Услуги на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Проанализирован процесс перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство, учитывая активную роль сферы услуг, а также все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Виды международных услуг, факторы и сферы их реализации.

Содержание

Введение 3
Мировая торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях. 5
Условия международной торговли услугами. 12
Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне. 13
Виды международных услуг и сферы их реализации. 16
Услуги во внешнеторговом контракте купли-продажи. 16
Арендные услуги (лизинг). 17
Инжиниринговые и консалтинговые услуги. 19
Мировой рынок транспортных услуг. 19
Услуги по международному туризму. 24
Россия на мировом рынке услуг. 25
Россия на мировом рынке туристических услуг. 27
Использование сети Internet в международной торговле услугами. 29
Российские субъекты в сфере услуг. 31
Заключение 32
Список используемой литературы. 33

Работа содержит 1 файл

ОКСАНА2.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

министерство  общего и профессионального образования рф

Нижегородский Государственный Университет им. Н. И. Лобачевского

Экономический факультет.

                            Кафедра международных отношений  и бизнеса. 
 
 
 
 

                          Курсовая работа

                                     на  тему:    

           « Услуги на мировом рынке».     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              г. Н. Новгород 

                                                       2005г. 
 
 

                                Содержание.

                                   Введение.

 

 Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной  деятельности предприятий и организаций во всем мире. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве со странами-партнерами.

  Наряду с мировыми рынками товаров, рабочей силы, капиталов существует мировой рынок услуг.   

  В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.  

  Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост  – главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.   

 Как известно, в последние годы наблюдается  тенденция повышения роли услуг,  причем рост сферы услуг опережает  рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами.  Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63 – 75% общей численности занятых, кроме того она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативно.   

 На развитие  сферы услуг большое влияние  оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.   

 Итак, можно  сказать, что на протяжении  двух последних десятилетий сфера услуг является одним  из наиболее динамично развивающихся  секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.  

Мировая торговля услугами и  ее место в международных  экономических отношениях.

 

 Употребляя  термин «товар», люди подразумевают материальные предметы. Однако международная торговля охватывает не только экспорт и импорт товаров но и услуг, когда происходит перемещение через границу « невидимых» благ. Примером могут служить путешествия, страхования, лицензионные платежи, транспорт, выплаты комиссионных, доход от инвестиций и др. Предоставление услуг – это такая же экономическая функция как и продажа материализованного товара. Они содействуют образованию национального продукта. Некоторые страны от иностранного туризма получают больше дохода, чем от экспорта товаров.

 Принципиальных  различий в торговле  товарами и  услугами нет. Это такой же предмет  торговли как обычный товар. В  этом смысле все теории внешней торговли применимы и к торговле услугами. Тем не менее, услуги, которыми торгуют на мировом рынке, имеют определенную специфику. Основной особенностью услуг является отсутствие материальности, а значит их нельзя продемонстрировать раньше, чем потребитель их купит, или взять их обратно. Услуга не имеет материальной формы, оно невидима, не поддается хранению и ее реализация происходит одновременно с производством. Этот товар нельзя создать заранее и хранить на складе.  Многие услуги невозможно отделить от исполнителя, т.е предоставление услуги предпологает необходимость соприкосновения покупателя и продавца. В этом смысле услуги представляют собой особый товар.

 Огромное  количество услуг группируют по различным  признакам. Наиболее распространена классификация, принятая Мировым банком, который  делит услуги на две группы:

  • Факторные услуги, связанные с международным движением капитала и рабочей силы;
  • Нефакторные услуги, т.е остальные виды услуг.

 Речь идет об услугах, связанных как с инвестициями, так и с торговлей.

   В мировой  рынок услуг входят различные  виды деятельности:

    • Услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;
    • Услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;
    • Путешествия, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам;
    • Банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;
    • Заработная плата и другие трудовые доходы ( сюда относятся заработная плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия).
 

 Все эти разнообразные  виды деятельности объединяет то, что  по своей природе они участвуют  в мировой торговле; другими словами, их можно определить как платежи  по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаемым в платежных балансах.

  По оценкам  некоторых специалистов, к концу  80-х. Годов услуги достигли 70% мирового  ВВП, однако лишь малая часть  их была вовлечена в мировую торговлю. В последнее время их доля и роль в международном обмене существенно возросли, прежде всего за счет новых видов во внешней торговле превышает 600. Согласно Международной стандартизированной промышленной классификации ООН, услуги относятся к так называемым неторгуемым товарам, т.е к таким, которые потребляются в той же стране, где произведены, и не перемещаются между странами. Услуги составляют шесть групп:

  1. коммунальные услуги и строительство;
  2. оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, туристические базы и кемпинги;
  3. транспортировка (поездки), хранение и связь, финансовое посредничество;
  4. оборона и обязательные социальные услуги;
  5. образование здравоохранение и общественные работы;
  6. прочие коммунальные, социальные и личные.
 

 В особый вид услуг, вовлекаемых в международный обмен, все больше выделяются информационные и консалтинговые услуги.

 В силу особенностей услуг как объекта торговли, в  том числе международной, они  почти не пересекают таможенную границу, а значит, не могут фиксироваться таможенными службами. Предоставление услуги иностранному партнеру во многих случаях предполагает территориальную близость поставщика к потребителю и обычно осуществляется через учреждения коммерческого присутствия ( дочерние компании, филиалы, представительства и т.д) в той стране, где существует или возможен спрос на денную услугу. Другой вариант – перемещение потребителя услуги в страну размещения учреждения или предприятия, ее представляющего. Например, это относится к туризму, лечению, образованию за рубежом и т.д.

 С учетом этого  ГАТС классифицирует международную  торговлю услугами по способам их поставки на:

  • трансграничную торговлю;
  • перемещение потребителя в страну предоставления услуги ( потребление за рубежом);
  • учреждения коммерческого присутствия в стране оказания услуги ( «коммерческое присутствие»);
  • временное перемещение поставщика услуги – физического лица в другую страну для оказания услуги.

 По данным статистики, в 1997г. из всего объема международной  торговли услугами в 2,17 трлн. долл. на первый из названных способов приходится 41 %, на третий - 38%, а на второй и четвертый соответственно 20 % и чуть более 1%.

 Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами – один из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства.1 (см. 

Таблица 1 Мировой экспорт услуг, млрд. долл. 

Вид услуг 1988г. 1990г. 1996г. 2000г. 2002г.
 
 Транспорт

 в том числе

     пассажирский

     фрахт

     другие виды

     транспорта

 
 167,4 

 36,2

 83,6 

 47,7

 
 209,2 

 49,6

 103,3 

 56,3

 
 315 

 -

 - 

 -

 
 330 

 -

 - 

 -

 
 340 

 -

 - 

 -

 
 Путешествия
 
 190,1
 
 246,9
 
 415
 
 465
 
 465
 Правительственные услуги  43,4  47  -      
 Другие  виды услуг 
 
 252,4  349,9  530  640  655
 Всего  653,2  853  1260  1435  1460
 
 

 Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем услуг составляет около 25% общего мирового экспорта, причем в 1998г. этот объем, по приблизительным  подсчетам, еще увеличился. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь – восемь лет по сравнению с 15ю годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта товаров. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в 2,5 раза.

 Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило  степень мобильности производителей и потребителей услуг;  новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.

 Абсолютная  величина сумм услуг, отраженная в статистике Международного валютного фонда, занижена по сравнению с реальной. Заниженными  представляются расчеты расходов туристов, бизнесменов, дипломатов, студентов во время пребывания их за рубежом. Весьма затруднительно рассчитать  заработную плату, выплачиваемую иностранным рабочим и переводимую ими в свою страну.

 Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплекте  с товарами. Причем стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще не существует рынка. В некоторых случаях отделение товара от услуги оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).

 Из статистического  учета выпадают доходы по банковским и страховым операциям, если они  реинвестированы2  в той же стране, в которой были получены.

 В связи с  этим, по мнению ряда ученых, официальная  статистика платежного баланса, в которой  указывается ежегодный оборот по статье « услуги», не может дать точного  представления о масштабах международной  торговли услугами, которые, по мнению экспертов, оказываются заниженными на 40-

 50%. 

 Географическое  распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней  неравномерностью в пользу развитых государств.

Информация о работе Услуги на мировом рынке