Эволюция социологических взглядов П.Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ общественно – политической и научной деятельности П.А. Сорокина как одного их наиболее ярких представителей интеллигенции конца XIX - ХХ вв. Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
- проследить жизненный путь П.А. Сорокина, формирование его взглядов;
- дать характеристику историко-публицистической деятельности П.
Сорокина, как одного из представителей русской общественной мысли начала ХХ в.;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А. СОРОКИНА В РОССИИ 6
1.1. П.А. Сорокин как научный деятель 6
1.2. Творчество П.А. Сорокина в России 10
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А. СОРОКИНА ЗА РУБЕЖОМ 16
2.1. Научная деятельность в американский период 16
2.2. Современное восприятие творчества П.А. Сорокина 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

курсовая за 3 курс.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Определив общие теоретические основы и выводы теории социальных нарушений, необходимо вкратце коснуться двух конкретных форм нарушений, которые, собственно и были центральными в творчестве Сорокина. Это революция и война.

     Здесь необходимо сразу уточнить одну деталь. Революция есть социальное нарушение внутреннего порядка со всеми присущими ему характеристиками. А войну Сорокин определяет как социальное нарушение внешнее.

     Самый известный труд Сорокина по исследованию революции «Социология революций» (1925, Филадельфия). Также сведения о  русской революции содержатся в его «Листках русского дневника» (1924 г.). Здесь он выделяет «три типические фазы» революции: «Первая обычно очень кратковременна. Она отмечена радостью освобождения от тирании старого режима и ожиданиями обещаемых реформ; ...на смену ей приходит вторая, деструктивная фаза …и если случается, что торнадо второй фазы не успевает до основания разрушить нацию, то революция постепенно вступает в свою третью, конструктивную фазу»20.

     Проблемы  революций и войны рассматриваются  Сорокиным практически во всех трудах, посвященных исследованию кризиса. Это, в первую очередь, «Социальная и культурная динамика», а также «Кризис нашего времени» (1941), «Человек и общество в беде» (1942), «Забытый фактор войны» (1938), «Причины и факторы войны и мира» (1942) и «Перспектива и условия мира без войн» (1944).

     Очень интересной представляется работа П.А. Сорокина «Забытый фактор войны». В ней автор подчеркивает, что « ...немногие теории причин войны, приведенные выше, если вообще хоть одна из них, учитывают соответствующий фактический материал о войне для проверки ценности этих теорий»21. Иллюстрируя свое изложение рядом цифр и кривых из «Динамики», он рассматривает и доказывает свою гипотезу, которая «... усматривает необходимый и непосредственный фактор войны... в стабильном или расшатанном состоянии всей сети социальных отношений и системы культурных ценностей взаимодействующих сторон»22, кроме того, он объясняет возникновение такого количества теорий различных социологов, опирающихся на множественный принцип причин войны: «Если состояние отношений и культурной системы аморфно и нестабильно, достаточно малейшего повода, чтобы вызвать военный взрыв»23, а также предлагает «лекарство от войны» - им «... реально являются все действия и меры, которые работают на рестабилизацию и реинтеграцию современной расшатанной системы социальных отношений и культурных ценностей»24.

        Таким образом, можно заключить, что войны и революции имеют одинаковую сущность, они лишь проявляют себя на разных уровнях: революция - следствие дезинтеграции общей системы ценностей какого-либо общества (внутренний процесс), война - следствие дезинтеграционных процессов в отношениях каких-либо двух или более обществ (внешний процесс для каждого из них). Кроме того, «Характерно, что война стимулирует революцию, и наоборот»25.

    Теория  истории и социокультурной динамики.

     В отношении рассматриваемых Сорокиным  проблем исторического процесса и социокультурных перемен (эти две тенденции гармоничнее рассматривать вместе, в сущности, можно говорить об одной теории), интересна его статья «Обзор циклических концепций социальноисторического процесса» (1927), которую, совместно с работой «Социальная и культурная мобильность» (1927), можно назвать целеполагательным этапом работы над «Социальной и культурной динамикой». В этой статье Сорокин привлекает внимание своих читателей к «...иной, цикличной концепции социальных перемен и исторического процесса»26, забытой социологами второй половины XIX века, несмотря на ее «солидный возраст». Исторический обзор этих теорий, проходящих через всю историю социальной мысли, он начинает с древней астрологии, древней мысли Индии, Персии, даосизма в Китае, концепций древней Греции (теория истории Платона, идеи Сенеки, Фукидида, Плутарха, Геродота и пр.) Кроме того, он подчеркивает, что, например, среди греческих и римских авторов идея цикличной концепции исторического процесса была довольно обычной, в то время как линейная практически отсутствовала. После небольшого «застоя» в средние века, циклическая концепция возрождается в трудах Макиавелли, Кампанеллы и Вико. В XVIII В. не находит ничего интересного в этом смысле, и переходит сразу к теориям XIX и ХХ веков, подводя эти теории в рамки следующих видов: вечно повторяющиеся идентичные циклы; линейные или спиральные циклы, стремящиеся к определенной цели, которые могут быть как периодичными, так и непериодичными с определенной направленностью (прогрессивной или регрессивной); циклы и ритмы, которые неидентичны и не стремятся к определенной цели и могут быть переодичными и непериодичными. Свои собственные теории циклов революции,  «ритмов увеличения и уменьшения государственного вмешательства», а также «циклов в жизни догмы, веры или идеологии» он относит к непериодичным циклам.

     Проблемы  социокультурной динамики и социальной мобильности раскрываются Сорокиным также в книге «Социальная и культурная мобильность». Этот труд считается классическим учебником по теории социальной мобильности и стратификации. В нем впервые введены такие термины, как «социальное пространство», «вертикальная и горизонтальная мобильность», ставшие затем общеупотребительными. Следует отметить несколько моментов.

     В своей работе «Социальная и культурная динамика», формулируя общие черты социокультурных изменений, он отходит от этой позиции и вводит фундаментальное для его системы понятие «принцип ограничения», который, не отменяя положения «бесцельности флуктуаций», сужает сферу его действия, ведь если невозможно точно предсказать, куда идет общество и каким оно будет через некоторый отрезок времени, то все же можно сравнительно точно установить, каким оно не может быть и куда оно не придет.

     Итак, используя логико-смысловой анализ истории, Сорокин выделил три  типа культуры. Две чистые их формы - идеациональная и чувственная, третью - смесь обеих, он называл идеалистичной. Следует отметить, что в книге «Социальная и культурная динамика» понятие общества даже не упоминается: Сорокин исследует здесь «культуру» - понятие более широкое, чем «общество» и включающее его в себя. Основное понятие, которым при  этом пользуется Сорокин, - понятие «социокультурной системы» (суперсистемы).

     Рассматривая  исторический процесс как смену  трех социокультурных типов (чувственного, идеационального и интегрального) при доминировании одного из них, Сорокин определял каждый социокультурный тип как строй или порядок с присущей этому типу политической, экономической, социальной, культурной, религиозной и ментальной организацией, системой ценностей и типом личности.

     Для полноты картины циклическую  смену социокультурных типов, по мнению Сорокина, следует дополнить перемещением центра «культурного лидерства» в географическом пространстве. Его схема исторического перемещения центра лидерства такова: до 14 века этим центром являются государства Азии и Африки, в течение последних 5 - 6 веков он перемещается к западным народам, а теперь снова наблюдается перемещение его из Европы в «Америки, Азию и Африку»27.

     Сорокин подчеркивает, что к несчастью, смена  идеационального, идеалистического и чувственного типов суперсистем могут продолжаться вечно, не приближая человека к конечной истине. Как же разрешить этот бесконечный цикл, по Сорокину? Ключ - достижение интегрального общества, установление системы Интегральной истины. Что же представляет собой основа мировоззрения Сорокина - интегрализм?

    Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения.

     Ранее уже было упомянуто, что принципы интегрализма присутствовали в мировоззренческих  позициях Сорокина с самых первых работ. Однако, понимание им интеграции и интеграционных процессов со временем изменялось, преобразовавшись в целостную философию интегрализма в конце его творческого пути.

     В своей первой крупной работе русского периода «Система социологии» Сорокин, в сущности, пытается представить  иерархию интеграции по разным уровням  социальной статики. На данном этапе интеграция представляется им, прежде всего как совокупность механизмов, процессов и факторов, благодаря которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в социальное целое. Если с этой точки зрения посмотреть на содержание «Системы социологии», то станет ясно, что Сорокин описывает уровни социальной статики (межиндивидуальный, уровень элементарных, кумулятивных групп и общества как их совокупности) как уровни общего взаимодействия с различными механизмами интеграции индивидов в них, причем механизмы интеграции этих уровней зависят друг от друга.

     Можно отметить, что здесь понятие интеграции Сорокина подобно понятию интеграции Эмиля Дюркгейма как «...степень, в которой индивидуум испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений»28.

     Также для работ Сорокина характерно использование  интегрализма для изложения своих  позиций, теоретических идей. В основу подобного понимания можно положить принцип «золотой середины». Его можно представить самым обобщенным образом как стремление найти и представить оптимальный синтез двух противоположных либо множества различных тенденций, представлений, тачек зрения, «полюсов», аттитюдов. Эта «золотая середина» будет представлять, таким образом, не просто «эклектичную смесь» всего множества, а совокупность максимума позитивных характеристик и минимума негативных каждого из интегрируемых элементов множества.

     Сущность  подобного понимания интегрализма пронизывает все его работы, достаточно посмотреть с этой точки зрения и на его классификацию форм взаимодействия, и на идею трех сменяющих друг друга социокультурных систем. Примеров можно привести много.

     Однако, наиболее целостную, объемную и многогранную концепцию интегрализма представляет Сорокин в своих поздних работах, утверждая: «Моя философия - интегрализм».

     Эта концепция представляет собой сложную  систему, включающую в себя понятие  Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки), Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира и Высшей интегральной ценности. Эта философия «... рассматривает всю действительность как бесконечное Х бесконечных качеств и количеств: духовных и материальных, моментальных и вечных, вечно-меняющихся и неизменных, личностных и сверхличностных, временных и безвременных, пространственных и лишенных пространства, единых и многих меньших, чем малое, и больших, чем большое. В этом смысле действительность представляет собой страшную тайну и колдовство совпадении противоположностей»29.

     «В  соответствии с новой интегральной теорией познания имеется не один, а, по крайней мере, три различных канала познания: чувственный, рациональный и сверчувственный-сверхрациональный»30. По Сорокину, истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех каналов познания - чувства, разума и интуиции - это более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов31. «История человеческого знания - это кладбище, заполненное неправильными эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют и контролируют друг друга»32.

     Человек, по Сорокину также постигается как  «чудесное интегральное существо»: «Он является не только животным организмом, но также и рационально мыслящим и деятельным...»33, «...он также является сверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил и который фактически делает это в моменты «божественного вдохновения» в наилучшие периоды своего интенсивного творчества»34.

     Среди смысловых ценностей суперорганического мира Сорокин выделяет высшую интегральную ценность - «истинную вершину добра» «невидимое триединство Истины, Добра и Красоты». «И хотя каждый член этого высшего Триединства обладает ярко выраженной индивидуальностью, все три неотделимы друг от друга... Настоящая Правда всегда добра и красива; истинное Добро всегда правдиво и красиво; и чистая Красота неизменно истинна и добра. Эти величайшие ценности не только неотделимы одна от другой, но они также и превращаются друг в друга, подобно тому, как одна форма энергии может быть превращена в другие»35. Автор утверждает: «...новый нарождающийся социокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки, этики, изящных искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и Красоты»36.

    Теория социальной любви и творческого альтруизма.

     Для Сорокина общество - результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной»37.

Информация о работе Эволюция социологических взглядов П.Сорокина