Услуги на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Проанализирован процесс перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство, учитывая активную роль сферы услуг, а также все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Виды международных услуг, факторы и сферы их реализации.

Содержание

Введение 3
Мировая торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях. 5
Условия международной торговли услугами. 12
Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне. 13
Виды международных услуг и сферы их реализации. 16
Услуги во внешнеторговом контракте купли-продажи. 16
Арендные услуги (лизинг). 17
Инжиниринговые и консалтинговые услуги. 19
Мировой рынок транспортных услуг. 19
Услуги по международному туризму. 24
Россия на мировом рынке услуг. 25
Россия на мировом рынке туристических услуг. 27
Использование сети Internet в международной торговле услугами. 29
Российские субъекты в сфере услуг. 31
Заключение 32
Список используемой литературы. 33

Работа содержит 1 файл

ОКСАНА2.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

 На мировом  рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта.

 Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего  мирового экспорта услуг. 

 Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; Однако некоторые развивающиеся страны являются крупными экспортерами услуг. Например, Республика Корея специализируется не инжинерно-консультационных и строительных услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.

 Россия, другие государства СНГ и страны Балтии хотя и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг ( организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база, как и недостатки хозяйственного механизма. Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

 Если говорить о распределении стоимости услуг  по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют  туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этих стран.

 На рынке  грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, затем идут Великобритания, Франция. Они уже удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объём туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40-50% экспортной выручки.

 Статистические  данные о динамике международной  торговли услугами свидетельствуют о сравнительно быстром ее развитии, опережающем темпы роста « видимой» торговли. Налицо тенденция к увеличению доли услуг в международном обмене и во внешнеторговом обороте отдельных стран.

 Заметный  динамизм характерен и для прямых заграничных инвестиций в сферу услуг. В последние два десятилетия намечается их опережающий рост по сравнению с инвестициями не только в добывающей, но и в обрабатывающей промышленности. 

 Тем не менее  международная торговля услугами все  еще играет второстепенную роль в сравнении с торговлей товарами. Доля услуг в середине 90х годов составляла от 18-22% общего объема экспорта товаром и услуг (1170 млрд. долл. в 1996г.) 3: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2Реинвестиция- капиталовложение части прибыли иностранной фирмы в экономику принимающей страны.
 

Таблица 2  Объем экспорта товаров и услуг.

       
       
        
       
      1991г.
       
      1993г.
       
      1996г.
       
       
       
       
       Экспорт услуг   860 1030 1770
       Экспорт товаров 
       
      3441,7 3600 4830
       Экспорт услуг по

       отношению к 

       экспорту  товаров.

      25 28,6 23,9
       
              
 

 Приведенные показатели относят к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, сумма операций с услугами на территории других стран примерно в три раза больше.

 Более 70% зарегистрированной торговли услугами приходится на ведущие развитые страны, а также Сингапур и Гонконг. Лидерами являются США, Франция, ФРГ. Ниже приведены данные о внешней торговле услугами.  

Таблица 3  Крупнейшие экспортеры и импортеры услуг (млрд. долл). 

 
 Страна
 
Экспорт
 
Импорт
 
 США
 
 208,6
 
 140,6
 Франция  96,9  77,9
 Германия  76,5  120,4
 Британия  71,4  61,7
 Италия  69,1  67,4
 Япония  65,2  122,7
 Нидерланды  48,4  46,3
 Испания  40  22,2
 Гонконг  36,8  20,5
 Сингапур  28,2  15,7
 Австрия  23,5  21
 
 

 Сравнительно  низкая доля услуг в международной  торговле по сравнению с из огромным значением на внутренних рынках объясняется  следующими причинами:

  • Во-первых, многие услуги, особенно услуги гос. организаций предоставляются на национальном уровне;
  • Во-вторых, активная реализация услуг на международном уровне требует высокого технического уровня в области телекоммуникаций, связи, туризма, политической стабильности на мировой арене;
  • В- третьих, торговля услугами пока отстает от торговли товарами в области либерализации и открытости рынков.

 Достигнутый в рамках ГАТТ / ВТО в прогресс в либерализации торговли ограничивается в основном товарными рынками. Услуги, за исключением транспортных и туристических, оставались в национальной компетенции.  
 

Условия международной торговли услугами.

 

 Изменения произошли  в ходе работы Уругвайского раунда ГАТТ4. Было заключено рамочное Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС).

 Заключение  этого соглашения стало важным шагом  по включению торговли услугами в многостороннюю систему свободной торговли. Участники этого Соглашения обязуются развивать процесс либерализации и не принимать каких-либо дискриминационных мер также в сфере услуг.

 ГАТС определяет торговлю услугами как их трансграничное перемещение, а также как их производство и потребление иностранными физическими и юридическими лицами на территории каждой страны-участницы. Торговля услугами может осуществляться как перемещение самих услуг из страны в страну, так и перемещением производителей и потребителей услуг.

 Либерализация в сфере торговли услугами рассматривается  как предоставление иностранным  поставщикам услуг в большей  или меньшей степени в тех  же условиях, что и национальным поставщикам.

 Особое внимание следует обратить на либерализацию  наиболее объемного и весьма динамичного в последние годы рынка финансовых услуг.

 По мнению ВТО и основных участников соглашения о либерализации рынка финансовых услуг принятие условий этого  документа обеспечит гораздо  большую экономическую стабильность в мире нежели сегодня. Свободная конкуренция в сфере мировых финансовых услуг открывает крупному банковскому и страховому капиталу перспективу завоевания новых рынков, в частности в Азии. Конкретным потребителям либерализация рынка финансовых услуг дает выгоду в виде новых услуг и снижение цен на них.  

 Россия не участвовала в переговорах  по либерализации рынка финансовых услуг. Однако при присоединении  к ВТО неизбежно встанет вопрос на каких условиях она будет открывать  свой рынок финансовых услуг. Реально  Россия сможет либо сделать это на основе стандартных положений ГАТТ, т.е. вводить согласованные ограничения по доступу на свой рынок финансовых услуг, либо присоединяться к ВТО  на основе выработанного на международном уровне  Положение о торговле финансовыми услугами, что предусматривает более жесткие обязательства. 

 Высокоперспективным  и весьма динамичным видом услуг  становится обслуживание рынка, получаемое по системе Интернет. Функционирование  глобальной системы Интернет обеспечивает коммерческие организации- поставщики услуг по подключению пользователей глобальной сети Интернет. Набор услуг по подключению к системе Интернет сформировался в высококонкурентный рынок. Он быстро растет и высокоприбылен.

 Сдерживающее  влияние на развитие масштаба в сети Интернет оказывают в основном цены на услуги связи, зависящие от монопольного государственного контроля данного сектора экономики в большинстве промышленно развитых стран. 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 4 Раундами называются регулярные встречи представителей – членов ГАТТ. В Уругвайском раунде учувствовали 118 государств.

Специфика рынка услуг и  его регулирование  на международном  уровне.

 
 

 Будучи крайне разнообразными как по форме, так  и по содержанию, услуги, естественно, не образуют единого рынка, характеризуемого наличием общих черт. Т ем не менее можно говорить о важнейших тенденциях, внесших качественно новые моменты в развитие этого рынка.

 Вплоть до самого последнего времени рынок  услуг ( за исключением финансов) представлял  собой поле деятельности мелких и  средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее с массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации. Это привело к взрывообразному росту сферы международных услуг, которые стали составным элементом внутрипроизводственной деятельности фирмы. Все более распространенным оказывается разрыв производственной цепочки, когда она расчленяется по отдельным странам, в то время как информационно-технологическое обеспечение этого процесса сосредотачивается в стране базирования. В этом случае внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме межгосударственной продажи услуг.

 Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг. Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции транспортных агенств.

 Действуя  в наиболее наукоемких отраслях, ТНК  расширяют продажу новейших видов  наукоемкой продукции, значительную часть стоимости которой составляют услуги. Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним, а производитель бытовой электроники гарантирует покупателю фирменное обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.

 Превращение услуг в составной элемент  внутрипроизводственной международной  деятельности ТНК поставило на повестку дня вопрос о необходимости регулирования  рынка услуг на мировом, региональном и отраслевом уровнях.

 К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких специфических организаций. Специализированные межправительственные организации как, например, ИКАО ( Организация международной гражданской авиации), ВТО ( Всемирная туристическая организация), ИМО ( Международная морская организация), сосредоточены на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей. Если, например, в рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов, аэронавигационных средств, то ВТО определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и т.д. Так, например, америконо-канадское соглашение о свободной торговле уделило большое внимание регулированию инвестиций в сфере услуг. Отдельные соглашения были заключены в сфере туризма, услуг, коммуникаций, ЭВМ. Близким по содержанию оказалось соглашение США с Израилем.

 На региональном уровне регулирование рынка услуг, как правило, осуществляется  в  рамках интеграционных региональных соглашений. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

 В глобальном плане регулированием торговли услугами до недавнего времени занималось Генеральное соглашение по тарифам  и торговле, созданное первоначально  для регулирования мировой внешней торговли. Однако во второй половине 80х годов сфера деятельности этой организации была расширена по инициативе США, являющихся крупнейшим поставщиком услуг на мировой рынок; с 70х годов вопросы торговли услугами стали официальным предметом переговоров в рамках ГАТТ.

 Основная  идея предложения США заключалась  в том, чтобы в регулировании  услуг использовать те же правила, которые  выработаны  по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность ( гласность и единство прочтения законов), неприменение  национальных законов в ущерб иностранным производителям. На пути осуществления этой программы, однако, стоят серьёзные проблемы, связанные прежде всего с тем, что поскольку потребление услуги и ее производство осуществляются  практически одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования.

Информация о работе Услуги на мировом рынке