Теория текста. Ее предмет и объект

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Функциональный аспект в изучении языка, ориентация на коммуникативный процесс неизбежно привели к выявлению коммуникативной единицы высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение. Такой единицей является текст, который мыслится прежде всего как единица динамическая, организованная в условиях реальной коммуникации и, следовательно, обладающая экстра- и интралингвистическими параметрами.

Работа содержит 1 файл

textology.docx

— 266.76 Кб (Скачать)

 

Таким образом, текст  реализует определенную коммуникативную  интенцию (намерение, задачу):

 

1) сообщить, констатировать (описание);

 

2) рассказать, изобразить (повествование);

 

3) сравнить, резюмировать, обобщить (определение, объяснение);

 

4) обосновать, доказать, опровергнуть, разоблачить (аргументация, рассуждение);

 

5) побудить, просить,  приказать (инструктаж).

 

Учитывая данные целеустановки  текста можно сделать (обобщенно  и условно!) выводы о преобладающем  способе изложения содержания в  целом по тексту или по его фрагменту, виду текста, жанру; даже виду науки (например, в математике - рассуждение, в ботанике - описание, в истории - повествование). Речь идет, конечно, только о преобладающем  способе изложения, и это не исключает  сочетания разных способов в любых  текстах. Надо иметь в виду и различия в проявлениях этих способов в  текстах монологических и диалогических.

 

Итак, функционально-смысловые  типы речи в рамках текста соотносятся  с категориями мыслительными  и коммуникативными. Интересной в  этом смысле представляется система  Э.Верлиха.

 

В несколько сокращенном  виде она выглядит так:

Таблица 1

Соотношение функционально-смысловых  типов речи

с категориями мыслительными  и коммуникативными (по Э. Верлиху)Мыслительные формы  Тип текстовой формы  Позиция говорящего (пишущего)

восприятие в пространстве  описание  ориентация на расположение предмета коммуникации в пространстве

восприятие во времени   повествование  ориентация на расположение предмета коммуникации во времени

понимание  объяснение  ориентация на образование представлений

суждение  аргументация, рассуждение  ориентация на отношения между понятиями и представлениями

планирование  инструктирование  ориентация на осуществление действий

 

 

Итак, описание - это перечисление признаков, свойств предмета; повествование - это рассказ о событиях во временной  последовательности; рассуждение - это  исследование предмета или явления, раскрытие их внутренних признаков, доказательство определенных положений; инструктирование - это рекомендации к действиям.

 

Примерно так и  учили старинные риторики: повествование  занимается действием, описание - предметом, рассуждение - отношением предметов  и действий.

 

Прежде чем охарактеризовать структуру функционально-смысловых  типов речи, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что основные признаки, которые помогают различить эти  типы, обнаруживаются в рамках отдельного высказывания, т.е. доминантным признаком  ФСТР оказывается характер рематических компонентов высказывания.

 

Именно рема создает, формирует тип, определяет его форму, поэтому даже отдельно взятое предложение-высказывание может проявить тип. Возьмем два  высказывания со сходной структурой:

 

Поезд идет и Дождь  идет. В первом случае субъект, являясь  продуктом человеческой деятельности, сам активно действует (субъект  артефакт), фраза свидетельствует  о повествовательном контексте. Во втором случае перед нами природная  субстанция (субъект натюрфакт), этот контекст описательного типа. Все  дело заключается в характере  глагольного предиката. Глагол идет обозначает разные виды движения. В  первом случае - активное действие, во втором - это движение, замкнутое  в самом субъекте, именно поэтому  глагол здесь может быть опущен без  ущерба для смысла (Ср.: Дождь идет - Дождь). Такие трансформации в  предложении Поезд идет практически  невозможны (Поезд может и стоять; тогда как дождь стоять не может, он всегда идет). Показательны здесь  и возможные распространители: Поезд  идет быстро, медленно, с остановками (обстоятельственные компоненты, характеризующие  активное действие); Дождь дает другую сочетаемость: Дождь редкий, сильный, мелкий, частый, как из ведра (распространители указывают на интенсивность проявления признака).

 

С типом речи связан и  словопорядок. Например, фразы Поезд  остановился на станции и На станции  остановился поезд указывают  на принадлежность разным контекстам: в первом случае действие активное (шел, шел и остановился), во втором - данный факт представляется как наблюдаемый  со стороны, как деталь нарисованной картины. Ср.: Показалась железная дорога. На станции остановился поезд. Такая  перестановка привела к тема-рематическому  смещению, тема и рема поменялись местами  и предложения- высказывания оказались  принадлежащими контекстам повествовательному (1-е предл.) и описательному (2-е  предл.).

 

Функционально-смысловые  типы речи, хотя и стали предметом  исследовательского внимания, в настоящее  время, нуждаются в дальнейшем изучении. В частности, недостаточно дифференцированы речевые формы по разным видам  текста; не уточнены связи между  чисто синтаксическими признаками данного объекта и текстовыми; не проанализированы разные виды рематических и логических доминант; не установлено соотношение в структуре типов содержательно-логических и формально- грамматических элементов и т.д. По всем этим и другим вопросам существуют разные мнения, часто противоположные точки зрения, например, преувеличение роли синтаксических критериев при характеристике функционально-смысловых типов речи или, наоборот, игнорирование этого показателя. Не найден наиболее надежный критерий выделения и разграничения разных типов.

 

Представляется, что  наиболее плодотворным основанием при  вычленении функционально-смысловых  типов речи является учет соотношения  логико-смыслового принципа и функционально-синтаксического. В частности, большую роль в формировании вычленении функционально-смысловых  типов речи играет характер рематических компонентов текста. Форма и функция  ремы формируют тип текста.

 

Г.А. Золотова выделяет предметную рематическую доминанту, качественную, статально-динамическую, импрессивную, статальную, акциональную.

 

Структура описания. Описания предназначены для характеристики признаков объекта: это могут  быть характеристики явлений природы, предметов, лиц, окружающей обстановки, экспериментов, деталей машин и  др.

 

Наиболее распространенный тип описания - с качественной или  предметной ремой. Логические ударения выделяют имена качества, шире - признака или наименования предметов.

 

Примеры описаний с качественной ремой:

 

Весна в Фиальте облачна  и скучна. Все мокро: пегие стволы платанов, можжевельник, ограды, гравий. Далеко, в бледном просвете, в  неровной раме синеватых домов, с  трудом поднявшихся с колен и  ощупью ищущих опоры (кладбищенский  кипарис тянется за ними), расплывчато  очерченная гора св. Георгия менее  чем когда-либо похожа на цветные  снимки с нее, которые тут же туриста  ожидают (с тысяча девятьсот десятого года, примерно, судя по шляпам дам и  молодости извозчиков), теснясь в  застывшей карусели своей стойки между оскалом камня в аметистовых  кристаллах и морским рококо раковин. Ветра нет, воздух тепл, отдает гарью. Море, опоенное и опресненное дождем, тускло оливково (В. Набоков. Весна в  Фиальте).

 

Здесь логически выделяются слова, называющие качества, признаки - облачна и скучна, мокро, похожа на цветные снимки, в аметистовых  кристаллах; тепл; тускло оливково. Глаголы  данного отрывка нерематичны, они  не выражают активного действия, чаще это причастные формы, имеющие значения признаков (в составе определительных  оборотов).

 

 Подосиновик (осиновик, красноголовик) растет преимущественно  под осинами с середины лета  до конца сентября. Шляпка мясистая, сначала шаровидная, затем подушкообразная.  Окраска шляпки желтовато-красная,  буро-красная, оранжево-красная.  Нижняя поверхность шляпки сначала  белая, затем сереет. Ножка прямая, высокая, у основания утолщенная, белая с темными или коричневыми  чешуйками. Мякоть плотная, белая,  при изломе сначала синеет, затем  становится черно-фиолетовой (Популярная  медицинская энциклопедия).

 

Данный отрывок целиком  построен по типу описания в чистом виде. Рематичны имена качества, характеризующие предмет (мясистая, шаровидная, подушкообразная, желтовато-красная, буро-красная, оранжево-красная; сначала  белая; прямая, высокая, у основания  утолщенная, белая с темными или  коричневыми чешуйками; плотная, белая, становится черно-фиолетовой). Имеющиеся  здесь глаголы используются в  особом качестве: глагол «растет» имеет  значение признака, так же как и  глаголы «сереет», «синеет», прямо  помещаются в «признаковый» контекст (они оказываются в однородных рядах с именами прилагательными).

 

Значение качества, скорее свойства может передаваться и иным способом. Вот пример описания, где  наряду с обычным способом передачи качественного значения путем употребления имен прилагательных используются особым образом глагольные формы (это типичный случай научного описания вида животных):

 

Представители рода лесных полевок (Clethrionomus) от других полевок  отличаются окраской меха. На спине  он почти у всех видов рыжеватый, рыжий или красно-рыжий, у большинства  и бока тела рыжие. Распространены в  лесных ландшафтах всей Северной Америки  и Евразии…

 

Рыжая полевка - западный вид Евразии. Ее ареал идет от Западной Европы к Востоку до Енисея и Алтая. В лесах Западной Сибири численность  этих грызунов небольшая, однако они  почти постоянно многочисленны  в европейских лесах: широколиственных, березово-осиновых, смешанных и хвойных. Поселяются в садах, но на поля, даже примыкающие к лесу, выходят редко  и лишь единичные особи. Укрываются в неглубоких норах, проложенных  в рыхлой лесной почве и среди  корней деревьев и кустарников. Питаются летом травой, семенами деревьев…  Зимой едят побеги и кору кустарников  и деревьев (Жизнь животных).

 

Глаголы здесь (они логически  выделены, что подкрепляется и  позиционно) обозначают свойства, присущие описываемому виду полевок, это их характеристика, такие формы настоящего времени  имеют значение вневременное.

 

Примеры описаний с предметной ремой:

 

Большим полукругом расположился на солнцепеке город: разноцветные дома то шли ровными рядами, сопутствуемые  круглыми деревьями, то криво сползали по скатам, наступая на собственные  тени, - и можно было различить  движение на Первом бульваре и особенное  мерцание в конце, где играл знаменитый фонтан. А еще дальше, по направлению  к дымчатым складкам холмов, замыкавших горизонт, тянулась темная рябь дубовых  рощ, там и сям сверкало озерцо, как ручное зеркало, - а другие яркие  овалы воды собирались, горя в нежном тумане, вон там на западе, где  начиналась жизнь излучистой Стропи (В. Набоков. Приглашение на казнь).

 

В данном отрывке ударными оказываются названия предметов, именно они составляют фон описываемой  картины (предмет - в широком понятийном смысле этого слова): город, фонтан, озерцо, река Стропь; тут же имена  существительные глагольные - мерцание, движение, рябь. Глаголы либо обозначают месторасположение в пространстве (шли, сползали, расположился на солнцепеке, где начиналась, тянулась), либо свойства (играл фонтан, сверкало озерцо) или  фиксируют момент восприятия (можно  было различить), т.е. все это глаголы  не активного действия, а передающие сообщение о наличии предметов  в момент их восприятия.

 

Примерно то же наблюдаем  и в следующем тексте:

 

Это было чистое, синее  озеро с необыкновенным выражением воды. Посередине отражалось полностью  большое облако. На той стороне, на холме, густо облепленном древесной  зеленью (которая тем поэтичнее, чем темнее), высилась прямо из дактиля  в дактиль старинная черная башня (В. Набоков. Облако, озеро, башня).

 

Здесь рематичны имена  озеро, облако, башня. Причем «предметный» контекст активно подчеркивается «качественным»: синее озеро с необыкновенным выражением воды; большое облако; поэтичнее, темнее; старинная черная башня. Глаголы  отражалась, высилась опять-таки передают впечатление от увиденного.

 

Еще пример с предметной ремой:

 

Дорога из Коломбо  вдоль океана идет в кокосовых  лесах. Слева, в их тенистой дали, испещренной  солнечным светом, под высоким  навесом перистых метелок-верхушек, разбросаны сингалезские хижины, такие  низенькие по сравнению с окружающим их тропическим лесом. Справа, среди  высоких и тонких, в разные стороны  и причудливо изогнутых темно-кольчатых  стволов, стелются глубокие шелковистые  пески, блещет золотое, жаркое зеркало  водной глади и стоят на ней  грубые паруса первобытных пирог, утлых  сигароподобных дубков. На песках, в  райской наготе, валяются кофейные тела черноволосых подростков (И. Бунин. Братья).

 

Как видим, и этот отрывок  структурно оказывается похожим  на другие описания с предметной ремой. Это всегда картина, наблюдаемая  со стороны. Еще одна важная деталь - глаголы если и обозначают движение, то это не движение наблюдаемых предметов, а скорее «движение мысли» наблюдателя.

 

Примеры описаний с ремой  динамического состояния: изменения  в состоянии здесь не связаны  с активным проявлением действий каких-либо субъектов или объектов; это фазисные переходы от одного состояния  к другому, наблюдаемые со стороны.

 

Как правило, это описание изменений в природе, восприятие этих изменений:

 

А наутро солнце опять  взошло в ясной синеве. Последние  клочки туч беспорядочно неслись  еще по небу; море стихало, колыхаясь  и, как будто, стыдясь своего ночного  разгула… Синие, тяжелые, волны все  тише бились о камни, сверкая на солнце яркими, веселыми брызгами (В. Короленко. Мгновение).

 

Главные акценты такого описания - на глаголах, обозначающих фазисные изменения состояний, изменение  степени качеств. Часты в таких  описаниях и формы сравнительной  степени (тише бились).

 

Большая часть следующего отрывка текста построена в том  же ключе - фиксация убывания одних  качеств и нарастание других:

 

День начинает заметно  бледнеть. Лица людей принимают страшный оттенок, тени человеческих фигур лежат  на земле бледные, неясные. Пароход, идущий вниз, проплывает каким-то призраком. Его очертания стали легче, потеряли определенность красок. Количество света, видимо, убывает; но так как нет  сгущенных теней вечера, нет игры отраженного на низших слоях атмосферы  света, то эти сумерки кажутся  необычны и странны. Пейзаж будто  расплывается в чем-то; трава теряет зелень, горы как бы лишаются своей  тяжелой плотности(В. Короленко. На затмении).

Информация о работе Теория текста. Ее предмет и объект