Cоциалъные организации и самоорганизации

Дата добавления: 11 Января 2012 в 22:54
Автор: a*************@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (19.77 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Cоциальные организации и самоорганизации.doc

  —  86.00 Кб

    Тема : Cоциалъные организации и самоорганизации

  1. Основные черты социальной организации.
  2. Формальные и неформальные организации.

    Бюрократия  как социальное явление.

  1. Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества.
  2. Государство и гражданское общество
 

    1. Основные черты социальной организации

    Термин  организация применяется очень  широко. Организация является одной  из важных характеристик окружающей нас действительности и изучается  в разных аспектах различными науками: кибернетикой, биологией, техническими дисциплинами, экономикой, философией, социологией и др. На базе междисциплинарных исследований предпринята попытка создания общей теории организаций. Социология изучает организацию под своим специфическим углом зрения — с точки зрения социального поведения индивидов, групп и других образований.

    Наиболее  простое определение организации  было предложено Честером Барнардом. По его мнению, организация — это система сознательно координируемых целей деятельности двух или более индивидов.

      В этом определении зафиксированы  две важных характеристики организации:

    - то, что она представляет собой социальную общность (состоит из определенного количества членов организации);

    - и что эта общность имеет функционально-целевую природу, поскольку создается для реализации определенных целей и оценивается через успешное или неуспешное целедостижение.

    Иначе говоря, этими характеристиками подчеркивается, что организация представляет собой общество и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не может быть достигнута людьми порознь, в одиночку.

    Социологии  различают в организации цели-задания, цели-ориентации и цели-системы.

    Цели-задания — это те цели, которые были сформулированы как программа деятельности данной организации ее создателями. Эти цели являются приоритетными для организации и на их достижения направлены усилия всех членов организации. В качестве таких целей могут выступать производство материальных благ, услуг, информация, управленческие решения и т.д. Эти цели, как правило, закрепляются в официальных (учредительных) документах.

    Цели-ориентации — это совокупность целей участников, реализуемых, через организацию. Сюда относят обобщенные цели каждого члена организации. Одной из важнейших таких целей может быть заработок, материальное обеспечение своего существования.

    Цели-системы — это цели, связанные с сохранением организации как самостоятельного целого, иначе говоря, обеспечить равновесность, стабильность и целостность организации, создать условия для ее самопроизводства и выживания в условиях существующего внешнего окружения.

    Организация возникает на основе разделения труда  и его специализации  по функциональному  признаку. Специализация организаций обусловливает внутреннюю специализацию подразделений и членов организации. Поэтому в социальных организациях имеют место различные горизонтальные структуры: цеха, службы, бюро и т.д. Эти горизонтальные структуры обеспечивают технологию деятельности организации.

    Вместе  с горизонтальными структурами в системе организации формируются вертикальные структуры, строящиеся по иерархическому признаку. Иерархическое устройство социальных организаций обеспечивает координацию, ориентацию и управление взаимодействием индивидов, групп и различных горизонтальных структур и тем самым способствует достижению единства цели.

    В каждой организации довольно четко  выделяется управляемая и управляющая  подсистемы. Л это значит, что  в каждой организации налицо отношение  власти. По определению французского социолога П.Берну, власть — это способность одних индивидов или групп воздействовать на других индивидов или группы.

    Система власти в социальных организациях чаще всего имеет вид пирамиды, на вершине  которой располагается управляющая  система, а ниже поступенчато различные уровни управляемой подсистемы. На базе этой иерархии возникает лестница должностных зависимостей, предполагающая подчиненность низших звеньев персонала организации высшим должностным структурам и лицам.

    Таким образом, на базе горизонтальных и вертикальных структур формируется социальная структура организации. Социальная структура организации — это целерациональное взаимоотношение функциональных подсистем, уровней управления, индивидов и социальных групп, которые обеспечивают достижение организацией ее целей.

    В рамках социальной структуры в организации  складывается определенная стратификационная  система — дифференцированное ранжирование индивидов и групп. В основе этого ранжирования лежит распределение всех членов организации по статусам и ролям в соответствии с их местом в горизонтальных и вертикальных структурах организации. Дело в том, что для успешного функционирования организации каждый из ее членов должен обладать определенным набором качеств и навыков, эти качества и навыки (знания, квалификация и т.д.) позволяют ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть определенную социальную роль. Все члены организации должны заполнить все без исключения ячейки социальной структуры и таким образом обеспечить полноту и бесперебойное ее функционирование.

    Если  в социальной структуре общества стратификация распределяет людей  по классам, слоям, социальным группам, то в социальной организации иерархия распределяет их по должностям. Отсюда следует вывод, что социальную структуру организации можно также представить как сплошную взаимосвязанную систему социальных статусов и ролей, которые исполняют входящие в нее члены.

    Эти статусы и роли неодинаковы не только функционально, но и по значимости для реализации целей организации в целом и составляющих ее групп. Социологи отмечают, что даже в первичных социальных группах, как правило, возникает распределение власти на лидеров и рядовых членов.

      Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельных индивидов и группы в целом, направлять их усилия на достижение каких-либо целей.

    Характерная особенность социальных организаций  связана с деятельностью в  них управляющих подсистем.

    Управляющие подсистемы создают свои специфические  средства регулирования и контроля за деятельностью организации. Среди этих средств значительную роль играют так называемые институциональные, или внутриорганизационные нормы, то есть нормы, которые создаются деятельностью особых институтов, обладающих на это особыми полномочиями. Данные институты осуществляют и проводят нормативные требования в жизнь, поддерживают их своей особой властью и влиянием, контролируют их осуществление и применяют свои санкции.

    На  основе действия факторов возникает  определенный организационный порядок  как система относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих организационные связи, взаимодействия и отношения. Социальные организации представляют собой целостную социальную систему. А целое, как отмечалось выше, больше своих частей. Поэтому на базе соединения различных элементов организации в целое создается организационный, или кооперативный, эффект. Организационный эффект означает синергию, прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий ее участников. Из чего же складывается этот эффект? Исследователи организации называют три основные его составляющие:

    а) организация объединяет усилия многих своих членов, уже простая массовость, то есть одновременность многих усилий, дает прирост энергии;

    б) сами единицы — элементы организации, включаясь в нее, становятся несколько иными: они превращаются в частично специализированные, а, следовательно, однонаправленные элементы, выполняющие лишь определенную функцию. Эта специализированная однонаправленность действия индивида позволяет также усилить его энергию, поскольку энергия концентрируется в одной точке;

    в) благодаря управляющей подсистеме действия людей синхронизируются, а  это также служит мощным источником повышения общей энергии организации.

    Важным  условием деятельности социальных организаций  является внешнее окружение. Каждая организация существует в специфическом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним.

    На  основе всего вышеизложенного сформулируем определение социальной организации.

    Социальная  организация —  это целостная  функционально-целевая  система с присущей ей социальной структурой, формирующейся на основе разделения труда, специализации функций  и иерархизированного взаимодействия между  индивидами, группами и структурными подразделениями, созданная для удовлетворения социальных потребностей индивидов и общества и действующая в определенном внешнем окружении. 

    2. Формальные и неформальные организации. Бюрократия как социальное явление

    Наряду  с выделением характерных черт организации социологи предлагают определенную их типологию. Наиболее часто различаются формальные и неформальные организации. Критерием этого разграничения, как следует из названных типов организации, служит степенъ формализации существующих в них связей, взаимодействий и отношений. А. И. Пригожин характеризует формальную организацию как способ организационного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм.

    В основе формальной организации  лежит разделение труда, возникающее  как результат необходимой специализации.

    Разделение  труда выступает в виде системы  статусов — должностей, каждая из которых  наделена специфическими функциями  таким образом, что все функциональные задачи оказываются распределенными  между членами организации. Должностные статусы упорядочиваются в иерархическую структуру по сходству функциональных задач, в различные организационные подразделения по принципу руководящие — подчиненные, в лестницу зависимостей между низшими (подчиненными) и высшими (руководящими).

    Формальная организация обеспечивает прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Она включает в себя различные регуляторы, нормирующие и планирующие деятельность данной социальной организации: нормы и образцы служебного поведения, программы деятельности, принципы и нормы вознаграждения. Формальная организация рациональна, то есть в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она принципиально безлична, то есть, рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных, проходящих по определенной программе.

    Формальная  организация имеет сильную тенденцию  превращаться в бюрократическую систему. В социологии существуют противоположные оценки и характеристики этой системы. М. Вебер высоко оценивал возможности бюрократии и считал ее развитие положительной перспективой исторического процесса. По Веберу, идеальный тип бюрократии включает следующие свойства:

    • личности, входящие в организацию, лично  свободны и действуют только в рамках «безличных обязанностей, существующих в единой организации » в данном контексте означает, что обязанности и обязательства принадлежат должностям, а не индивидам, которые могут занимать их в данное время;

    • ярко выраженная иерархия должностей и позиций. Это означает, что определенная должность должна быть доминирующей над всеми нижестоящими и зависимой по отношению к должностям, находящимся выше ее. При иерархическом отношении индивид, занимающий определенную должность, может принимать решения относительно действий индивидов, занимающих более низкие должности и подчиняться решениям лиц, находящимся на более высоких должностях;

    • ярко выраженная спецификация функций  каждой из должностей, предполагающая компетентность индивидов в каждой должности по узкому кругу проблем;

    • индивиды принимаются и продолжают работу на основе контракта;

    • отбор действующих индивидов  в организацию производится на основе их квалификации;

    • людям, занимающим должность в организации, выплачивается зарплата, размер которой зависит от занимаемого ими уровня в иерархии;

    • должность, занимаемая индивидом в  организации, рассматривается как  единственное или, по крайней мере, главное занятие;

    • бюрократия представляет собой карьерную  структуру, продвижение в которой  производится по заслугам или старшинству, независимо от личных предпочтений начальника;

    • деятельность каждого чиновника  основывается на строгой служебной  дисциплине и подлежит контролю;

    • управленческие функции строго регламентированы и документированы.

    Главное достоинство бюрократии, по Веберу, — это высокая хозяйственно-экономическая эффективность: точность, быстрота, знания, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность. Таковы основные достоинства бюрократического управления организацией.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Термин организация применяется очень широко. Организация является одной из важных характеристик окружающей нас действительности и изучается в разных аспектах различными науками: кибернетикой, биологией, техническими дисциплинами, экономикой, философией, социологией и др. На базе междисциплинарных исследований предпринята попытка создания общей теории организаций. Социология изучает организацию под своим специфическим углом зрения — с точки зрения социального поведения индивидов, групп и других образований.
Содержание
Основные черты социальной организации.
Формальные и неформальные организации.

Бюрократия как социальное явление.
Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества.
Государство и гражданское общество