Внешнеторговая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

Стратегия внешнеторговой политики состоит в определении ее целей и решении концептуальных, главных для развития и регулирования внешней торговли вопросов. Поэтому во многих странах принимаются соответствующие законодательные акты, связанные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с касающимися только внешнеторговой политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…3
Вопрос 1. Внешнеторговая политика стран с развитой
рыночной экономикой……………………………………………………...….4
Вопрос 2. Развитие международного туризма в России………………..….8
Вопрос 3. Приведите примеры современных организаций,
торгово-экономических союзов, интеграционных
группировок, оказывающих существенное воздействие
на регулирование международной торговли………………………………11.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…....24

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

 

Вопрос 3. Приведите примеры современных организаций, торгово-экономических союзов, интеграционных группировок, оказывающих существенное воздействие на регулирование международной торговли.

 

Во второй половине XX и начале XXI в. получили свое развитие различные формы и методы международного регулирования внешней торговли. Это проявляется как в форме деятельности региональных экономических организаций, союзов и группировок, так и в деятельности организаций, по существу, общемирового масштаба, охватывающих подавляющую часть современной международной торговли.

К числу крупнейших региональных экономических и торговых блоков (группировок) стран современного мира можно отнести ЕС, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Евразийское экономическое сообщество (в составе Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Узбекистана и Таджикистана) и др. В целом в мире существует около 100 различных торгово-экономических союзов и группировок.

Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

Европейские сообщества (ЕС), или так называемый «Общий рынок» являются объединением государств, которые  стремятся к политическому и  экономическому единству при частичном  отказе от своих национальных суверенитетов.

«Общий рынок» является крупнейшим в мире торговым партнером. Численность населения стран-членов «Общего рынка» составляет 320 миллионов человек.

С 1967 года Европейские  Сообщества имеют следующие общие  наднациональные или межгосударственные органы: Совет министров - законодательный орган; Комиссия Европейских сообществ - исполнительный орган. Только Комиссия имеет право представлять на утверждение Совета министров проекты законов; Европейский парламент - контрольный орган. Он осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет; Суд Европейских сообществ - высший судебный орган; Европейский совет, в состав которого входят главы правительств стран-членов; Европейское экономическое сотрудничество, комитет, в составе которого насчитывается 12 министров иностранных дел и один член комиссии ЕС.

Существует организация  «Общего рынка», насчитывающая более 20 тысяч служащих из разных стран, которые  представлены в соответствии с так  называемой национальной пропорцией, на средства формируемые за счет ввозных  пошлин, особой  статьей которых являются отчисления по сахару, таможенному тарифу, определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость, и прочих средств.

Расходует же «Общий рынок» средства на субсидии по сельскому  хозяйству, и поддержку менее  развитых регионов, финансирует научные исследования и опытно-конструкторские разработки, помогает развивающимся странам, ну и, естественно, содержит сам себя.

Основой политики Европейских  Сообществ является пять принципов:

  • Свободный торговый обмен (свободная торговля);
  • Свободное передвижение граждан стран-членов;
  • Свобода выбора места жительства;
  • Свобода предоставления услуг;
  • Свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот (трансферт капиталов).

Первым шагом в реализации целей «Общего рынка» явилось  создание свободного единого рынка, иными словами осуществление торговли без взаимных пошлин, установления товарных контингентов, и введения других ограничений. Одновременно с этим была введена единая система пошлин по отношению к третьим странам (таможенная уния).

Естественно, что это, уже ставшее походить на государство, объединение, не может обойтись без собственной валюты. И она появилась. Первым шагом на пути создания Европейской валютной системы было введение в 1971 году европейской валютной единицы - ЭКЮ (ECU). С того момента ЭКЮ используется как расчетная единица для определения бюджета «Общего рынка» и курсов национальных валют, а также для осуществления всех расчетов и переводов между ведомствами ЕС. Она котируется на европейских биржах.

Внешнеторговая политика «Общего рынка»  призвана в первую очередь блюсти интересы стран-членов. Поэтому основное внимание уделяется защите производителей от допинговых цен внешних экспортеров с помощью введения «лимитированной» или «предельной» цены. Этой же цели служат устанавливаемые на каждый год Советом министров Европейских сообществ, «интервенционная» и «лимитированная импортная» цены. Также органы «Общего рынка» борются с нечестной конкуренцией и различными злоупотреблениями на рынке, путем введения различных законодательных ограничений.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).

Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 году, целью  которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской  экономики. В 1959 году США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.

Следующим шагом стало  заключение в 1965 году соглашения о либерализации  торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексикой стала претворяться в жизнь в 1970-ые годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е годы президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.

В сентябре 1988 году после  нелегких трехлетних переговоров было подписано американско-канадское  соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение  десяти лет между США и Канадой  должна была сформироваться зона свободной торговли.

В силу происходивших  в 1980-х годах интеграционных процессов  в Европе и Азии, вопрос о создании НАФТА стал острее, так как стало  понятно, что ответом на объединение  Европы должно стать объединение  Америки, и, как его части — Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали значение и потенциал НАФТА с различных позиций.

Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной  торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.

Цели НАФТА

В настоящее время  НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной  торговли, с населением в 406 млн. человек  и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.

Создание зоны свободной торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:

  • географической близостью стран-участниц и элементами

взаимодополняемости структур национальных экономик;

  • тесными торговыми связями между ними и расширяющимся

производственным кооперированием;

  • растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в

Канаде и Мексике  и Канадских ТНК в США;

  • усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на

мировом рынке.

Основной целью НАФТА  явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет. Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.

 В отличие от  Европейского Союза, НАФТА не  ставила целью создание межгосударственных  административных органов, как  не ставила и создание законов,  которые бы управляли такой  системой. НАФТА является лишь  международным торговым соглашением  в рамках международного права. На сегодняшний день цели НАФТА включают:

  • снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между

странами-участниками  соглашения;

  • создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне

свободной торговли;

  • привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
  • обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав

интеллектуальной собственности  в Зоне;

  • создание действенных механизмов внедрения и использования

Соглашения, совместного  решения споров и управления;

  • установление базы для будущей трехсторонней, региональной и

международной кооперации в целях расширения и улучшения  Соглашения.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана 3 мая 1960 как альтернатива для европейских  государств, которые не могли или не желали присоединиться к Европейскому экономическому сообществу (теперь Европейский союз) и считали планы создания Европейского общего рынка слишком амбициозными.

Конвенция по ЕАСТ была подписана 4 января 1960 в Стокгольме семью государствами: Австрией, Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Финляндией, Швейцарией и Швецией. Сегодня только Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн остаются членами ЕАСТ.

Стокгольмская конвенция  была впоследствии заменена в соответствии с Вадуцской конвенцией.

Эта Конвенция предусматривала либерализацию торговли среди государств-членов ассоциации к 1970 году путём снижения таможенных пошлин и свертывания количественных ограничений.

ЕАСТ ограничивалась более скромными задачами, чем  ЕС. По Стокгольмской конвенции, таможенная политика ЕАСТ распространялась только на промышленные товары. Страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на продукты, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осуществляя таким образом самостоятельную торговую политику.

Три страны ЕАСТ являются частью внутреннего рынка Европейского союза через Соглашение о Европейском  экономическом пространстве (ЕЭП), которое  вступило в силу в 1994. Четвёртая страна, Швейцария, решила заключить двусторонние соглашения с ЕС. Кроме того, государства ЕАСТ совместно заключили соглашения о свободной торговле со множеством стран во всем мире.

Однако первоначальными  членами были Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария  и Португалия. Финляндия стала  ассоциированным членом в 1961 (в 1986 стала полноправным членом), а Исландия вошла в состав ЕАСТ в 1970. Лихтенштейн присоединился в 1991 (предварительно, его интересы в ЕАСТ представляла Швейцария).

Европейской ассоциацией  свободной торговли управляет Совет  ЕАСТ, состоящий из представителей стран-участниц и избирающийся на уровне министров. Совет контролирует ход выполнения Конвенции об учреждении ЕАСТ, разрабатывает рекомендации правительствам стран-участниц, создает комитеты по различным вопросам, например, по тарифам, бюджету и т. д. Текущими делами ЕАСТ занимается постоянный Секретариат. Все руководящие органы Ассоциации, в отличие от органов ЕЭС, выполняют преимущественно консультативные функции. Кроме того, в связи с Соглашением о Европейском экономическом пространстве 1992, были учреждены ещё две организации ЕАСТ: Наблюдательный орган ЕАСТ и Суд ЕАСТ.

Секретариат ЕАСТ размещен в Женеве (Швейцария). Штаб-квартира Наблюдательного органа ЕАСТ находится  в Брюсселе (так же, как и штаб-квартира Европейской комиссии), в то время  как Суд ЕАСТ размещен в Люксембурге (как и Европейский суд).

Таким образом, ЕАСТ представляет собой менее развитую интеграционную форму: при осуществлении свободной  торговли между входившими в неё  странами ни одна из них не поступалась  какими-либо элементами своего суверенитета, к тому же не были созданы институты, обладавшие законодательной властью. Страны ЕАСТ оказались слабо связанными между собой экономически, она не смогла продвигаться по пути интеграции столь же эффективно, как ЕС.

Азиатско-тихоокеанский  форум экономического сотрудничества (АТЭС, Asia-Pacific Economic Cooperation Forum) — международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

История АТЭС

АТЭС основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально  в нее вошли 12 стран — 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины).

Информация о работе Внешнеторговая деятельность