Элементы системы качества. Шесть процедур подлежащих обязательному документированию

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 22:41, реферат

Описание работы

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.
Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3

Элементы системы качества………………………………………………………………4

Шесть процедур подлежащих обязательному документированию..5

Ответственность руководства……………………………………………………9

Политика предприятия в области качеств

Работа содержит 1 файл

лицензирование.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС  РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Сертификация и лицензирование»

На тему «Элементы системы качества. Шесть процедур подлежащих обязательному документированию» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проверил: 

Санкт-Петербург 2011. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………………………3 
 

Элементы системы качества………………………………………………………………4 
 

Шесть процедур подлежащих обязательному документированию..5 
 

Ответственность руководства……………………………………………………9 
 

Политика предприятия в области качества………………………………………10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Проблема  качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее  эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.

Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной  литературе и практике существуют различные  трактовки понятия качество.

Улучшение качества продукции - важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

Целью моей работы является обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом: Качества продукции – как фактора успешной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики; принципов обеспечения качества и управления качеством продукции; создания систем качества на предприятиях; Основных элементов системы качества, рекомендуемые ИСО 9000. 
 
 
 
 
 

Элементы  системы качества. 

Под элементом  системы качества понимается такая  определенным образом выделенная ее часть, дальнейшее расчленение которой  нецелесообразно для принятой цели рассмотрения. Такими целями могут быть построение системы, ее оценивание, совершенствование и др. Состав и содержание элементов определяются разработчиками в зависимости от задач, решаемых системой качества, особенностей продукции, производственных процессов и уже сложившейся системы качества. 

Вместе с тем  в новую систему качества непременно должны быть включены элементы, установленные  в разделах 4 — 20 ИСО 9004-1, что обусловлено  логикой более "глубокого" внедрения  ИСО 9001-9003. В этом плане элементы, установленные ИСО 9004-1, следует рассматривать как основные (базовые) системы качества. Соотношение элементов системы менеджмента качества по ИСО 9004-1 и элементов систем обеспечения качества по ИСО 9001, 9002 и 9003 показано в табл. 5.1.1. Именно по этим элементам оценивается возможность предприятия выполнять требования потребителя. Выбор элементов системы качества оказался долгим и трудным процессом, длившимся в течение нескольких лет.

Преимущества  сертифицированной  системы   качества :

- Высокая эффективность  производства за счет сокращения  дублирующих процессов;

- Высокое   качество  продукции за счет  контроля, наладки  и  соблюдения  требований в течение всего  цикла работ;

- Снижение затрат  на  качество , отсутствие брака,  потерь  и  рекламаций;

- Снижение непроизводственных  затрат;

- Повышение ответственности   и  дисциплинированности персонала. 
 
 
 

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 предполагает наличие шести следующих обязательных документированных  процедур :

1. Управление  документацией;

2. Управление  записями;

3. Внутренние  аудиты;

4. Управление  несоответствующей продукцией;

5. Корректирующие  действия;

6 . Предупреждающие  действия; 

  1. Процедура управления документацией – предназначена для формализации документационного обеспечения организации. Данная процедура регламентирует вопросы создания, анализа и проверки документов до начала их официального использования в организации, актуализации и пересмотра документов уже используемых в организации, правила обозначения документов и идентификации каких-либо изменений в действующих документах. Кроме того, в процедуре управления документацией необходимо четко определить правила распространения документов в организации и правила изъятия, либо явной идентификации устаревшей документации. В процедуре обязательно необходимо отразить и порядок идентификации и обращения с документами внешнего происхождения, например, нормативными документами, стандартами, договорами заказчиков и пр.
  2. Процедура управления записями о качестве – это процедура, которая регламентирует порядок обращения с документальными свидетельствами работы системы качества. Процедура управления записями о качестве должна содержать правила идентификации записей и средства управления записями (например, делать записи можно на бумаге, можно в электронной системе), порядок хранения, защиты и восстановления записей о качестве в случае их повреждения. Кроме того, необходимо определить сроки хранения и порядок изъятия и уничтожения записей о качестве.
  3. Процедура управления несоответствующей продукцией – это процедура, которая определяет, кто и как должен действовать, если в ходе работы организации возникли несоответствия. Под несоответствующей продукцией в стандарте понимается не только продукция, но и услуги, и другие результаты работы. Например, результатом работы договорного отдела является договор, тогда в процедуре управления несоответствующей продукцией необходимо определить какие несоответствия могут возникать в договоре, и как необходимо действовать при обнаружении несоответствий.
  4. Процедура проведения внутренних аудитов – в данной процедуре необходимо определить порядок организации внутренних аудитов, требования к аудиторам, методы, критерии, частоту и область применения аудитов. Также, необходимо определить состав документации, которая разрабатывается при проведении аудита и порядок обработки результатов аудита.
  5. Процедура корректирующих действий – эта процедура должна регламентировать порядок проведения работ по устранению несоответствий связанных с продуктами (услугами) организации, процессами и системой качества. Порядок проведения корректирующих действий должен предусматривать анализ выявленных несоответствий, установление причин их возникновения, разработку действий по устранению несоответствий, запись результатов предпринятых действий и анализ результатов предпринятых действий.
  6. Процедура предупреждающих действий – если процедура проведения корректирующих действий определяет, как должна действовать организация после возникновения несоответствий, то данная процедура должна определять действия для предотвращения возникновения несоответствий. В процедуре необходимо определить методы определения возможных несоответствий, порядок разработки действий по недопущению возникновения несоответствий, порядок ведения записей результатов предпринятых действий и анализ результатов выполнения предупреждающих действий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 5.1.1. Матрица соотношения  элементов системы  качества

4 Ответственность руководства 4.1 + + +-
5 Основы  системы качества 4.2—4.5; 4.16—4.17 + + +-
6 Финансовые  аспекты - - - -
7 Качество  в рамках маркетинга - - - -
8 Качество  при проектировании и разработке технических требований 4.4 + - -
9 Качество  закупок 4.6 + + +-
10 Качество  процессов 4.9 + + +-
11 Управление  процессами 4.12 + + +
12 Проверка  продукции 4.10 + + +-
13 Управление  контрольно-измерительной аппаратурой  и испытательным оборудованием 4.11 + + +
14 Управление  несоответствующей продукцией 4.13 + + +-
15 Корректирующие  и предупреждающие действия 4.14 + + +-
16 Послепроизводственная деятельность 4.15 + + +-
17 Регистрация данных о качестве 4.16 + + +-
18 Персонал 4.18 + + +-
19 Безопасность  продукции - - - -
20 Использование статистических методов 4.20 + + -
 

+ - самый высокий  уровень требований; 

+- - менее строгие  требования, чем в ИСО 9001 и ИСО 9002; 

- - элемент отсутствует. 

Наиболее полной системой качества является система, рекомендуемая  МС ИСО 9001, которая охватывает все  стадии жизненного цикла продукции. 

Рассмотрим по порядку все элементы такой системы  качества, представленные в разделе 4 "Требования к системам качества" МС ИСО 9001, а также в соответствии с МС ИСО 9004-1. В табл. 5.1.2 приведены элементы системы качества в соответствии с вышеназванными стандартами и добавлены аналогичные разделы ИСО/ПМС 9001:2000 . 
 
 

Таблица 5.1.2. Элементы системы качества по стандартам ИСО серии 9000

Ответственность руководства 4 4.1 5.1; 5.3; 5.4.1; 5.5.1; 5.5.2; 5.5.3; 5.6; 6.1; 6.2.1; 6.3
Система качества 5 4.2 4; 5.1; 5.4.1; 5.4.2; 5.5.5; 7.1
Внутренние  проверки качества 5.4 4.17 8.2.2
Экономика (затраты на качество) 6 - -
Анализ  контрактов 7 4.3 7.2.2
Управление  проектированием 8 4.4 7.3
Закупки 9 4.6 7.4
Управление  процессами 10 4.9 7.1; 7.5.1 7.5.5
Управление  процессами 11 4.9 7.1; 7.5.1 7.5.5
Идентификация и прослеживаемость продукции 11.2 4.8 7.5.2
Статус  контроля и испытаний 11.7 4.12 7.5.1
Контроль  и испытания 12 4.10 7.1; 7.5.1; 8.1; 8.2.4;
Контрольное, измерительное и испытательное  оборудование 13 4.11 7.6
Управление  несоответствующей продукцией 14 4.13 8.3
Корректирующие и предупреждающие действия 15 4.14 8.5.2
Погрузо-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация  и поставка 16 4.15 7.5.4
Техническое обслуживание 16.4 4.9 7.1; 7.5.1
Управление  документацией и данными 17 4.5 5.5.6
Управление  регистраций данных о качестве 17.3 4.16 5.5.7
Подготовка  кадров 18 4.18 6.2.2
Управление  продукцией, поставляемой потребителем 19 4.7 7.5.3
Статистические  методы. 20 4.20 8.1; 8.2.3; 8.2.4; 8.4

Информация о работе Элементы системы качества. Шесть процедур подлежащих обязательному документированию