Безработица среди молодежи и пути её разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы безработицы среди молодежи 5
1.1 Понятие безработицы и её виды 5
1.2 Причины безработицы 8
1.3 Показатели и методы измерения безработицы 11
Глава 2. Анализ причин безработицы среди молодежи 16
2.1 Анализ ситуации на рынке труда (по России) 16
2.2 Анализ причин безработицы среди молодежи 24
2.3 Анализ последствий безработицы среди молодежи 31
Глава 3 Рекомендации по предотвращению безработицы среди молодежи 38
3.1 Рекомендации по укреплению сотрудничества учебных заведений и работодателей 38
3.2 Рекомендации по совершенствованию политики в области занятости 41
3.3 Рекомендации по поддержке молодежи 43
Заключение 49
Список нормативно - правовых актов и литературы 50
Приложение А 52

Работа содержит 1 файл

курсовая 1 курс.doc

— 848.97 Кб (Скачать)

     Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.

     Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса, потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.

Молодежь до 18 лет (это в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ) не были вовлечены в трудовую деятельность. Однако теперь значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги основным путем. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных10.

     Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу. Чаше всего - это «самозанятость» вроде мойки автомашин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. «Макдональдс» и «Русское бистро», естественно, не могут предоставить возможности заработка всем желающим. Поэтому, если не решить проблему государственного контроля за занятостью этой молодежной группы, то возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

     Молодежь в возрасте 18-24 года - это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

     В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

Глава 3 Рекомендации по предотвращению безработицы среди молодежи

3.1 Рекомендации по укреплению сотрудничества учебных заведений и работодателей

     2010 - непростой год для отечественной высшей школы. Причин тому несколько: глубинная модернизация самой системы образования, объективные демографические факторы, сложные экономические условия. Сократился коммерческий прием в вузы. Вложения бизнеса в корпоративное обучение с участием вузов, вероятно, также будут сокращены.

     Финансовое положение вузов ухудшается. Однако необходимость перехода к инновационной экономике требует повышения качества подготовки специалистов. Одним из путей преодоления данного противоречия представляется налаживание долгосрочного сотрудничества вузов с предприятиями.

     Ориентация на повышение качества подготовки молодых специалистов предполагает грамотное определение содержания и технологий вузовской подготовки. А это, в свою очередь, немыслимо вне активного участия со стороны потенциальных работодателей. В создании продуманной схемы взаимодействия в данном случае заинтересован как сам работодатель, так и вуз, а также студенты, получающие образование в данном вузе.

     Интересы работодателя в данной системе, прежде всего, сводятся к удовлетворению потребностей в квалифицированных кадрах. На фоне кризисных явлений в экономике многие предприятия уже не готовы предлагать  потенциальным кандидатам столь же высокий уровень заработных плат, как в докризисный период. Привлекать на открытые вакансии амбициозных профессионалов с богатым опытом работы становится все сложнее. Ведь, несмотря на кризис, спрос на высококвалифицированный труд остается высоким. Обучение молодых специалистов, изначально далеких от специфики данного конкретного предприятия, требует значительных затрат времени и других ресурсов, что также может быть не выгодно работодателю. Оптимальным решением для многих предприятий в такой ситуации становится адресная подготовка студентов, заинтересованных в будущем трудоустройстве на данном предприятии, посредством заключения договоров с профильными вузами.

     Интересы учащихся вузов в первую очередь обусловлены возможностью трудоустройства по специальности. Безработица среди выпускников вузов в настоящее время грозит стать серьезной проблемой. По некоторым оценкам число рабочих мест для выпускников в ближайшие годы сократится на 1,2 - 1,6 млн. человек. Интерес бизнеса к ярмаркам вакансий, традиционно привлекающим молодых специалистов, уже сократился примерно в 4 раза.

     Во время кризиса устроиться по многим, считавшимися недавно востребованными специальностям, стало сложнее. Особенно это касается молодых специалистов с минимальным опытом. И шаги, которые может предпринять вуз для повышения социальной защищенности выпускников, безусловно, должны быть предприняты. Кроме того, сотрудничество вуза с предприятиями дает возможность студенту получить столь ценный практический опыт, лучше подготовиться к решению профессиональных задач, наконец, разрешить проблемы психологического плана, связанные с окончательной профессиональной самоидентификацией и повышением личностной уверенности в себе как профессионале.

     Современные студенты не заинтересованы в том, чтобы быть пассивными слушателями на лекционных занятиях. Они хотят обсуждать, анализировать практическую деятельность; для них ценен опыт решения реальных задач, возникающих в практической деятельности профессионала, в том числе, и самого преподавателя. В конечном счете, современный студент ждет практических советов, резюмирующих оценок. В связи с этим преподавателю высшей школы необходимо умение учить на реально-прикладных и перспективных ситуациях в отрасли.

      К сожалению, довольно типичной остается ситуация, когда учащимся вузов приходится довольствоваться сухим изложением теоретических основ изучаемой дисциплины. Определенные формы сотрудничества предприятий и вузов представляют собой эффективные пути к решению указанной проблемы. В частности, это организация стажировок преподавателей на предприятиях, а также вовлечение практических работников в формирование программ практик вузов.

     Заинтересованность вузов в подобном сотрудничестве также обусловлена целым рядом причин:

      1) работодатель способен дать вузу обратную связь относительно готовности выпускников к успешной профессиональной деятельности, что является важным критерием для определения качества вузовской подготовки;

      2) работодатель ориентирует систему подготовки будущих специалистов на формирование актуальных для современного рынка труда профессиональных компетенций;

      3) возможность освоения практического опыта профессиональной деятельности на предприятии, предоставляемая студентам, безусловно, повышает качество образования, получаемого в вузе;

      4) работодатель может принять участие в развитии материально-технической базы вуза;

     5) налаженная системы работы вуза с потенциальными работодателями повышает привлекательность вуза в глазах студентов и абитуриентов и т.д.

     Формы сотрудничества предприятий и вузов достаточно многообразны. С точки зрения преодоления негативных последствий финансового кризиса наиболее актуальными представляются: целевая подготовка специалистов; заключение трехсторонних и двусторонних договоров между работодателем, вузом и студентом; программы корпоративного обучения с участием вузов; стипендиальные программы компаний для студентов.

     За партнерскими отношениями между бизнесом и вузом будущее. Только ориентируясь на реальные потребности работодателей высшее образование, может обеспечить рынок востребованными специалистами. А для предприятий, в свою очередь, различные формы сотрудничества с вузами - это возможность избегания кадровых проблем, даже в период финансового кризиса. 

3.2 Рекомендации по совершенствованию политики в области занятости

     Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:

     1. Во-первых, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь - это будущее нации):

     пересмотреть и доработать законодательную базу;

     откорректировать политику в области трудоустройства;

     найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;

     разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.

     2. Во-вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона:

     способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);

     следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);

     формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;

     обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления - вузы - рынок труда;

     стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).

     3. В-третьих, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста:

     выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для этого необходимо ввести в любое высшее учебное заведение специальную дисциплину/курс - "Планирование профессиональной карьеры");

     выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);

     вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.

    Естественно, система мер по снижению безработицы среди молодых специалистов не исчерпывается приведенным перечнем, существует огромное поле для поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Еще раз подчеркну, что лишь подойдя к решению проблемы занятости комплексно, можно будет заметить определенные "просветы" в "темных туннелях рядов безработных". Как говориться - в единстве наша сила11.

3.3 Рекомендации по поддержке молодежи

     Активная молодежная политика - забота любого современного государства, нацеленного на будущее. Нынешняя молодежь - это и есть наше будущее, образ завтрашнего дня страны.

     Правительство РФ распоряжением от 18.12.06 N 1760-р утвердило Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации.

     Цель стратегии - развитие потенциала молодежи в интересах России. Среди ее приоритетов - информирование молодых людей о возможностях, которые предоставляет им общество, вовлечение их в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; помощь отдельным группам граждан (инвалиды, сироты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и др.). Основные принципы реализации - определение приоритетов, проектный подход, взаимодействие структур гражданского общества, власти и бизнеса, информационная открытость и отчетность. Российский Союз Молодежи является одним из разработчиков Стратегии.

Информация о работе Безработица среди молодежи и пути её разрешения