Анализ психологических причин девиантного поведения подростков

Автор: c******@ya.ru, 28 Ноября 2011 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ психологических причин девиантного поведения подростков.
Задача:
-Провести отбор литературы по данной тематике;
-Рассмотреть феномен девиантного поведения;
-Проанализировать варианты психологических причин девиантного поведения подростков.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Мадины 03,11.doc

— 316.04 Кб (Скачать)

    По данным исследований на молодежь оказывает влияние новая массовая культура, популярность силовых видов спорта, культ физической силы, недоступность высшего образования и т.д.

    Какие же меры принимаются в нашем обществе, в нешем мире для профилактики девиантного поведения подростков?

    Работа Детско-юношеского центра “ Алем” по профилактики этой проблемы.

    Анализ учебно-воспитательной деятельности ДЮЦа “Алем” по профилактики и предупреждению отклонений в поведении подростков показал, что воспитательная  программа ДЮЦа “Алем” направлена на реализацию основных направлений программы развития Республики Казахстан 2030 по воспитанию подрастающего поколения в системе дополнительного образования.

    В концепции развития ДЮЦа определена цель : создание условий для формирование поликультурной, самодостаточной личности, свободной, образованной, физический здоровой, адаптированной к условиям современного социума.

    ДЮЦ - ШКОЛА - СЕМЬЯ. Задача  Возрождение и пропаганда национальной культуры , языка, народных обычаев, традиций. Создание творческих групп из родителей и детей для развития семейного досуга. Воспитание чувства гордости за свой народ, уважение к его истории, культуре, интерес к его судьбе.

    ДЮЦ - АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ . Задачи:

    Формировать навыки цивилизованного общения, лидерства и партнерства, ответственного-подхода к жизни в качестве активных граждан  Республики Казахстан.

    ДЮЦ - ШКОЛА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Задача:  Формирование устойчивого интереса к самопознанию. Профориентационная работа с молодежью, Развитие творческого потенциала учеников.

    Особое внимание уделяется работе с  “трудными подростками”, которые составляют основной коллектив кружков “Горизонт”, “Клуба юных моряков”, есть такие ребята в Образцовом  театре “ Ровесник ”  “ Центр парикмахерского искусства”  кружке  “Лечебного массажа ”.

    На сегодняшний день ДЮЦа “Алем” работает по 20 направлениям, что составляет около 70 кружков и центров, в которых занимается более 100 детей и подростков.Одно из важных направлений - это культурно - массовая работа, которой охвачены все школьники  г. Темиртау.  Более 33 тысяч детей и подростков ежегодно посещают мероприятие нашего центра.

    Традиционными и популярными стали конкурсы “Я Лидер” среди ученических советов самоуправления, “Мисс гармония” для девушек старшего класса “Джигит Султаны” для юношей - конкурсы посвященные ЗОЖ, КВНы среди учащихся ПТШ  на тему профессионального мастерства, ежегодная акция “Мы против СПИДа”, Ток - шоу “Мое здоровье”, конкурсы плакатов “Мое будущее в моих руках”, Фестивали школьной прессы, смотры - конкурсы школьной самодеятельности, концерты и благотворительные акции рок музыкантов при содействии движение “Молодежь за будущее Казахстана” и многие другие мероприятие.

    ДЮЦ  активно сотрудничает и проводит совместные воспитательные мероприятие совместно с ГорОО, СПИД - ЦЕНТРОМ , Отделом молодежи и спорта, Обществом Инвалидов, Акиматом, дворовыми клубами, Отделом Культуры и др. учреждениями.

    Не остается без внимание поколения учащихся среднего звена. По инициативе  областного комитета по делам молодежи, туризма и спорта на базе нашего ДЮЦа возродилось движение “Болашак” , которое призвано сплотить и возродить новую идеологию среди подрастающего поколения, идеология патриотизма и нравственности .

    Вся многолетняя и плодотворная работа ДЮЦа направлена на профилактику, предупреждение отклонение  в поведение подростков, на искоренение негативных привычек, на ориентацию молодежи на здоровый образ жизни, на осмысленное отношение к творчеству, к работе, к своей личности.

    Воспитанники  ДЮЦа “Алем” - постоянные участники городских областных и республиканских концертов, выставок, слетов и фестивалей, а так же многократные призеры и лауреаты Международных конкурсов и фестивалей. Сотни юношей и девушек, благодаря профессиональной  направленности, которую осуществляет ДЮЦ нашли свое дело жизни, поступили в среднее и высшее учебные заведения. Работа ДЮЦа “Алем” отмечена почетными грамотами  ОблДо, руководством г Темиртау, в 2000 году наш коллектив получил второе призовое место в Республиканском смотре - конкурсе среди учреждений дополнительного образования, уступив первое место лишь Республиканскому Дому школьников. Все эти результаты говорят о том , что  Детско - Юношеский Центр  “Алем”, работает в правильном направлении, востребован современным обществом и несет в себе горомную воспитательную идеологию.

    “То что нельзя достигнуть в одиночку, можно достигнуть объединенными усилиями” - под таким девизом должны работать мы все педагоги психологи и социальные работники. Проблема отклонение в поведение подростков переросла в стены школы , ПТУ и семьи. Это проблема государственного значения, которую необходимо решать всем миром. Необходима комплексная государственная программа, программа тесно взаимодействия властей, органов правопорядка, школы, учреждений, дополнительного образования как звеньев одной цени в профилактики правонарушение , девиантного поведение у подростков. А так же очень важно, чтобы весь спектр  образовательных , спортивно - оздоровительных, культурно - досуговых,  социально - педагогических психологических и юридических услуг, оказываемых детям и подросткам, а так же их семьям проводился на бесплатной основе, что сделает их более доступными, прежде всего для малообеспеченных слоев населения, из которых  чаще всего и выходят “ТРУДНЫЕ” дети.

2.2 Влияние средств массовой информации на поведение                       подростков.

    В последние десятилетия в среде молодежи республик бывшего СССР ярко проявилась тенденция к созданию новых культурных стереотипов, прежде всего -- молодежных субкультур. Их носителями выступают представители различных неформальных молодежных объединений -- добровольных формирований, создающихся по критерию общности интересов.

    В условиях политической, социальной и экономической нестабильности молодой человек подвергается воздействию проявлений, имеющих место вне образовательной системы, в числе которых -- криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей.

    Многие ученые (А.А. Васильева, Ю.Р. Вишневский, Ю.Г. Волков, П.С. Гуревич, В.И. Добреньков, В.И. Дряпика, Ф.Д. Кадария, В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик, И.П. Савченко, И.П. Салтанович, Н.Д. Саркитов, К.М. Хоруженко, В.Т. Шапко, В.А. Шаповалов и мн. др.), рассматривая молодежную субкультуру в качестве социокультурного феномена, выделяют такие ее характеристики, как обязательные попытки формирования собственных мировоззрений, оппозиционных мировоззрениям старших поколений и своеобразные манеры поведения, стили одежды и прически, формы проведения досуга.

    Группа алматинских социологов отметила ряд тенденций, характерных для молодежных субкультур с начала 90-х годов: преимущественно развлекательно-рекреативная направленность; вестернизация (американизация) культурных потребностей и интересов; приоритет потребительских ориентаций над креативными; слабая индивидуализированность, избирательность и стереотипизация культуры; внеинституциональная культурная самореализация; отсутствие этнокультурной самоидентификации.

    Как показывают наши наблюдения, значительную часть досуга старшеклассников заполняют электронные средства массовой информации -- телевидение, видео, радио, сеть Internet. Посредством их сегодня формируется внутренний мир старших школьников, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. При этом контакты со СМИ носят в подавляющем большинстве не познавательный, а развлекательный характер. По наблюдениям А.В. Мудрика, «...у человека, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в им же порожденных событиях. Более того, именно он главный участник событий».

    С точки зрения реализации функций СМИ -- развивающей, воспитывающей и развлекательной, -- преобладает последняя. Так, из телевизионных передач, просмотр которых, по наблюдению исследователей, составляет 2/3 объема досуга старшеклассников предпочтение отдается американским боевикам и латиноамериканским «мыльным операм», концертам эстрадных звезд, а также демонстрируемым по музыкальным каналам видеоклипам поп- и рок-исполнителей. Контакты с радио ограничиваются исключительно нецеленаправленным прослушиванием коммерческих FM-станций, звучащих постоянным фоном к повседневной жизни, в которых новостные выпуски и реклама перемежаются с поп-музыкой. Выход в сеть Internet зачастую сопряжен с посещением чатов и просмотром порнографии, реже -- с поиском информации или «скачиванием» готовых рефератов. При этом интерес к художественной литературе у старших школьников катастрофически снижается.

    Предпочтение молодежью в целом и старшеклассниками в частности образцов массовой культуры объясняется причинами эстетического и социального порядка.

    В разных видах искусства проявляются общие черты китча -- эклектичность (безвкусное сочетание разных стилей), претенциозность (стремление выдать дешевое за дорогое, чувственное за возвышенное, публичное за интимное), псевдодемократичность (показная простота, назойливость, эмоциональная перенасыщенность), эротичный (явный или скрытый) постоянный интерес к «запретным» темам.

    Мы можем наблюдать во взаимодействии между СМИ и реципиентами проявление принципа максимального соответствия художественных образов стилю жизни молодых людей. Иными словами, развитие любого направления массового искусства происходит с учетом абсолютного соответствия духовно-культурным потребностям определенной социальной группы, которые можно обозначить интегральным понятием эстетического модуса, отражающим ее массовость и качественный уровень.

    В числе социальных причин казахстанские ученые называют кризис общества и его основных институтов; подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека со стороны как родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира; коммерциализацию средств массовой информации, а в какой-то мере -- всей художественной культуры.

    Учитывая повышенный интерес старшеклассников к электронным СМИ, мы считаем возможным придать им познавательный характер, используя для этого как урочные, так и внеклассные формы организации обучения -- уроки эстетического цикла, факультативные занятия по музыке, литературе, мировой художественной культуре, Internet-тренинги.

    На уроках и факультативных занятиях следует обращать внимание учащихся на познавательные и культурные радио- и телепередачи -- такие,как «Апокриф», «Культурная революция», «Адкрытая пляцоўка», «Музычны партал», интервью с деятелями искусства на II канале русское радио «102.3 FM».

    Другой эффективной формой организации обучения, позволяющей сочетать развлекательную и познавательную стороны деятельности учащихся, является Internet-тренинг, под которым принято понимать форму интерактивного занятия, направленную на приобретение учащимися максимального количества практических навыков поиска, обработки и отбора информации в Сети Internet. Тренинги обладают важными достоинствами, прежде всего -- оперативностью и широтой выбора.

    Профилактику преступлений и других правонарушений среди несовершеннолетних осуществляют различные государственные и общественные организации. Среди них важную роль играют органы внутренних дел, в составе которых действуют специализированные по данной линии работы подразделения. В документах МВД Казахстана последних лет подчеркивается, что весь личный состав органов внутренних дел должен обращать особое внимание на улучшение профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Значительный объем предупредительной работы с подростками выполняют участковые инспектора полиции ОДН, сотрудники УКУИС и ЦВИАРН ГОРРАЙОВД.

    Эффективность этой деятельности во многом определяется уровнем ее информационно-аналитического обеспечения. Необходимо отметить, что органы внутренних дел располагают наиболее полной статистикой и иной информацией, необходимой для глубокого и всестороннего анализа преступности и других правонарушений среди несовершеннолетних. При этом анализе прежде всего определяется удельный вес преступности несовершеннолетних и преступности в целом, а также основные ее качественно-количественные показатели: состояние, уровень, структура, характер, динамика. Рост или снижение преступности несовершеннолетних сопоставляется с динамикой соответствующих возрастных групп населения. При анализе преступности несовершеннолетних очень важно определить ее неблагоприятные тенденции, характерные для данной территории, например, устойчивое преобладание или резкое увеличение преступлений определенного вида, рост количества тяжких преступлений и т.д. По общему правилу, это возможно сделать лишь на основе изучения данных за 3-5 лет и более длительные периоды времени с использованием разнообразных приемов уголовной статистики.

<

Информация о работе Анализ психологических причин девиантного поведения подростков