Стилистический анализ официальных блогов Д.А. Медведева

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы является исследование стилистических особенностей текстового блога и видеоблога президента России и выявление того, по-разному ли в них проявляется личность Д.А. Медведева.
В рамках этой цели сформированы четыре задачи:
1. проанализировать стилистические особенности текстового блога Д.А. Медведева;
2. проследить, как за месяц изменился характер сообщений, добавляемых президентом в блог;
3. проанализировать публичное выступление Д.А. Медеведева на примере его открытой беседы с министром образования РФ А.Фурсенко;
4. найти сходства и различия между тем, как проявляется личность президента России в его текстовом блоге и видеоблоге.

Содержание

Введение___________________________________________________2
Раздел I. Анализ твитов_______________________________________5
Раздел II. Анализ публичной речи Д.А.Медведева_______________15
Заключение________________________________________________21
Библиография_____________________________________________26
Приложения_______________________________________________27

Работа содержит 1 файл

Курсовая по стилистике. Михеева.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

            Д.МЕДВЕДЕВ: «Воду».

            А.ФУРСЕНКО: <…>

            Д.МЕДВЕДЕВ: Андрей Александрович, могу Вам сказать, что опыт обсуждения закона «О полиции» показал, что это достаточно интересная тема. Естественно, если есть интерес к материалу, а, я уверен, интерес к законопроекту об образовании будет (эта тема не менее важная для большинства наших людей, чем деятельность правоохранительных органов),

то будут  и предложения. К ним, во-первых, нужно  относиться внимательно, накапливать их и анализировать.

            Обычно во время  такой работы самое сложное – это, что называется, отказывать в реализации тех предложений, которые представляются либо обоснованными, либо, во всяком случае, как минимум небезынтересными. Поэтому у тех, кто будет администрировать этот сайт, будет много работы. Будет много хороших предложений, но не все они войдут в новый закон по понятным причинам. Потому что есть и текущая финансовая ситуация, есть юридические каноны, по которым не все нормы можно в один закон поместить. Тем не менее я надеюсь, что комиссия, которая создана, будет заниматься самым внимательным анализом и извлечением наиболее ценных предложений, которые будут поступать от наших граждан в отношении образования.

            Надеюсь, что это  позволит в конечном счёте выйти  на уже сбалансированный оптимальный документ, который будет отражать представления наших людей о современном образовании, образовании XXI века, о том, какие принципы должны быть в нашем образовании, о том, каким образом должно финансироваться образование, о том, каких целей образование должно достигать, как оно должно быть устроено. По сути, это основополагающий документ.

            А.ФУРСЕНКО: Очень  чувствительный.

            Д.МЕДВЕДЕВ: Очень  чувствительный. Так что, я уверен, будет много заинтересованных читателей. Самое главное в результате выйти на современный и хороший закон.

            А.ФУРСЕНКО: Сделаем  всё возможное. Параллельно с  обсуждением в интернете мы запланировали  обсуждение во всех федеральных округах.

            Д.МЕДВЕДЕВ: Нужно, на самом деле, обсудить и в университетах  полноценно и нормально, и в других учебных заведениях. Все, кто заинтересован в развитии образования, пусть примут участие. Кстати, и просто гражданское общество должно в этом поучаствовать, люди, которые думают о будущем, о своих детях. Это абсолютно нормально. 

            Синтаксис. Из 21 предложения, произнесённого Дмитрием Анатольевичем,  простыми являются всего 6 (из них 2 – односоставные: «Воду» и «Очень чувствительный»). Остальные сложные предложения в основном имеют смешанную связь (и сочинительную, и подчинительную).

            Наблюдается большое количество вводных конструкций и слов: «как я понимаю», «естественно», «во-первых», «что называется», «во всяком случае», «по сути», «я уверен», «на самом деле».

            Почти все предложения  распространены, многие из них осложнены  вводными конструкциями и обособленными определениями.

            Заметно и использование  синтаксического параллелизма в  следующих предложениях:

            «Потому что есть и текущая финансовая ситуация, есть юридические каноны, по которым не все нормы можно в один закон поместить»;

            «Надеюсь, что это позволит в конечном счёте выйти на уже сбалансированный оптимальный документ, который будет отражать представления наших людей о современном образовании, образовании XXI века, о том, какие принципы должны быть в нашем образовании, о том, каким образом должно финансироваться образование, о том, каких целей образование должно достигать, как оно должно быть устроено».

            Наблюдается нарушение  порядка слов:

            «И, как я понимаю, сейчас уже можно этот процесс полноценным образом начинать»;

            «Потому что есть и текущая финансовая ситуация, есть юридические каноны, по которым не все нормы можно в один закон поместить»;

            «Нужно, на самом  деле, обсудить и в университетах полноценно и нормально, и в других учебных заведениях».

            Присутствует и  фигура повтора:

            «Естественно, если есть интерес к материалу, а, я уверен, интерес к законопроекту об образовании будет (эта тема не менее важная для большинства наших людей, чем деятельность правоохранительных органов),

то будут  и предложения»;

            «Надеюсь, что это  позволит в конечном счёте выйти на уже сбалансированный оптимальный документ, который будет отражать представления наших людей о современном образовании, образовании XXI века, о том, какие принципы должны быть в нашем образовании, о том, каким образом должно финансироваться образование, о том, каких целей образование должно достигать, как оно должно быть устроено»;

            « - По сути, это основополагающий документ.

              - Очень чувствительный.

              - Очень чувствительный». 

            Морфология. Из 295 слов, произнесённых Д.А.Медведевым, именами существительными является 68. Отвлечённый характер из них имеет больше половины слов, наряду с ними использованы и конкретные (учителя, в университетах, люди, о детях, читатели), и собственные имена (Андрей Александрович, закон «О полиции»).

            Имена прилагательные были произнесены 23 раза, большинство  их них являются относительными (учебных, гражданское, публичное, юридические, финансовая и др.).

            Имя числительное было употреблено только один раз:

            «…который будет  отражать представления наших людей о современном образовании, образовании XXI века, о том, какие принципы должны быть в нашем образовании...»

            Местоимения использовались 27 раз: личные (я, Вы, Вам, они), указательные (этих, тех) и др.

            Глаголы были употреблены 46 раз, из них 19 – инфинитивы. Из остальных в изъявительном наклонении находятся 16 глаголов. Один из них в сочетании со словом «пусть» приобретает побудительное наклонение: «пусть примут участие».

            В тексте записи также  присутствует 8 наречий (вдвое, достаточно, внимательно, много, полноценно, нормально, абсолютно нормально). Причастия употреблены всего три раза (сбалансированный, обоснованными, заинтересованных). Деепричастия отсутствуют.

            Некоторые служебные  части речи имеют составной характер (в результате, в отношении). 

            Лексика. Речь президента содержит куда больше эмоционально-оценочных элементов и куда меньше политических терминов, чем его блог. Большая часть использованной лексики является общеупотребительной. Аббревиатуры отсутствуют.

            Всего в тексте присутствует 20 политических терминов (гражданское общество, обсуждение закона, граждан, законопроекту и др.) 

            Средства  выразительности. Кроме классических для устного выступления и приведённых выше повтора, синтаксического параллелизма и инверсии президент использовал переносное значение слова «вода» (множество бесполезной информации, служащей только для увеличения объёма материалов) и обращение к оппоненту. 

            Фонетика. Так как предназначением текста было устное выступление президента Российской Федерации на публике, он выполнен с учётом всех правил благозвучия и никаких фонетических нарушений в нем не выявлено. 

            Стоит отметить, что  диалог президента и министра образования, являясь проявлением устной публичной  речи, относится к политическому  выступлению. Некоторые из средств выразительности, использованных Дмитрием Анатольевичем, являются классическими для этого стиля (прямое обращение, повтор, синтаксический параллелизм).

            Иные характеристики речи президента являются нетипичными  для устного публичного выступления. К примеру, доля простых предложений составила 29%, а не рекомендованные 42%.

            Но в остальном  диалог вполне отвечает установленным  критериям, таким, как:

                  активное использование  глаголов в изъявительном наклонении;

                  большая доля личных местоимений;

                  ограничение конструкций  с цепочками генитивов.

 

Заключение 

     В данной курсовой работе были поставлены четыре следующих задачи:

      1. проанализировать стилистические особенности текстового блога Д.А. Медведева;
      2. проследить, как за месяц изменился характер сообщений, добавляемых президентом в блог;
      3. проанализировать публичное выступление Д.А. Медеведева на примере его открытой беседы с министром образования РФ А.Фурсенко;
      4. найти сходства и различия между тем, как проявляется личность президента России в его текстовом блоге и видеоблоге.
 

      Выводы, сделанные автором работы после  рассмотрения материалов в рамках каждой из задач: 

     1. В результате анализа четырёх фрагментов текстового блога Дмитрия Анатольевича были выявлены следующие стилистические особенности:

     Синтаксис. Большинство проанализированных предложений являлось простыми, распространёнными, двусоставными. Небольшая часть была представлена неполными предложениями. Президент при ведении блога также отдавал предпочтение использованию составных сказуемых и страдательных конструкций. Присутствовало и «нанизывание падежей».

     Морфология. Речь носила ярко выраженный именной характер.

     Было  типично наличие существительных  отвлечённого характера, относительных имён прилагательных. Числительные и местоимения использовались редко.

     Глагольная  функция в твитах президента ослаблена. Большинство глаголов было представлено или инфинитивами, или глаголами изъявительного наклонения. Наречия использовались крайне редко, деепричастия – никогда.

     Некоторые из служебных частей речи имели производный характер.

     Лексика. Объём использования политической терминологии и общеупотребительной лексики примерно равен. Изредка встречалась эмоционально-оценочная лексика, но её было недостаточно для придания речи экспрессивного характера. Присутствовала значительная доля аббревиатур и сокращений.

     Средства  выразительности. Президент чаще всего использовал приём парцелляции – дробления предложений. Присутствовали и метонимия, игра слов, гипербола и антитеза.

     Фонетика. Незначительные элементы неблагозвучия присутствовали из-за неудачных сокращений или повторов слов. Учитывая исключительно письменный характер речи, эти стилистические ошибки не являются критичными.  

     2. Сопоставляя результаты анализа всех четырёх блоков твитов, представивших записи президента в хронологическом порядке, можно сделать следующие выводы по каждому из пунктов рассмотрения текстов:

     Синтаксис. Предложения стали усложняться вводными и обособленными конструкциями, вместе с тем наблюдается отход от тактики «нанизывания падежей».

     Морфология. Функция глагола постепенно восстанавливается в речи. Уменьшается роль отглагольных существительных.

     Лексика. Незначительно уменьшается доля использования политической терминологии, возрастает объём использования эмоционально-оценочной лексики.

     Средства  выразительности. Со временем наличие тропов стало более заметным, начали использоваться разнообразные средства – метонимия, парцелляция, фразеологизмы, игра слов. 

     3. Основные особенности публичного выступления Д.А. Медведева:

      Синтаксис. Большая часть предложений – сложные, в основном имеющие смешанную связь (и сочинительную, и подчинительную). Почти все предложения распространены, многие из них осложнены вводными конструкциями и обособленными определениями.

Информация о работе Стилистический анализ официальных блогов Д.А. Медведева