Внешнеэкономическое сотрудничество России и Бразилии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – это исследование отношений России и Бразилии на современном этапе, место формата БРИКС в этих отношениях, перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные аспекты российско-бразильского экономического сотрудничества в рамках БРИКС,
- проанализировать основные аспекты внешнеэкономического сотрудничества России и Бразилии.

Содержание

Введение 3
1. Сотрудничество России и Бразилии в формате BRICS. 5
1.2 Потенциал развития BRICS. 6
2. Внешнеэкономические отношения России и Бразилии.
До и после кризиса. Показатели, прогнозы. 8
2.1 Состояние экономик России и Бразилии до кризиса 9
2.2 Экономические показатели после кризиса 16
3.Перспективы сотрудничества России и Бразилии. 19
3.1 Преимущества инвестирования 20
3.2 Пути активизации сотрудничества 22
Заключение 23
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Международные отношения.docx

— 148.98 Кб (Скачать)

    Некоторые преимущества инвестирования в Бразилию

  1. В  Бразилии нет такого пагубного влияния на бизнес со стороны различных силовых структур, да и роль их в бразильском обществе соответствует тем функциям, которые по Конституции они выполняют (исключения, конечно, есть везде, в любой стране).
  2. Бразильская бюрократия не отличается особой агрессивностью по применению каких-либо санкций. Ее отличительная особенность – это крайнее нежелание чем-либо себя утруждать.
  3. Коррупция в Бразилии имеется, но также со своей спецификой. Это выражается в существовании легальной структуры профессиональных посыльных-посредников (despachante), которые за дополнительную плату убыстряют процесс (или хотя бы делают) то, что и так должно было быть сделано бесплатно.
  4. Довольно высокий уровень оказываемых через Интернет государственных (налоговая декларация на физическое лицо и пр.) и сервисных услуг (различные счета на оплату).
  5. К вышеперечисленному можно добавить  климат и природу. Хорошо, когда приятное совмещается с полезным. Может быть, в тундре можно заработать больше денег, но вряд ли это будет большим развлечением.

Анализ  состояния российско-бразильского сотрудничества в сфере ВТС (Военно-техническое  сотрудничество)показывает, что даже при том, что США всеми средствами препятствуют проникновению России на латиноамериканский рынок вооружений, и, прежде всего, в крупнейшую страну региона - Бразилию, у этого сотрудничества перспективы есть.

По  итогам 2008 г. среди крупнейших мировых  импортеров вооружений Бразилия впервые  заняла второе место по объему заключенных  контрактов на импорт Внешней и Внутренней Торговли - 12,743 млрд дол или 12,6% от общемировых контрактов на импорт Внешней и Внутренней Торговли в 2008 г. (в целом по периоду 2004-2008 гг. Бразилия занимает 7 место - 14,908 млрд дол). Результат по объему контрактных обязательств, заключенных Бразилией в 2008 году на импорт ВиВТ, является абсолютным рекордом для этой страны. При этом следует отметить, что Бразилия на столь высокой позиции в рейтинге присутствует временно, и в дальнейшем переместится на более привычную для себя позицию - в конец первой десятки. Подавляющая часть контрактных обязательств Бразилии по итогам 2008 года (более 95 %) приходится на долгосрочные программы с Францией. Это контракт стоимостью 9,45 млрд дол на лицензионное строительство (включая помощь и содействие в разработке национальной бразильской АПЛ) 4 ДЭПЛ проекта "Скорпен". Второй контракт стоимостью 2,67 млрд дол заключен на лицензионное производство в Бразилии 50 вертолетов EC-725 "Супер Пума". Кроме того, заключен контракт на сумму на сумму 50 млн дол на поставку двух вертолетов AS-565MB "Пантера" для ВМС Бразилии.

Бразилия  является также крупным экспортером  вооружений (по количеству заключенных  контрактов на экспорт ПВН в 2008 г. Бразилия занимает 12 место и 21 место  за период 2004-2008 гг.). Объем экспортных контрактов Бразилии в 2008 г. составил 902 млн дол против 90 млн дол в 2007 г. Общий объем контрактных обязательств Бразилии в период 2004-2008 гг. составил 1,27 млрд дол.

В 2008 г. Бразилия удалось продвинуть УБС EMB-314 "Супер тукано" сразу в несколько стран. Этот самолет стал основной статьей бразильского экспорта (портфеля заказов) в 2008 г. 
 
 
 

Пути  активизации сотрудничества

  • поддержка на государственном уровне установления и налаживания прямых контактов между российскими и бразильскими предпринимателями и отказ от посредников из третьих стран (удобрения, нефтепродукты);
  • создание совместных предприятий по добыче и переработке промышленного сырья и сельхозпродукции, по оказанию услуг в различных сферах хозяйства и пр.
  • создание в наших странах представительств крупных российских и бразильских компаний, а также торговых центров, предназначенных для деятельности компаний и предприятий среднего и малого бизнеса (которые, например, Бразилия уже имеет в ряде стран мира – Германии, Португалии, на Ближнем Востоке);
  •            оказание активной государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности компаний;
  • развитие и внедрение в практику современных средств информационного обмена, включая сайты Интернета; выпуск совместных периодических печатных изданий, пропагандирующих российскую продукцию и направленных на продвижение  национального и региональных брэндов отечественных товаров и услуг;
  • более активное привлечение российских финансовых организаций к торгово-экономическому сотрудничеству;
  • более активная пропаганда привлечения бразильских капиталов к деятельности в российских особых экономических зонах  и деятельности российских компаний в свободных экономических зонах Бразилии;

более активные совместные выступления на рынках третьих стран 
 
 
 

Заключение.

По результатам  исследования системы  внешнеэкономических  связей между Россией и Бразилией  можно сделать ряд выводов по следующим основным направлениям.

1. Роль  России и  Бразилии в мировой  экономике и международных экономических  отношениях постепенно возрастает. Обе страны решают задачу эффективной  интеграции в мировую экономику,  поэтому  диверсификация внешнеэкономических  партнеров является для них  важным путем достижения максимального  экономического эффекта от участия  в международном разделении труда.

Несмотря  на поступательный рост, российско-бразильские  внешнеэкономические связи не занимают ключевых позиций в современной системе российских внешнеэкономических приоритетов. Россия и Бразилия не входят в число основных внешнеторговых партнеров друг друга. Тем не менее, с точки зрения региональных торговых приоритетов обе страны играют ключевую роль. Бразилия является ведущим торговым партнером России в Латинской Америке: на нее приходится более половины объема внешней торговли России со странами региона. В свою очередь, Россия является основным торговым партнером Бразилии в Центральной и Восточной Европе. В то же время на рынках услуг, капитала и труда сотрудничество до настоящего времени не получило развития

2. В национальном регулировании, имеющем свои  особенности, преимущества и недостатки, в целом сложились благоприятные условия для развития отношений. Внешнеэкономическая политика России и Бразилии на настоящем этапе носит характер либерализации, что в принципе ведет к более активному участию стран в международных экономических отношениях. Планируемое в краткосрочной перспективе присоединение России к ВТО окажет положительное влияние на торгово-политический режим в двусторонних отношениях. Россия получит возможность активнее защищать интересы российских экспортеров на бразильском рынке, будут минимизированы основные торгово-политические препятствия для продвижения ее товаров и услуг.

3. Международное регулирование на двустороннем уровне (регулирование на многостороннем и региональном уровнях специально не исследовались) носит достаточно благоприятный характер. Сегодня можно говорить об относительной эффективности действующей двусторонней договорно-правовой базы, которая создает условия для развития взаимодействия во многих областях. Тем не менее, работа в этом направлении пока не завершена. Требуется обновление и расширение договорно-правовой базы по отдельным направлениям сотрудничества и, прежде всего, в области движения капитала.

4. Имеющиеся в российско-бразильской торговле услугами потенциальные возможности не используются в полной мере, а эффективность самой торговли достаточно низкая. Невысокая доля прямых поставок в торговле товарами является основной причиной отсутствия торговли транспортными услугами. Низкий уровень взаимной торговли туристическими услугами обусловлен высокой стоимостью туристических путевок. В связи с отменой в Бразилии государственной монополии на разведку и добычу нефти, а также активизацией в стране геологоразведочных работ, для российских компаний открылись возможности по оказанию услуг на этом направлении. Имеет хорошие перспективы торговля технологиями, патентами и лицензиями, занимавшая важное место в двусторонних торгово-экономических отношениях.

Потенциал двусторонней торговли услугами по статьям  «услуги связи», «транспортные услуги», «строительные услуги», «информационные услуги», «роялти и лицензионные платежи», «государственные услуги», «прочие деловые услуги» (услуги в области исследований и разработок, инженерные услуги, услуги в технических областях) связан с развитием научно-технического сотрудничества между Россией и Бразилией, прежде всего, в научной области, в области мирного использования космического пространства, в области мирного использования атомной энергии, и имеет хорошие коммерческие перспективы.

5. Перспективы сотрудничества на рынке капитала связываются с возрастающей ролью двух стран в мире в качестве, как импортеров, так и экспортеров капитала. Однако на современном этапе работа по привлечению бразильских инвестиций в российскую экономику и российского капитала в бразильскую экономику ведется по-прежнему неэффективно. [6, c.5]

Учитывая  вышеизложенное, с перспективой достижения целей и решения задач исследования, автор полагает целесообразным сформулировать ряд рекомендаций по следующим основным направлениям.

1. Рост  экономического и политического  влияния Бразилии будет способствовать  закреплению «бразильского направления»  в качестве одного из приоритетов внешнеэкономической политики России не только в латиноамериканском регионе, но и в мире в целом. В условиях стремления Бразилии к диверсификации внешнеэкономических связей и устойчивому динамичному экономическому развитию Россия имеет возможность стать естественным партнером этой страны, активизация сотрудничества с которой при соблюдении баланса интересов содействовала бы решению как бразильских, так и российских проблем.

2. Важнейшей задачей субъектов внешнеэкономических связей на современном этапе является оптимизация деятельности по созданию и развитию условий, способствующих реализации сформировавшихся предпосылок дальнейшего обновления и расширения сотрудничества двух стран.

По моему мнению, серьезным резервом на этом направлении являются имеющиеся возможности на региональном и местном уровнях России.

3. В рамках совершенствования национального регулирования российско-бразильского сотрудничества целесообразно конкретизировать внешнеэкономическую политику России на латиноамериканском направлении в области экспорта и импорта товаров, услуг и капитала.

Ключевым  моментом является обеспечение благоприятных  торгово-политических и правовых условий  для доступа российских товаров на бразильский рынок, в связи, с чем российским государственным органам власти следует добиваться устранения остающихся дискриминационных подходов в отношении ряда товаров российского экспорта, в частности действующих антидемпинговых пошлин на высокоуглеродистый феррохром и нитрат аммония.

4. В рамках совершенствования международного регулирования российско-бразильских отношений стоит задача по завершению двусторонних переговоров по присоединению России к ВТО, для чего необходимо добиться перевода политической поддержки Бразилии в этом вопросе в практическую плоскость и достижения компромисса по ряду спорных вопросов в переговорах по тарифной политике и сельскому хозяйству, максимально соблюдая политико-экономические интересы России.

Представляется  важным продолжить работу по обновлению и расширению двусторонней договорно-правовой базы, в частности укрепить правовые отношения на рынке капитала, международное регулирование которого на многостороннем уровне пока недостаточно эффективно. Для реализации задачи вывода торгово-экономического сотрудничества на новый уровень представляется актуальным подписание ряда соглашений, прежде всего соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций.

5. Достижение сбалансированности торговли товарами является на современном этапе важной задачей, стоящей перед российскими субъектами двусторонних внешнеэкономических связей. В связи с ограниченным потенциалом роста поставок традиционных товаров российского экспорта, в частности удобрений, выполнение этой задачи возможно в случае диверсификации номенклатуры экспорта в пользу роста поставок машинно-технической продукции.

Реализации  имеющегося потенциала продвижения  российской машинно-технической продукции  содействовало бы усиление координирующей роли Торгового представительства России в Бразилии в двусторонних внешнеэкономических связях и повышение эффективности его работы в вопросах обеспечения и защиты прав и интересов российских участников внешнеэкономической деятельности, а также оказания информационных, консультационных и юридических услуг.

Одним из эффективных методов решения  проблемы стимулирования положительных изменений в структуре российского экспорта в пользу наукоемкой и высокотехнологичной продукции представляется участие российских организаций и компаний в выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории Бразилии. Было бы целесообразно проведение в Бразилии на регулярной основе российской национальной выставки, организация экспозиций на которой частично финансировалась бы за счет средств федерального бюджета.

Информация о работе Внешнеэкономическое сотрудничество России и Бразилии