Анализ психологических причин девиантного поведения подростков

Автор: c******@ya.ru, 28 Ноября 2011 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ психологических причин девиантного поведения подростков.
Задача:
-Провести отбор литературы по данной тематике;
-Рассмотреть феномен девиантного поведения;
-Проанализировать варианты психологических причин девиантного поведения подростков.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Мадины 03,11.doc

— 316.04 Кб (Скачать)

         Семейные разновидности групповых девиаций демонстрируют отклоняющиеся паттерны поведения целой семьи или части ее членов, связанные с процессом группового давления. Это могут быть прямые влияния родителей на ребенка (например, вовлечение его в деятельность тоталитарной секты или оздоровительной группы) или опосредованная трансляция девиантных традиций (к примеру, злоупотребление алкоголем или сверхценные увлечения, стереотипы пищевого поведения). Возможны и обратные воздействия ребенка с отклоняющимся поведением на родителей (формирование патохарактерологического типа девиантного поведения в виде чрезмерной общественной или иной активности у матерей, дети которых страдают, к примеру, наркоманией). Семейные девиации представляют собой устойчиво поддерживаемый и поощряемый группой (семьей) поведенческий стереотип. Зачастую семьи с девиантными формами группового поведения объединяются на базе этих отклонений и формируют новые группы -- мета-семьи. Известны т. н. «шведские семьи», где объединяющим моментом служит приоритетность в выборе групповых сексуальных взаимодействий. Религиозные коммуны, требующие от своих членов отречься от прежних семей и образовать новую духовную общность, приписывают себе еще и семейные функции. Нередко лица с девиантными формами поведения строят свою семью на базе сходства отклоняющихся интересов и поведенческих стереотипов.

         Девиантные формы поведения могут быть временными и постоянными, устойчивыми и неустойчивыми. Для временных девиаций характерна малая длительность существования отклоняющегося поведения, часто связанная с групповым давлением и невозможностью быть вне группы. Так, подросток может проявлять девиантные формы поведения лишь в течение срока нахождения в лагере отдыха вместе со сверстниками, быть агрессивным только в группе. Или умеренно пьющий человек может злоупотреблять спиртными напитками под психологическим давлением попутчиков или сослуживцев во время командировки. К постоянным девиациям относят формы отклоняющегося поведения, имеющие склонность к длительному существованию и малой зависимости от внешних воздействий. Они составляют большинство девиантных форм поведения. Устойчивые девиации характеризуются монофеноменологичностью, т. е. в поведении человека преобладает лишь какая-либо единственная форма отклоняющегося поведения. При неустойчивой девиации отмечается склонность к частой смене клинических проявлений девиации. Например, у человека могут чередоваться девиации в виде злоупотребления наркотическими веществами и нарушения пищевого поведения. К примеру, наш испытуемый девиант Т., 50 лет, вылечившись от алкоголизма, вначале стал приверженцем одного из учений об оздоровливающей жизни с соответствующей отклоняющейся структурой поведения, а затем увлекся азартными играми (гемблингом) и проиграл на игровых автоматах большую сумму денег, заложив под них квартиру. В структуре его характера и личности был сформирован «каркас для нанизывания» на него разнообразных девиаций.

         Выделяются стихийные и спланированные, структурированные (организованные) и неструктурированные (слабоорганизованные) разновидности отклоняющегося поведения. Стихийные девиации имеют склонность к быстрому, хаотичному и неспланированному формированию. Они возникают под влиянием внешних обстоятельств и характеризуются временным характером. В таком случае девиантное поведение специально не запланировано, однако и не исключено из поведенческой программы. Стечение обстоятельств и эмоциональный настрой индивида становятся решающими в появлении неадекватного поведения. Провоцирующим моментом могут служить действия окружающих. Нередко стихийно совершаются агрессивные и аутоагрессивные поступки при делинквентном и патохарактерологическом типах девиантного поведения. Спланированные девиации носят характер регламентированности, заданности и строгой очерченности. Человек заранее готовится к их реализации, нередко испытывает «предстартовое волнение», радостное и одновременно беспокойное ожидание данного вида деятельности. К спланированным девиациям относятся, примеру, гемблинг и употребление алкоголя или наркотиков. При них можно отметить наличие подготовительного периода, во время которого девиант с вожделением ожидает возможности включиться в азартную игру или появления «группы единомышленников». В рамках групповых девиаций возможны различные степени их сплоченности вокруг отклоняющейся формы поведения. Сектантство подразумевает сплоченность и структурированность, а для группы филателистов характерна малая организованность. Под структурированной (организованной) девиацией понимается групповая форма отклоняющегося поведения, в рамках которой четко расписаны роли всех ее участников. Для неструктурированной (слабоорганизованной) разновидности группового отклоняющегося поведения характерно отсутствие иерархических взаимоотношений, регламентации поступков.

         Девиантные формы поведения по структуре могут быть также экспансивными и неэкспансивными, альтруистическими и эгоистическими. Экспансивные девиации, в отличие от неэкспансивных, характеризуются вторжением в сферы жизни и деятельности окружающих людей, зачастую склонностью игнорировать их интересы и даже посягать на их свободы (например, агрессивное или гиперобщительное поведение, сексуальные аномалии). При неэкспансивных девиациях индивид своим поведением формально может не задевать интересы окружающих (к примеру, нарушения пищевого поведения и аутизм). Неэкспансивные девиации отличаются саморазрушающим для личности девианта характером, когда неадекватная и неэффективная деятельность приводит к личностной деградации или блокированию личностного роста.

         Подавляющее большинство форм отклоняющегося поведения можно назвать эгоистически ориентированными. Эгоистические девиации отличаются нацеленностью на получении удовлетворения или личной выгоды. Злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами, сексуальные девиации и перверсии пропитаны желанием и стремлением индивида получить новые ощущения, «ублажить себя», испытать радость. Альтруистические девиации, напротив, направлены на интересы других людей, нередко сочетаются со склонностью к самопожертвованию и самоуничижению. Альтруистические цели может преследовать суицидальное поведение человека, пытающегося расстаться с жизнью ради близких, ради божества, которому поклоняется или «ради всего человечества». В основе созависимого поведения лежит альтруизм.

         По параметру осознаваемости и критичности можно выделить осознаваемые и неосознаваемые девиации. Осознаваемые девиации представляют собой отклоняющиеся формы поведения, которые человек осознает как отклонения от нормы и по отношению, к которым он может испытывать негативные эмоции и желание их исправить. Критичность чаще носит волнообразный характер. Неосознаваемые девиации, как правило, встречаются в рамках психопатологического типа девиантного поведения на базе психических расстройств. Они характеризуются полной спаянностью отклоняющейся формы поведения с личностью девианта, его убежденностью в том, что его поведение адекватно поступкам окружающих и их отношению к нему, а также отсутствием стремления изменить что-либо в своем поведении.

         Используя «теорию ярлыков» Г. Беккера (1966), предлагается выделять две разновидности девиаций, различающихся механизмами формирования: первичные и вторичные. Первичные девиации представляют собой любые формы ненормативного поведения. Вторичные девиации возникают в результате вольного или невольного следования девиантом за приклеенным ему обществом ярлыком, желания оправдывать ожидания людей, стремиться подтвердить справедливость их мнений и убеждений в отношении собственного отклоняющегося поведения. Наиболее ярко вторичные девиации проявляются у проходящих реабилитацию наркозависимых в ситуациях провоцирования со стороны близких или окружения. 
 
 
 
 
 

    Глава II.  Профилактика и коррекция девиантного поведения среди подростков путем средств социальной работы

    2.1  Профилактика девиантного поведения среди подростков.

    Конце XX века трагически обострил проблему человека. Потеряна общая для общества объединяющая идея. Обострились проблемы экономики политики, права, образования. В это непростое время труднее всего проходится молодежи.

    По данным исследований ООН за последние два десятилетия злоупотребление наркотическими средствами распространилось в широчайших масштабах, проблема затрагивает все страны и угрожает всеми слоями общества. Преступность, агрессия, алкоголизм, бродяжничество, наркомания - все это негативные проявления современной стороны жизни, и наша задача - защититься от них, противостоять им, ослабить или даже нейтрализовать их влияние. Многолетняя кризисная ситуация отражается на образовании, интеллектуальном уровне население Казахстана, а ведь обществу нужны здоровые, мужественные, инициативные люди.

    Сегодня выход из создавшегося положения пытаются найти ученые, юристы, педагоги и социальные работники - государство начинает обращать внимание на эту глобальную проблему. И в первую очередь огромная ответственность  возложена на систему образования, которая призвана не только “загрузить ”  школьника знаниями, целью образования, как  подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование  ОБРАЗА человека сознательного, человека совершенного характера.

    Данная задача по решению этой  актуальнейшей проблеме легла не  только  на плечи школы, но и на систему дополнительного образования, где приоритетом целевых программ является организация содержательного досуга детей.

    Городской Детско-юношеский центр “Алем”  является основным внешкольным учреждением г. Темиртау, которое помогает школе и семье решать задачи воспитания и развития личности учащихся, оказывая профилактику негативных явлений в жизни подростков.

    Особое внимание уделяется проблеме девиантного поведения, работе с подростками по профилактике и предупреждению отклонений в поведении. Введя для характеристики  отклонений в поведении термин   “девиантное поведение ” , И.С.Кон  определяет его как форму социальной дезадаптации, как отрицательное поведение. Эта социальная проблема требует своего решения только при тщательном изучении всех причин и факторов, индивидуальных  особенностей учащихся, при педагогическом руководстве процессом самоутверждения подростка, то есть создание таких условий, которые облегчили бы каждому члену коллектива поиски своего “Я”  и сохранение достойного положения среди товарищей, формировали бы  у подростков нравственно психологический барьер против отрицательных действий,создание ситуаций личностного подхода в воспитании. Исследования психологов показали, что  “ТРУДНЫЕ” дети, как правило, те, которые:

  • часто бывают невыдержанными;
  • спорят со взрослыми;
  • отказываются выполнять необходимую общественную работу, делают то,  что раздражает других, часто обвиняют других в своих ошибках;
  • часто сердятся и возмущаются;
  • недоброжелательны и мстительны;
  • сквернословят и говорят непристойности;
  • жестоки к младшим и животным и др.

    Наиболее сложно складывается общение с подростками, чьи установки уже имеют устойчивый характер: сформированный образ действительности, нежелание идти на контакт. Поддержка со стороны подростковой группы, основанной на асоциальных нормах поведения.

    Огромное влияние на проявление агрессии и жестокости в поведении подростка могут оказать: дезадаптация в учебе и труде, отношения сосверстниками и учителями.

    На одно из первых мест  среди социально-психологических факторов девиантного поведения  подростков выдвигается и семейная дезорганизация:

  • отсутствие отца в раннем возрасте;
  • недостаточность материнской привязанности к ребенку;
  • отсутствие родительского авторитета, матриархальный стиль отношений в семье;
  • гиперавторитарность  родителей;
  • телесные наказание ребенка;
  • распад семьи, развод родителей, сожительство, заключение повторных браков, конфликты между родителями;
  • болезнь и смерть родственников;
  • наличие в семье лиц асоциальными формами поведения.

    У подростков с девиантным поведением, как правило, слабо выражены высшие потребности, которые огранивают стремление удовлетворить свои примитивные нужды, многие из них духовно бедны, отсутствуют нравственные мотивы.

    Падение жизненного уровня в нашем мире, изменения в образе жизни вызвали социальную дезадаптацию, обострили проблему молодежной преступности и девиантного поведения, привели к широкому употреблению молодежью алкоголя и наркотиков. Подростковая преступность стала чаще проявляться в форме агрессии против личности (кража, разбой, грабеж), выявлено большое количество подростков, входящих в состав преступных группировок. Какова же причина подобных процессов?

Информация о работе Анализ психологических причин девиантного поведения подростков