Эволюция социологических взглядов П.Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ общественно – политической и научной деятельности П.А. Сорокина как одного их наиболее ярких представителей интеллигенции конца XIX - ХХ вв. Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
- проследить жизненный путь П.А. Сорокина, формирование его взглядов;
- дать характеристику историко-публицистической деятельности П.
Сорокина, как одного из представителей русской общественной мысли начала ХХ в.;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А. СОРОКИНА В РОССИИ 6
1.1. П.А. Сорокин как научный деятель 6
1.2. Творчество П.А. Сорокина в России 10
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А. СОРОКИНА ЗА РУБЕЖОМ 16
2.1. Научная деятельность в американский период 16
2.2. Современное восприятие творчества П.А. Сорокина 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

курсовая за 3 курс.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

 
 
 
  СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
     «Закат», «кризис», «смерть культуры» - перед  нами лишь некоторые понятия, посредством которых человечество пыталось определить свое культурное состояние на рубеже XIX - ХХ вв. Огромное влияние на человечество оказали мировые войны и социальные катаклизмы ХХ в.: Первая мировая война, Февральская революция, Октябрьский переворот, Гражданская война в России. Эти факты истории вызвали ощущение трагизма человеческого бытия и надвигающейся исторической катастрофы, характеризующее основные моменты мироощущения человека ХХ века. К осмыслению катаклизмов ХХ столетия обращались публицисты, историки, экономисты, философы и социологи.

     В этом отношении представляет большой интерес научное наследие русского ученого Питирима Александровича Сорокина (1889 - 1968), который в начале 1920-х гг. был выслан из Советской России, жил в Берлине и Праге, а затем переехал в США. Среди огромного многообразия творческих тем Сорокина особый интерес представляют исторические взгляды крупнейшего российского мыслителя.

     Актуальность  темы обусловлена необходимостью комплексного изучения общественной и научной деятельности П.А. Сорокина и эволюции его взглядов по ключевым проблемам современной эпохи, в связи с отсутствием обобщающих работ о нем. Данный вопрос неразрывно связан с формированием его мировоззрения в петербургский период, а потому деятельность П.А. Сорокина рассматривается на фоне политической истории России начала ХХ века.

     Следует отметить, что П. Сорокин стал одним  из первых русских эмигрантов, получивших широкое профессиональное признание не только в американском, но и в мировом научном сообществе.

     В качестве объекта исследования были избраны жизнь и творчество П.А. Сорокина.

     Предметом стала общественная и научная деятельность П. Сорокина, его теоретические построения, позволяющие говорить об уникальности его мировоззрения и социо-исторических построениях.

     Необходимо отметить, что П. Сорокин, как современник целой плеяды русских мыслителей конца XIX - начала XX вв., был незаслуженно забыт. Но если в советский период работы Сорокина практически не издавали, то сейчас редкий учебник по политологии, культурологи, социологии и философии обходится без указания на Сорокина как автора циклического подхода к историческому процессу.

          Целью работы является анализ общественно – политической и научной деятельности П.А. Сорокина как одного их наиболее ярких представителей интеллигенции конца XIX - ХХ вв. Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:

     - проследить жизненный путь П.А. Сорокина, формирование его взглядов;

    - дать  характеристику историко-публицистической  деятельности П. 

Сорокина, как одного из представителей русской  общественной мысли начала ХХ в.;

     - рассмотреть научную деятельность П.А. Сорокина в американский период;

     - представить современное восприятие  творчества ученого.

     Основой исследования явились статьи Сапова В.В. «Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки», Джонстона Б.В. «Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени», Сорокина П.А. «Социология вчера, сегодня и завтра», учебники  Новиковой С.С. «История развития социологии в России», Громова И.А. «Западная теоретическая социология» и многих других.

       Данная  работа состоит из введения, двух глав и заключения.

       Во  введении обозначена актуальность темы исследования, определен объект и  предмет, выявлена цель.

     В первой главе П.А. Сорокин представлен как научный деятель, так же рассмотрено его творчество в России.

     Во  второй главе  сделаны выводы по ряду работ научной деятельности П. Сорокина в американский период, так же описано восприятие его творчества в современности.

     В заключении сделаны выводы по данной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А. СОРОКИНА В РОССИИ

1.1. П.А. Сорокин как  научный деятель

     Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог ХХ века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

     Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в  деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской  губернии. Отец был русским, ремесленником, мать коми, крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в Гамской второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: «Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели ... представители разных политических течений - эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях... Мое интенсивное чтение доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор»1.

     В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в  п. Кинешме  и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал  в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. «зайцем» проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких, как «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором2.

     За  все это время Сорокин не покидал революционной работы среди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г. он вынужден был, во избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г. был арестован снова. За все это время Сорокиным был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга «Преступление и кара, подвиг и награда», обратили на себя внимание, как русской, так и европейской науки. В 1917г. им была написана целая серия политических очерков, среди них такие, как «Анатомия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира» и др.

     В 1914г. Сорокин окончил университет  и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. После сдачи  экзаменов в конце 1915г., с начала 1917г. он становится «приват-доцентом». Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918г. - самый бурный год в жизни П. Сорокина. После ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был два месяца скрываться в Северо- Двинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и самом себе и избавился от многих «соблазнительных иллюзий». Именно тогда, вероятно, им было написано его «отречение» - открытое письмо, в котором он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии эсеров.

     После этого Сорокин сдался властям. В  тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря  его вызвали на допрос и ознакомили со статьей Ленина «Ценные признания  Питирима Сорокина». По личному распоряжению Ленина Сорокин был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце 1920г., на специальном заседании факультета общественных наук, Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована работа Сорокина «Система социологии», которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.

     22 апреля 1922г. на диспуте тайным  голосованием ученый Совет признал  Сорокина заслуживающим степени  доктора социологии. Он был первым  в истории русской науки доктором  социологии. К моменту защиты  П. Сорокиным было опубликовано  уже 126 работ3. Многие из них были направлены против советской власти и марксистской теории.

     В феврале 1922г. П. Сорокин выступил на торжественном собрании в честь 103 годовщины Петербургского университета. Обращаясь к молодежи, он заявил, что «вера отцов» оказалась «банкротством». «Их опыт в форме традиционного мировоззрения интеллигенции оказался недостаточным, иначе трагедии не было бы. От берега этого мировоззрения волей-неволей вам приходится оттолкнуться: он не спас нас, не спасет и вас. Он надолго исчез в зареве войн, в грохоте революций и в темной бездне могил, все растущих и умножающихся на русской равнине. Если не мы сами, так эти могилы вопиют о неполноте опыта «отцов» и ошибочности их патентованных спасительных рецептов». Советуя молодежи обрести «новую веру», Сорокин прежде всего рекомендует ей «взять с собой в дорогу» знания, чистую науку, любовь и волю к производительному труду4.

     В связи с тем, что после революции  неомарксистские социологи продолжали работать так же активно, как и  прежде, а многие даже открыто выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле программ и содержании курсов по общественным наукам. В результате чего многим профессорам, в том числе и П.А. Сорокину, была запрещена преподавательская деятельность. Под натиском властей, в сентябре 1922г. Сорокин и его жена Е.П. Баратынская, навеки были вынуждены оставить Россию. «Что бы не случилось со мной в будущем, - написано в его дневнике, - я уверен, что три вещи навсегда останутся убеждениями моего сердца и ума. Жизнь, как бы не тяжела она была, - это самая высшая, самая прекрасная, самая чудесная ценность в этом мире. Превратить её в служение долгу - вот еще одно чудо, способное сделать жизнь счастливой. В этом я тоже убежден. И, наконец, я убежден, что ненависть, жестокость и несправедливость не могут и никогда не смогут построить на земле Царство Божие. К нему ведет лишь один путь: путь самоотверженной творческой любви, которая заключается не в молитве только, а, прежде всего - в действии»5. После продолжительного пребывания в Берлине, а затем в Праге, осенью 1923 г., приняв приглашение видных американских социологов Э.Хайэса и Э.Росса, прочесть серию лекций о русской революции, Сорокин навсегда переезжает в Соединенные Штаты Америки.

     Таким образом, следует отметить, что  биография П.А. Сорокина — глубоко полифоническое произведение, где нашли отражение практически все его научные гипотезы и открытия.

 
1.2. Творчество П.А. Сорокина в России

     Творчество  П.А. Сорокина в России (с начала 10-х по 1922г.) было представлено рядом работ, в том числе в «Системе социологии» им выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал  создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

     «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». «Социология изучает общество с трех главных  точек зрения6: его строения и состава; данных в нем процессов или его жизнедеятельности; происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии».

     П.А. Сорокин писал: «Наша потребность  в социологических познаниях  огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество... Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями ... Только знание здесь может указать ... как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы ... Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение»7.

    Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую8.

Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

      1.  социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.

      2.  социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.

          3.  социальную генетику, «задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей».

Информация о работе Эволюция социологических взглядов П.Сорокина