Общественное мнение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:50, реферат

Описание работы

1.Считается, что термин «общественное мнение» («public opinion») впервые употребил в XII в. английский писатель и государственный деятель Д. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения. С конца XIX в. этот термин стал общепринятым.
Проблема «мнения» впервые была сформулирована в античной фило¬софии Ксенофонтом, Гераклитом, Алкемоном, Парменидом, Платоном, Аристотелем, Сократом и др. в процессе деления знаний на «точные» (али- тея) и «догадки» или «мнения» (докса). «Общественное мнение» стало предметом научного осмысления в трудах Протагора и Платона. О сущест¬вовании представлений об общественном мнении в античное время говорит тот факт, что многие философы той эпохи оперировали сходным понятием «публичного мнения», рассматривая его как мнение мыслящей аристокра¬тии (Платон) или как мнение арифметического большинства (Протагор) .
В период Средних веков и в эпоху Возрождения в трудах Св. Авгу-стина, Ф. Аквинского, Н. Макиавелли, У. Оккама проблема характеристики «мнения» и «общественного мнения» решалась через соотношение веры и знания.

Работа содержит 1 файл

Общественное мнение.doc

— 634.00 Кб (Скачать)

     Значительную  роль в становлении отечественной  школы изучения общественного мнения сыграло исследование, проведённое  под руководством В.Э. Шляпентоха. Целью его было изучение читающей аудитории газеты «Правда». В рамках исследования впервые в отечественной практике изучения общественного мнения была предпринята попытка разработки общенациональной территориальной вероятностной выборки.

     Дизайн  выборки базировался на данных Всесоюзной переписи 1970 г. На первой ступени единицами  отбора были приняты области, края, республики (не имеющие областного деления). Также за единицу отбора были взяты такие города, как Москва и Ленинград. На второй ступени отбирались районы областных центров, города областного подчинения и административные районы областей. На третьей - городские и сельские населённые пункты этих административных районов. На четвёртой ступени в городах отбирались территории, обслуживаемые жилищно- коммунальными конторами. На пятой ступени выбирались по документам этих контор семьи квартиросъёмщиков. На шестой, завершающей, определялись респонденты для проведения интервью.

     В течение 1960-1970-х гг. советской социологией  общественного мнения были сделаны значительные достижения, решены на практике многие организационные и теоретические проблемы. По инициативе ЦК ВЛКСМ была создана первая всесоюзная сеть исследовательских центров, с помощью которой проведено несколько всесоюзных опросов молодежи.

     В Ленинграде в филиале ИКСИ и в  Ленинградском государственном  университете сформировался серьёзный  социологический коллектив, осуществивший комплекс исследований аудитории средств массовой коммуникации (Б. Фирсов, Г. Хмара), процесса формирования ценностных ориентаций личности (В. Ядов), методологии и технике (А. Здравомыслов, Г. Сага- ненко, В.Ядов). В Новосибирске (СО АН СССР) на практике были отобраны различные модели выборки и методы возврата анкет при почтовом и прессовом опросах, обеспечения достоверности социологической информации, повышения эффективности использования количественных методов в со- апологии. Возникали и быстро развивались профессиональные коллективы социологов в союзные республиках (Эстонии, Латвии, Украине).

     Но  в те годы получаемая в ходе опросов общественного мнения информация далеко не всегда могла быть опубликована, если не соответствовала идеологическим канонам или, тем более, прямо противоречила им. цензуре данные исследования казались опасными уже потому, что демонстрировали различие точек зрения, в том числе и по политическим проблемам. А политическому руководству страны совсем не хотелось быть под контролем гласно выражаемого общественного мнения.

     Начало 1980-х гг. ознаменовалось ужесточением идеологических требований к социологии, что привело к резкому ограничению количества исследований в стране, к созданию системы партийного контроля за всеми проводимыми исследованиями и особенно - за опросами общественного мнения. Прежде всего, был взят под контроль ведущий центр - Институт конкретных социологических исследований АН СССР, а во всех республиках, краях и областях при соответствующих партийных комитетах были созданы советы по изучению общественного мнения, без разрешения которых никто не имел возможность проводить даже небольшой опрос.

     В ИКСИ все опросы общественного мнения были сосредоточены в отделе прикладных социологических исследований и проводились только по прямому указанию отделов ЦК КПСС. Данные опросов публиковались крайне ограниченно. В основном они использовались заказчиком. В течение 1973-1984 гг. сектора этого отдела ежегодно проводили по 10-12 опросов. Специально изучались общественное мнение и настроения различных групп и слоев населения: рабочей, студенческой, научно-технической молодёжи, интеллигенции, населения отдельных регионов и городов. В это же время достаточно активно велись опросы общественного мнения на местах. Так, в Грузии целый комплекс исследований провёл Центр изучения общественного мнения при ЦК КП Грузии10.

    4.Изучение общественного мнения с конца 1980-х гг. по настоящее

     время.

     В начале 80-х годов, после июньского (1983) Пленума ЦК КПСС, посвященного обсуждению актуальных вопросов идеологической, массово- политической работы партии, ситуация в социологии несколько либерализируется. Снова появляется интерес к изучению общественного мнения. В Институте социологических исследований создается Центр изучения общественного мнения, хотя опросы продолжают носить локальный характер. Налаживаются контакты с аналогичными центрами за рубежом. В проблематику опросов входят международные отношения.

     Серьёзным шагом на пути к гласности в  опросах общественного мнения стало советско-французское исследование под руководством В.А. Мансурова в октябре 1987 г. Впервые граждане СССР отвечали на вопросы об академике Сахарове, об отношении к войне в Афганистане, к антиалкогольной политике, высказывали суждения об изменениях, начавших в стране по инициативе М. Горбачева и получивших название «перестройка».

     В целом с конца 1980-х гг. проведение опросов общественного мнения совместно с зарубежными исследовательскими и коммерческими центрами становится обычным делом. Путь к такому широкому сотрудничеству был открыт благодаря курсу на демократизацию и гласность.

     Наконец, в 1988 г. по решению ЦК КПСС был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (просуществовал до 1992 г., впоследствии был реорганизован во Всероссийский центр изучения общественного мнения) во главе с Т.Н. Заславской, заместителями которой стали Б.А. Грушин и Ю.А. Левада. Сюда пришли работать многие профессиональные социологи из академических институтов и других исследовательских структур.

     В стране создается несколько сетей  интервьюеров на базе региональных опросных структур, областных и региональных партийных школ, связанных с Академией общественных наук при ЦК КПСС, продолжает работать созданная ранее сеть интервьюеров.

     Но  проведение общесоюзных, а позже - репрезентативных общероссийских опросов столкнулось с множеством методологических трудностей, и, прежде всего, проблемой обоснования репрезентативных выборок.

     Лишь  к середине 1990-х гг. в каждом экономико-географическом регионе России было создано по одному профессионально подготовленному региональному центру, проводящему опросы по заданию или по контрактам московских и других (включая зарубежные) центров. Эти службы стали опорными базами новых общероссийских центров, например, фонда «Общественное мнение», начавшего свою деятельность в 1992 г. (А.А. Ослон, Е.С. Петренко), службы «Vox Populi» профессора Б.А. Грушина, «Мониторинга общественного мнения» (Институт социологии) и др.

     В 1990-е гг. исследования общественного  мнения всё чаще проводятся в мониторинговом режиме. Тематика опросов, проводимых столичными и региональными службами, расширяется от повседневного потребления товаров и услуг до отношения к властям. Наряду с общеупотребительным методом интервью по месту жительства используются анкетирование, прессовые, почтовые опросы. Некоторые службы применяют телефонные опросы, другие - методы контент-анализа, третьи специализируются на уличных опросах. Развитие рыночных отношений (с начала 1992 г.) создало принципиально новую ситуацию в деятельности служб общественного мнения. Постепенно формируется рынок услуг центров и групп изучения общественного мнения, их численность стремительно возрастает. Начинается конкуренция. Коммерциализация данной области социологии сопровождалась рядом негативных тенденций: снижением качества получаемого материала, стремлением «удержать» заказчика, манипулированием формулировками вопросов с заведомо предсказуемым результатом. В итоге произошло снижение авторитета опросов общественного мнения у населения и политических деятелей. Последние начинают создавать собственные службы, не доверяя кон- курирующим партиям.

     Социологическое сообщество уже в начале 1990-х гт. вполне осознало эту опасность и предприняло попытки как-то исправить положение, т.е. найти средства профессионального контроля за качеством опросов. В 1991 г. состоялось заседание президиума Советской социологической ассоциации, принявшее решение образовать Ассоциацию исследователей общественного мнения, в 1993 г. эта попытка повторилась, но только в 1995 г. появилась Российская ассоциация изучения общественного мнения и маркетинга (президент Ю.А. Левада).

     Таким образом, с 1980-х гг. отечественная социология общественного мнения вступила в новый этап своего развития, для которого характерно массовое развитие эмпирических исследований преимущественно коммерческого плана, снятие идеологического штампа с общественного мнения, создание многочисленных научно-исследовательских центров по изучению общественного мнения.

    4.Социология общественного мнения - специальная социологическая теория, которая имеет свой объект и предмет изучения.

     Объект - это общественное мнение, то есть такое состояние общественного сознания, которое отражает отношение различных социальных, групп, классов, населения в целом к актуальным проблемам общества.

     Предмет - закономерности и механизмы формирования и функционирования оценочного отношения социальных групп, классов, народов к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

     Социологическое изучение общественного мнения предполагает исследование отношения больших социальных групп людей к актуальным проблемам действительности с помощью социологических методов - различного рода опросов, наблюдений, анализа документов и т. д.

     В структуре социологии общественного  мнения можно выделить три уровня:

    - теоретический - предполагает анализ сущности общественного мнения, его структуры и функций, роли и значения в современном обществе;

    - методологический - разрабатывает принципы, методы и приемы исследования общественного мнения;

    - эмпирический уровень включает в себя конкретные социологические исследования, посвященные формированию и функционированию общественного мнения.

     Задачами  социологии общественного мнения являются:

    - выяснение сущности понятия «общественное мнение»;

    - изучение эволюции общественного мнения как социального института;

    - выявление закономерностей формирования и функционирования общественного мнения в современном обществе;

     - разработка методов исследования общественного мнения.

     В современной научной литературе подчеркивается, что социологический подход к изучению общественного мнения должен основываться как на понимании его в качестве структурного элемента сознания, так и на фиксации его роли в системе общественных отношений и рассмотрении всего контекста «сознание - социальная среда». Этот подход отражает духовнопрактический характер общественного мнения, в свою очередь определяющий выбор стратегии его исследования.

     В настоящее время исследованиями общественного мнения занимаются представители различных наук: философы, теоретики права, психологи, социологи и др.

     Социология  общественного мнения имеет взаимосвязь со многими другими дисциплинами, но наиболее тесную и актуальную с такими отраслями социологического знания, как социология политики, социология массовой (социальной) коммуникации, социология права и этносоциология. 

     Контрольные вопросы

  1. Каковы предпосылки выделения общественного мнения как относительно самостоятельного направления социологических исследований?
  2. К какому времени относится становление социологии общественного мнения как самостоятельной отрасли социологического знания в западной социологии и в отечественной социологической науке? Чем обусловлены данные хронологические различия?
  3. Что характерно для «соломенных опросов»? Где и когда они проводились?
  4. Когда начинаются выборочные исследования общественного мнения?
  5. Каков вклад Дж. Гэллапа в развитие социологии общественного мнения? Был ли он пионером выборочных опросов?
  6. Каковы отличительные черты становления и развития отечественной социологии общественного мнения?
  7. Что такое социология общественного мнения как отрасль социологического знания?
  8. Каковы структура и функции социологии общественного мнения?
 

     Тема 2. СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО  МНЕНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Информация о работе Общественное мнение