Экономическая социология

Автор: Елена Бронникова, 12 Ноября 2010 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Главная задача курсовой работы – выяснить, что же является предметной областью экономической социологии. Данная тема актуальна и интересна тем, что вся наша жизнь связана, безусловно, с экономической социологией. Растет роль экономической социологии, она становиться востребованной в повседневной хозяйственной деятельности субъектов рынка. Расширяется как теоретический арсенал исследователей, так и багаж накопленных эмпирических данных. Происходит дальнейшая институционализация в научной и образовательной сферах

Содержание

Введение 3
1. Структура экономической социологии 5
2. Предмет и объект экономической социологии 12
3. Исследования в области экономической социологии 20
4. Проблемы и перспективы развития экономической социологии 27
Заключение 31
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

      В 1990-е гг. наступает, можно сказать, настоящий триумф экономической социологии в России – вряд ли какая-либо отрасль социологии развивалась более успешно в то время. В геометрической прогрессии растет число публикаций, многие журналы, социологические и экономические, выделяют специальные разделы по экономической социологии. Экономическая социология становится полноправной отраслью социологии, кроме того, теперь с ней считаются и экономисты, проводятся конференции и семинары (в июне 1998 г., семинар в СПбГУ и в ноябре – представительная конференция в МГУ). О признании экономической социологии официальной наукой свидетельствует и тот факт, что во многих университетах создаются профильные кафедры и отделения экономической социологии, а в институтах академии наук – соответствующие отделы. В 1990-е гг. экономическая социология выходит на уровень не только статей и сборников, но появляются и крупные монографии. В 1991 г. выходит работа Т.И.Заславской и Р.В.Рывкиной "Социология экономической жизни: очерки теории", в 1995 г. – Г.Н.Соколовой "Экономическая социология" (2-е, доп. изд. в 1998 г.). В 1998 г. Р.В.Рывкина издает работу "Экономическая социология переходной России: люди и реформы". Но в 1990-е годы звучат и новые имена: В.В.Радаев после большой серии статей по экономической социологии в 1997 г. публикует в Москве монографию "Экономическая социология: курс лекций". В том же году А.В.Дорин издает в Минске книгу "Экономическая социология" (на русском языке), в 1998 г. В.И.Верховин (МГУ) публикует монографию "Экономическая социология". Кроме того, в 1990-е выходит и целый ряд методических пособий по экономической социологии для студентов.

2. Предмет и объект  экономической социологии

      Экономическая социология представляет собой связь  двух сфер: экономической и социальной. Экономическая сфера представляет собой целостную подсистему общества, ответственную за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Эта сфера образуется множеством частных по отношению к ней систем большой сложности. Под социальной сферой понимается область отношений между группами, занимающими разное социально-экономическое положение в обществе, различающимися, прежде всего ролью в общественной организации труда, отношением к средствам производства, источниками и размерами получаемой доли общественного богатства. В этом понимании социальная сфера отражает важнейший аспект общественной жизни – отношения, связанные с характером социального неравенства, различиями в положении групп в обществе.

      Взаимоотношения между экономической и социальной сферами – это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально-экономические процессы. Существуют различные подходы к анализу экономических отношений у социологии и экономики.

      Если  в центре внимания экономистов –  экономическая сфера общества, то при социологическом подходе  экономика рассматривается как  элемент общественной системы. Другая отличительная черта – интерпретация целей развития экономики. При экономическом подходе они выводятся из материальных потребностей общества и выражаются в максимизации общественного продукта, национального дохода и др. При социологическом – цели развития экономики рассматриваются как производные от целей общества. В рамках сравниваемых подходов по-разному трактуются и механизмы развития экономики. При экономическом подходе механизм развития идентифицируется с хозяйственным механизмом, при социологическом – социальным механизмом регулирования той или иной экономической сферы общества, через коррекцию поведения и взаимодействия разных социальных групп.

      Экономическая теория в значительно большей  степени изучает отношения, овеществленные в потоках материальных, финансовых, информационных ресурсов, готовой продукции и услуг. Социология же более ориентирована непосредственно на человеческое поведение и социальные связи как таковые. Но пересечение объектов исследования у них все же довольно велико [15]. Существуют различия и в методах сбора и анализе данных. Экономисты в большей степени стремятся к улучшению предсказательных возможностей своих моделей, облачая их в строгие математические формы. Они могут вовсе не обращаться к эмпирическому материалу, а если и обращаются, то чаще всего используют готовые агрегированные показатели национальной статистики. Социологи же, как правило, делают упор на дескриптивный (описательный) анализ. Их модели менее строги в формальном отношении, но чаще подвергаются проверке на конкретных эмпирических данных, которые имеют выборочный характер и черпаются из специально организованных источников. Главным среди социологических методов сбора данных считаются опросы. Но в целом социологи демонстрируют большее, по сравнению с экономистами, разнообразие этих методов, охватывающих также включенное наблюдение, углубленные интервью, биографический метод, контент-анализ [15]. Поэтому многие считают, что лучше и качественнее анализ в области экономики делают именно социологи.

      Экономическая социология имеет структуру категорий. Она может быть представлена как многоуровневая иерархия. Первый уровень образуют две самые абстрактные категории – экономическая сфера и область социальных отношений. Их содержание отражает характеристики общества, наиболее значимые для понимания процессов, происходящих "на пересечении" экономики и общества.

      Второй  уровень образуют категории социального  механизма развития экономики и  частных социальных механизмов регулирования  экономических отношений и экономических  процессов.

      Далее следуют категории, конкретизирующие содержание социальных механизмов, – экономическое сознание и экономическое мышление, социально-экономические стереотипы, экономические интересы, экономическая деятельность и экономическое поведение, экономическая культура и другие.

      Существуют различные мнения, что же является объектом и предметом экономической социологии. Рассмотрим несколько из них.

      М.Вебер считал, что «экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия».

     В.В.Радаев считает, что предмет экономической социологии – экономическое действие людей, рассматриваемое как форма их социального действия [18].

      По  мнению Ю.Д.Красовского предметным полем экономической социологии оказывается «изучение социально-экономических процессов, происходящих, прежде всего, в российском обществе, которое особенно интересно для аналитиков». Предмет экономической социологии он выявляет как изучение зависимости поведения людей от экономических факторов и воздействие людей на эти факторы путем принятия и реализации определенных решений. «Это, с одной стороны, прямые зависимости, а с другой – зависимости обратные». Объектом экономической социологии, по его мнению, становится определенное поведение людей, которое проявляется как результат их "Я" – выбора тех или иных поступков и линий поведения [12].

      В.И.Верховин считает, что предметом экономической  социологии является экономическое поведение [6]. В своей статье он рассматривает проблему определения предмета экономической социологии. «При определении предмета экономической социологии мы исходим из предпосылки о множественности представлений о статусе и функциях данной науки. Это объясняется одновременным сосуществованием нескольких научных парадигм, подходов и традиций, в рамках которых излагаются нередко противоположные концептуальные схемы и точки зрения. Как показывает практика, жесткое определение предмета любой науки непродуктивно, так как суживает, или искажает ее проблемное поле, сводит его к шаблонному набору теоретических предпосылок и концептуальных схем. В результате исчезают из поля зрения новые теоретические ракурсы, что служит поводом для появления других наук и концепций, которые начинают конкурировать с экономической социологией, отстаивая свой специфический предмет» [5].

      Мы будем придерживаться такому мнению, что объектом экономической социологии является взаимодействие двух сфер общественной жизни – экономической и социальной и, соответственно, взаимодействие двоякого рода процессов – экономических и социальных.

      Предмет экономической социологии – социальный механизм регулирования экономических отношений, под которым понимается устойчивая структура взаимодействия социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг, а также структура типов экономического поведения этих субъектов.

     Предметом экономической социологии как науки  также может являться изучение зависимости  поведения людей от экономических  факторов и воздействие людей  на эти факторы путем принятия и реализации определенных решений. Объектом становится, поэтому определенное поведение людей, которое называется экономическим поведением [12].

     Рассмотрим  подробнее экономическое поведение, его формы и классификацию  факторов, влияющих на экономическое  поведение.

     Экономическое поведение  - это образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности, жизни.

     Предпосылками экономического поведения выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения. Так, например, техника  экономического мышления – это некая предпосылка, которой человек  руководствуется в своем поведении. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу (т.е. пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями). В общении между собой, особенно по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это вторая предпосылка их экономического поведения, позволяющая во многом его предсказывать. Действуя в собственных интересах, люди создают возможность выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в ходе их взаимодействия. Существует несколько моделей экономического поведения индивидов, содержащих механизмы общественной координации [1].

       Первая модель, основанная на методологии А. Смита, строится на признании компенсаторной роли заработной платы в качестве основы экономического поведения субъекта.

     Анализ экономического поведения индивида, в контексте методологии А. Смита, показывает, что в отечественной экономике в процессе становления рыночных отношений явно доминируют два базовых типа поведения индивидов: дорыночный и рыночный. Дорыночный тип поведения характеризуется формулой "гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат", или "минимум дохода при минимуме трудовых затрат". В целом для носителей дорыночного типа поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к нему, низкая оценка  собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием социальных стереотипов, выработанных в годы советской экономики.

       Рыночный тип поведения характеризуется формулой "максимум дохода ценой максимума трудовых затрат". Он предполагает высокую степень экономической активности со стороны индивида, понимание  им того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям. Собственно рыночный тип поведения еще только начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода экономических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов.

    Неизбежные  издержки формирования рынка труда  привели к возникновению еще  одного типа экономического поведения – псевдорыночного. Псевдорыночный тип экономического поведения характеризуется формулой "максимум дохода ценой минимума трудовых затрат". Наличие псевдорыночного типа поведения в той или иной социальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что характерно в той или иной мере для развивающихся стран [3].

       Вторая  модель, основанная на методологии  американского экономиста П. Хейне, исходит из того, что экономический образ мышления имеет четыре взаимосвязанные особенности: люди выбирают; только индивиды выбирают; индивиды выбирают рационально; все общественные отношения можно трактовать как рыночные отношения. Названные условия создают определенный баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Делая этот выбор, индивид предпринимает действие, которое принесет ему в соответствии с его ожиданиями наибольшую чистую пользу. При этом чем серьезнее экономические обоснования выбора, тем больше вероятность того, что он будет рациональным [2].

Информация о работе Экономическая социология