. К числу таковых можно отнести:

- стереотипы - односторонние, преувеличенные и, как правило, основанные на предубеждениях взгляды, свойственные социальной, этнической группе или классу13. Стереотипы способствуют усилению чувства социальной солидарности и противопоставления «мы - они»;

     - мифы и верования - иррациональные представления массовых общностей и индивидов, основанные на давнем социальном опыте. Мифы также являются важным источником социальной солидарности и мобилизации масс на коллективные действия;

- нормы - предписания, бытующие в социальных группах и регулирующие взаимоотношения между индивидами и общностями;

- ценности - высокие значения, придаваемые индивидами и обществами материальным и нематериальным объектам. Социальные ценности соответствуют базовым целям, разделяемым людьми в том или ином обществе, и служат для мобилизации их на коллективные действия;

- настроения - общие эмоциональные переживания массовых общностей, возникающие в результате экономических и политических изменений, политики государства, воздействия СМИ и др. Настроения, в отличие от предыдущих компонентов массового сознания, - более пластичный и изменчивый его элемент.

     Основными характеристиками массового сознания являются:

  1. синкретичность - сочетание самых разнообразных форм знания (научного, обыденного, художественного и др.);
  2. стереотипичность;
  3. превалирование эмоционального и иррационального над интеллектуальным.

     Таким образом, массовое сознание можно определить, как комплекс идеи, верований, установок, ориентаций и настроений, свойственных большим массам людей, независимо от их принадлежности к конкретным социальным группам, и сформированных не в последнюю очередь вследствие п>бличной деятельности и воздействия средств массовой коммуникации.

  1. Общественное мнение также рассматривается как специфическое проявление общественного сознания. Оно отражает интересы, настроения, чувства классов и социальных групп общества в тот или иной исторический к времени. Общественное мнение фокусирует внимание общества на деленных сторонах и процессах социальной жизни. По сути, общественное мнение - показатель того, как отражаются и познаются социальными группами и обществом в целом происходящие социальные процессы.

     В современной отечественной социологической литературе присутствует множество различных определений общественного мнения. Обобщив их, можно выделить следующие отличительные черты общественного мнения:

- общественное мнение включает в себя не все точки зрения на ту или иную проблему, которые имеют отдельные индивиды, а только те, которые связаны с оценкой ситуации, в отношении которой данная совокупность индивидов выступает как общность;

- общественное мнение не может быть абстрактным, оно существует по определенному вопросу, и не может быть внеисторическим, поскольку оно возникает в определенной ситуации;

- общественное мнение всегда публично выражается, доводится до сведения общества или какой-либо социальной группы;

- общественное мнение появляется тогда, когда оно отражает отношение к проблемам, которые интересуют конкретное общество или конкретную общность людей;

- общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации об интересующей проблеме. Оно может возникать как на основе информации, отражающей реальное положение вещей, так и искажающей действительность;

     общественное  мнение сохраняется на протяжении определенного  отрезка времени, достаточно определенного, что позволяет рассматривать  его как общественный феномен.

     Исходя  из вышесказанного, можно дать следующее определение общественного мнения. Общественное мнение - это специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование,       выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение социальных групп, общностей, общества в целом к актуальным проблемам действительности.

     Общественное  мнение представляет собой сложное  духовное образование и включает в себя ряд компонентов. Так, еще Ф.В. Гегель выделял в структуре общественного мнения целый ряд структурных элементов:             первый - условия существования общественного мнения, второй - объект (содержание) общественного мнения, третий - носитель общественного мнения, четвертый - характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый - соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений, сочетание и «противоположность» в том или ином мнении элементов истины и лжи14.

     В настоящее время исследователи  выделяют следующие компоненты общественного  мнения.

  1. Объект субъект и общественного мнения. Объектом общественного мнения являются конкретные явления, темы, проблемы, по которым высказываются суждения и точки зрения, то есть то, по поводу чего складывайся общественное мнение. Таким образом, все многообразие человеческой жизни порождает и многообразие человеческих суждений. Объект общественного мнения охватывает материальное производство и политическую жизнь, состояние экологии и здравоохранения, духовные потребности и социально-психологическое самочувствие людей и многое другое.

     Объектами общественного мнения выступают различные общественно значимые факты социальной действительности, среди которых выделяются:

- факты-события - конкретные, уникальные, неповторимые события в обществе (например, переход к обязательной сдаче ЕГЭ, к двухуровневой системе высшего образования и др.);

- факты-явления - типичные, повторяющиеся факты (скажем, участие в выборах);

- факты-процессы, которые характеризуют различные тенденции развития общества (ситуация на рынке труда, политическое развитие общества, проблема «отцов и детей» и т.п.).

     По  мнения Б.А. Грушина, объект общественного  мнения необходимо изучать, обращая  внимание, во-первых, на анализ общей  способности суждения общественного мнения отражать действительность; во-вторых, выделять критерии, в силу которых явления жизни становятся объектом общественного мнения15.

     Субъект и выразитель общественного мнения - люди, которые высказывают суждения или дают оценки той или иной проблеме, возникающей в обществе. Субъект общественного мнения обладает сложной структурой. Элементы этой структуры - классы, социальные общности, слои и группы общества. Включение той или иной группы в субъект общественного мнения зависит от значимости обсуждаемой проблемы, ее важности для данной группы.

     В зависимости от вклада в формирование общественного мнения субъекты подразделяются на следующие категории:

- субъекты - творцы общественного мнения;

- активные носители, артикуляторы общественного мнения («лидеры мнения»);

- носители общественного мнения (массовая публика, люди, имеющие мнение по той или иной проблеме) и др.

Описание работы
1.Считается, что термин «общественное мнение» («public opinion») впервые употребил в XII в. английский писатель и государственный деятель Д. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения. С конца XIX в. этот термин стал общепринятым.
Проблема «мнения» впервые была сформулирована в античной фило¬софии Ксенофонтом, Гераклитом, Алкемоном, Парменидом, Платоном, Аристотелем, Сократом и др. в процессе деления знаний на «точные» (али- тея) и «догадки» или «мнения» (докса). «Общественное мнение» стало предметом научного осмысления в трудах Протагора и Платона. О сущест¬вовании представлений об общественном мнении в античное время говорит тот факт, что многие философы той эпохи оперировали сходным понятием «публичного мнения», рассматривая его как мнение мыслящей аристокра¬тии (Платон) или как мнение арифметического большинства (Протагор) .
В период Средних веков и в эпоху Возрождения в трудах Св. Авгу-стина, Ф. Аквинского, Н. Макиавелли, У. Оккама проблема характеристики «мнения» и «общественного мнения» решалась через соотношение веры и знания.
Содержание
содержание отсутствует