Эволюция социологических взглядов П.Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ общественно – политической и научной деятельности П.А. Сорокина как одного их наиболее ярких представителей интеллигенции конца XIX - ХХ вв. Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
- проследить жизненный путь П.А. Сорокина, формирование его взглядов;
- дать характеристику историко-публицистической деятельности П.
Сорокина, как одного из представителей русской общественной мысли начала ХХ в.;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А. СОРОКИНА В РОССИИ 6
1.1. П.А. Сорокин как научный деятель 6
1.2. Творчество П.А. Сорокина в России 10
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А. СОРОКИНА ЗА РУБЕЖОМ 16
2.1. Научная деятельность в американский период 16
2.2. Современное восприятие творчества П.А. Сорокина 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

курсовая за 3 курс.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Основа  его концепции в следующем. «Благодать любви» - одна из трех высочайших энергий, известных человеку, которая является мобилизирующей силой позитивной поляризации  и служит созидательной энергией исторического прогресса. Сорокин выделяет ее функции: «... она была и остается реальной силой, которая может: остановить межличностную и межгрупповую агрессию; преобразовать враждебные отношения в дружеские; они (исследования) также показали: что любовь порождает любовь, а ненависть порождает ненависть; что любовь может влиять на международную политику и умиротворять конфликты; что любовь - это дающая жизнь сила, необходимая для физического, ментального и морального здоровья; что альтруисты живут дольше, чем эгоисты; что у детей, лишенных любви, больше шансов стать морально и социально дефективными; что любовь является сильным противоядием против преступных, патологических и суицидальных тенденций, против ненависти, страха и психоневрозов; что любовь выполняет важные познавательные и эстетические функции; что она является самой возвышенной и самой эффективной воспитательной силой для просвещения и морального облагораживания человечества…»38.

      Все  эти  положения  подтверждаются  социологическими исследованиями, основанных на анализе тысячелетней истории и нескольких тысяч жизнеописаний, и проведенными на студентах колледжей, пациентах больницы, около 500 американцев - «добрых и хороших соседей». Как всякое общественное явление, энергия любви может быть измерена количественно. Сорокин выделяет пять измерителей силы любви-интенсивность, экстенсивность, длительность, чистота и адекватность субъективность альтруистических целей с их объективными результатами, также пытается получить сводный измеритель энергии альтруистической любви. «Применение экономических терминов «производство, накопление и распределение» к энергии любви кажется парадоксальным. Однако в действительности оно имеет глубокий смысл, связанный с распределением ресурсов и инвестиций, определением политических целей и приоритетов, созданием и функционированием общественных институтов, определением содержания образовательного процесса - от детских садов до обучения взрослых, театрального репертуара, телепрограмм, издания литературы, периодической печати»39.

           Итак, П. Сорокин создал как минимум четыре совершенно уникальных и эпохальных научных парадигмы: работы по социологии экстремальных ситуаций, интегративный подход, приведший к появлению теории социальной стратификации, к теории мобильности; социальная и культурная динамика; теория социальной любви и творческого альтруизма.

     Таковы  основные направления творческой научной  деятельности П.А. Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением  только этих направлений, но творчество его настолько широко и многогранно, что приходится ограничивать фокус исследования рамками названных теоретических направлений.

2.2. Современное восприятие  творчества П.А.  Сорокина

     О Питириме Сорокине до начала 1990-х годов  большинство россиян знали только по статье Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина». Ненамного большее внимание уделялось ему и в США, где он никогда не был слишком популярен. Настоящий «ренессанс Сорокина» начался в России и, в несколько меньшей степени, в США в последнее десятилетие ХХ века. В России, где труды Сорокина не издавались в течение 70 лет, впервые опубликованы или переизданы многие его работы как российского, так и американского периода (Сорокин П. А. Дальняя дорога. Автобиография. Москва, 1992; Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. Москва, 1997; Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Санкт-Петербург, 1999; Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Санкт- Петербург,2000; и другие). За десятилетие в России, Европе и CШA появилось более сотни исследований о Сорокине, защищены десятки диссертаций (Sorokin and Civi1ization: А Centennial Assessment. New Brunswick, 1995; Johnston В.У. Pitirim А. Sorokin: An Intellectual Biography. Lawrence, 1995; Голосенко И. А. Социология Питирима Сорокина: русский период деятельности. Самара, 1992; Яковец Ю. В. Великие прозрения Питирима Сорокина и глобальные тенденции ХХI века. Москва, 1998 и др.). Тем самым признается глобальное значение его идей в долговременной перспективе. До сих пор, правда, основную часть этой литературы, по крайней мере, в России, составляют небольшие статьи общего характера, предисловия к публикациям сочинений Сорокина, а также тексты разного рода «юбилейных» докладов «апологетического» содержания.

     Значительный  комплекс исследований о Сорокине - это работы о различных аспектах его теории. Именно такие исследования преобладают на Западе.

     Среди немногих исторических исследований о П.А. Сорокине следует особо выделить его биографию, написанную профессором университета И. Барри Джонстоном, а также статьи и книгу И. Голосенко о российском периоде жизни Сорокина.

     Рассмотреть взаимоотношения Сорокина с его  американскими коллегами в более  общем плане попытался в ряде своих исследований Л. Николс, который  значительное внимание уделяет психологическим особенностям приспособления Сорокина к американской академической среде. Весь период жизни Сорокина в CШA он разделяет на шесть этапов, в зависимости от роста или падения его научного авторитета: 1) 1924 - 1930 гг. - начало творческого роста; 2) 1930 - 1936 гг. - наивысший подъем в карьере Сорокина; 3) 1937-1942 гг. - отчуждение от американского социологического сообщества; 4) 1943 - 1947 гг. - падение авторитета Сорокина; 5) 1948 - 1962 гг. - забвение; 6) 1963 - 1968 гг. - возрождение и возвращение Сорокина в американскую социологию (Nichols L. Ор. cit.). Научная карьера Сорокина представлена в виде циклов, серии позитивных и негативных «девиаций». Соответственно, главное внимание уделяется отношению американского научного сообщества к Сорокину, а его идеи и вклад в развитие американской и мировой социологии не рассматриваются.

     До  сих пор не было предпринято попытки  дать целостное представление об американском периоде жизни Сорокина, подобно тому, как это сделал Голосенко в отношении российского периода его жизни и деятельности.

     К концу жизни Питирим Сорокин  вряд ли и сам мог уверенно определить свою национальную идентичность, однако его принадлежность к русской  культуре в не меньшей степени, чем  к американской, сомнений не вызывает. Ностальгия Сорокина в последние годы его жизни буквально бросается в глаза. В письме советскому философу В. А. Карпушину от 21 марта 1966 года он дважды, в начале и в конце письма, благодарит за присланный ему альбом И.И. Левитана, подчеркнув, что Левитан - его любимый пейзажист. В следующем письме, написанном спустя полтора месяца, он повторяет слова благодарности за тот же левитановский альбом (Письма П. Сорокина в Научный совет АН СССР, стр. 133-134). Дело здесь, конечно, было не столько в Левитане, сколько в ощущении связи Сорокина со своей Родиной.

     Но  Сорокин уже не принадлежал только России или Америке, он мыслил глобальными категориями, его труды переводятся на все основные языки мира, он вел переписку и сотрудничал с учеными Европы, Азии, Латинской Америки, он - ученый мирового уровня.

     Сейчас, когда многие американские коллеги  вслед за его ближайшим другом и единомышленником К. Циммерманом признали, наконец, Сорокина «величайшим социологом мира» или «величайшим социологом ХХ века», до сих пор в оценке его теории исходят из того, насколько ее можно проверить экспериментальным путем. Так, в книге «Сорокин и цивилизация» социологи Дж. Хиллери, С. Мид и Р. Тернер попытались построить графики и проверить с помощью статистических выкладок прогнозы Сорокина о развитии западной цивилизации, такие как «рост уровня преступности», «рост бездуховности общества», «усиление чувства страха и отчаяния», «распад семьи» и т.д. Проанализировав пять из тринадцати предсказаний Сорокина, сделанных в четвертом томе его «Социальной и культурной динамики» (1941), они пришли к выводу, что только два из них полностью подтвердились. Признавая, что далеко не все тенденции в развитии культуры можно проверить экспериментальным путем, а также то, что 50-летний период слишком мал, чтобы подтвердить или опровергнуть тенденции долговременного развития, они, тем не менее, пришли к заключению, что будущие исследования позволят точнее определить ценность или бесполезность теории Сорокина.

     Подобный  «инструменталистский» подход к оценке научных достижений нередко применяется в США и до сих пор, и не только в отношении  теории Сорокина. Так, в начале 1990-х годов, когда в США развернулась бурная дискуссия о советологии как науке, многие ее оппоненты полностью отрицали научную ценность этой дисциплины. Значение творчества Сорокина для современной науки и культуры точно выразил Д. Липский: «Концепция Сорокина самодостаточна, т. е. содержит в себе ответы на все вопросы, которые мы в состоянии поставить перед собой сегодня и в относительно недалеком будущем. Это не означает, что концепция содержит готовые ответы на все случаи жизни. Она дает больше - метод анализа социальных явлений и инструмент для уменьшения прогностической неопределенности. Для современной науки концепция Сорокина как костюмчик на вырост: знаем, что есть, но когда еще станет впору!»40.

     Итак, в настоящее время интерес  к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны  российских социологов значительно  возрос. Все более актуальными  становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  П. Сорокин был сложной и, в некотором смысле, парадоксальной личностью. Неся на себе трагическое бремя человека, живущего в изгнании, он глубоко чувствовал конфликты времени, в котором жил, и умел замечательно выразить их. Его влияние на социальную науку и не только на нее, через его книги, через его преподавательскую деятельность было громадным.

     В данной работе была сделана попытка  проанализировать эволюцию социологических взглядов П.А. Сорокина.

     В результате проделанной работы была рассмотрена научная деятельность ученого в России, отмечено,  что как социолог он изучал общества, процессы и взаимоотношения в нем, используя при этом свои методы. Эмиграция принесла ему восстановление утерянной гармонии природы, любимого дела, семейного счастья, но не избавила от видения нравственного несовершенства окружающего его мира.

     Так же представлены четыре основные эпохальные научные  парадигмы, отражающие свою сущность в ряде работ,  было выявлено, что в настоящее время интерес к  его творчеству только возрастает. На общем уровне чтение Сорокина сегодня — это стимул для социологического воображения, так как очень многие его работы предвосхищают основные и наиболее значительные аспекты нашей сегодняшней ситуации.

     Сейчас уже трудно отыскать принципиальные различия в экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных, идеологических взглядах между Россией и США, что подтверждает предсказанную Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав.

     Особенно  ценным для существующей сейчас ситуации в России является положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.

     Профессор Гарольд Браун считает, что: «…практически  на сто процентов оправдались  прогнозы Питирима Сорокина в отношении  того, в каком направлении пойдет наше общество». Однако доказательность прозрений этого ученого очевидна для немногих ученых, тех, кому посчастливилось подробно познакомится с оставленным им наследием и понять его. Одна из важнейших задач социологов - перевести на русский язык и издать главные труды Питирима Сорокина.

     Завершить работу хотелось бы следующими справедливыми  словами А.В. Липского: «Для настоящей  популяризации Сорокина и его  трудов в России придется еще немало поработать. И вернуться он должен таким, каким был на самом деле: глубоких знаний, демократических убеждений и большой души человеком, настоящим патриотом России».

 

 
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Монографии 

1. Сорокин П.А. Заметки социолога: Социологическая публицистика. Спб.: Алетита, 2000. – С. 55

2. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994. – 52.

3. Сорокин П.А. Системы социологии. Т 1,2. М.: 1993. – С. 56,58, 69

4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. – С 96.

             
            Учебники 

  1. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX веков. М.: Онега, 1995. – С. 56.
  2. Громов И.А. и др. Западная теоретическая социология. СПб.: Ольга, 1996. – С. 55, 80.
  3. Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: «Высшая школа», 1993. – С. 214.
  4. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учебное пособие. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.-С. 39.

            Статьи 

9. Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К. 110-й годовщине со дня рождения // СОЦИСС. 1999. № 7. – С. 139, 140.

10. Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИСС. 2000. № 4.- С. 113

11. Джеффрис В. Интегрализм П.А. Сорокина : Новая общественная наука и реконструкция человечества // СОЦИСС. 1999. № 11. – С. 31, 33.

12. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИСС. 1999 № 6. – С. 14, 19.

13. Дойков Ю.В. Эпистолярное наследие П. Сорокина (переписка с С. Харпером) // СОЦИСС . 1996 № 1. – С. 125.

14. Зверев В.М., Соболев В.С. Автографы Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1989 № 2. – С. 54, 55.

15. Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИСС. 1992 № 10. – С. 133.

16. Сапов В.В. «Зырянский проповедник» // СОЦИСС. 1991 № 8. – С. 118, 119.

Информация о работе Эволюция социологических взглядов П.Сорокина