Украина в ВТО. Проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:39, реферат

Описание работы

5 февраля 2008 года, Генеральный совет Всемирной торговой организации утвердил решение о приеме Украины в члены Всемирной торговой организации. Подписание данного документа стало итогом работы, которую на протяжении 15 лет вела страна под руководством трех президентов, нескольких созывов парламента и более чем десятка составов правительства. Украина, как и Россия, пыталась вступить в ВТО еще с 1990-х годов. Последним свой запрет, на вступление страны в торговый клуб, снял Евросоюз, с которым украинские чиновники смогли договориться об ограничениях экспортных пошлин только в середине января 2008 года. Этапы активных переговоров и принятия необходимых законодательных актов сменялись достаточно продолжительными периодами затишья и неопределенности. Но все же документы, необходимые для вступления Украины в ВТО, были в итоге подписаны.

Работа содержит 1 файл

Министерство образование и науки Украины.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

 По факту, откладывая снижение пошлины до 1 января 2009 года парламент попросту нарушил условия вступления в ВТО. Об этом сказано уже не одним экспертом. Учитывая эти аргументы и результаты детального опроса экспертов, можно утверждать, что влияние присоединения к ВТО будет для различных отраслей экономики разным. Но в любом случае это отрицательное влияние с течением времени будет уменьшаться, о чем свидетельствуют эксперты, уровень пессимизма которых по поводу долгосрочного периода после получения членства в ВТО почти в два раза ниже.

  Из-за открытости страны для международной торговли отечественные производители окажутся под большим давлением. Сегодня все еще не ясно, имеем ли мы конкурентоспособный сектор там, где получается наибольшая экспортная выручка, - в металлургам, химии или первичной переработке сельхозпродуктов, в особенности, если придется платить полную стоимость потребленной энергии. С конкурентоспособностью остальных товаров, кроме оружия, очевидно, есть, и в ближайшей перспективе останутся, проблемы.

  В результате вступления в ВТО Украина потеряет возможность прибегать к таким мерам защиты внутренних производителей, как количественные ограничения во внешней торговле: квоты, лицензии и т. д. Целый ряд предприятий, которые сегодня находятся на дотации, должен будет принять статус банкрота, что окажет в краткосрочном аспекте негативное давление на ВВП и бюджет.

  Став членом ВТО, мы должны будем снять все барьеры на пути торговли услугами, прежде всего, конечно, финансовыми. У нас нет конкурентоспособных банков, страховых компаний. Сегодня, например, отечественные страховщики на международном рынке страховых услуг абсолютно неконкурентоспособны.

  Либерализация страхового рынка при нынешнем положении украинского страхового рынка практически будет означать установление над ним полного контроля со стороны иностранных страховщиков. И может оказаться, что через неделю после открытия рынка для иностранных компаний в стране не останется, например, ни одной отечественной страховой компании.

1.4 АПК в условиях ВТО

 

   Прежде  всего, следует сказать о прогнозировавшемся изменении уровня государственной поддержки аграрного сектора, который необходимо будет ограничивать. Действительно, подобное ограничение будет введено, но, по словам министра аграрной политики Юрия Мельника, речь в данном случае идет не об уменьшении объем государственной помощи АПК, а об определенной стабилизации на уровне $609 млн. и 5% от валового производства сельхозпродукции. По словам министра, эти показатели соответствуют существующему в настоящее время уровню поддержки аграрного сектора.

   Кроме того, следует отметить, что резервы государственной поддержки отрасли после вступления Украины достаточно велики, так как предельный уровень поддержки отрасли в условиях ВТО за счет программ из так называемого "желтого ящика" значительно превышает действующий в стране в настоящее время. Кроме того, указанное финансирование можно увеличить и за счет программ "зеленого ящика", уровень которого не ограничивается со стороны ВТО.

   Однако  основное влияние на функционирование и  перспективы аграрной отрасли Украины окажут обязательства, принятые страной в отношении принципов ведения внешнеторговой деятельности в условиях ВТО.

Влияние на АПК изменений  таможенной политики

   Здесь следует отметить, что одно из главных  условий, выдвигаемых ВТО, а именно – отказ от применения субсидий для экспорта, практически не окажет влияния на функционирование украинского АПК. Украина к подобной мере не прибегала никогда и, естественно, не будет применять их в дальнейшем.

   Гораздо важнее проанализировать влияние грядущего  снижения ставок импортных тарифов, которое и будет основным источником возможных рисков для экономики Украины. При проведении подобного анализа мы будем оперировать данными исследования Центра ПРООН "Последствия вступления в ВТО для украинской экономики: оценка ценовой конкурентоспособности".

   Прежде  всего, стоит отметить, что введение импортных тарифов практически  не окажет отрицательного влияния на зерновой и масличный рынок Украины. В обоих случаях определяющим фактором является более низкий уровень цен на данную продукцию на внутреннем рынке в сравнении с мировыми ценами.

   Что касается пшеницы, то высокие таможенные тарифы на уровне 40-50% (в перерасчете  на адвалорную ставку) в последние  годы практически не оказывали влияния на уровень внутренних цен на зерновую, которые оставались достаточно низкими. Таким образом, уровень защиты внутреннего рынка пшеницы будет вполне достаточным, и снижение действующих импортных тарифов практически не окажет влияния на ценовую ситуацию в данном сегменте.

   Аналогичная перспектива прослеживается и в  отношении ячменя и кукурузы, для  которых также характерен достаточный "запас прочности", на который  не окажет влияния снижение уровня импортного тарифа.

   Украинский  рынок масличных культур, по утверждению ассоциации "Укролияпром", уже "давно функционирует в условиях ВТО". Конечно, "давно" - понятие довольно условное, но на самом деле это утверждение вполне обоснованно. Разница внутренних и мировых цен на семена подсолнечника и подсолнечное масло уже много лет имеет "минусовое" значение, а предложение данной продукции позволяет, как обеспечивать внутренние потребности, так и поставлять значительные объемы на экспорт. И снижение ввозной ставки на семена подсолнечника не повлияет на приоритет отечественной продукции на внутреннем рынке – цены на маслосемена отечественного производства будут оставаться более привлекательными для внутренних переработчиков. Подтверждением данного вывода может служить хотя бы тот факт, что после снижения в 2005 г. ставки ввозной пошлины на семена подсолнечника до 15% объемы импорта данной продукции также снизились в сравнении с показателями предыдущих лет.

   Положительным фактором для внутренних производителей зерновых и масличных культур, несомненно, должно стать выполнение государством еще одного условия членства в ВТО – любые ограничения на экспорт продукции будут устанавливаться только в соответствии с нормами ВТО. А ограничения на экспорт зерна должны быть полностью отменены.

   Несколько другие перспективы ожидают украинский рынок сахара, где в настоящее время уровень внутренних цен выше мирового. Тем не менее, введение импортного тарифа на уровне 50% практически лишает ценовой привлекательности импортную продукцию. Кроме того, внутренний рынок сахара будет защищен тарифной квотой в объеме 260 тыс. тонн, на которую будет действовать 15% пошлина. В отношении импорта свыше указанной квоты будет облагаться уже 50% пошлиной.

   Наиболее  сложная ситуация после вступления Украины в ВТО ожидается на рынке животноводческой продукции. Производители говядины и свинины могут быть относительно спокойны – уровень "защищенности" отечественного производителя в данных сегментах является относительно высоким. Хотя и по разным причинам.

   Так, внутренние цены на говядину, которая  составляет около 80% во всей структуре украинского экспорта мяса, значительно ниже мирового уровня. А значит, предстоящее снижение таможенных тарифов (как и в случае с зерновыми культурами) не сможет лишить конкурентоспособности отечественную продукцию.

   Что касается свинины, то здесь ситуацию спасает различная сегментация отечественной и импортной продукции. Так, ввозимая замороженная свинина по-прежнему будет использоваться для промышленной переработки, в то время как отечественная продукция традиционно будет востребована в виде свежего мяса и продуктов "домашней" переработки.

   В гораздо более сложном положении  окажутся птицеводство и молочная продукция.

   В последние годы внутренние цены на мясо птицы в Украине были выше мировых. Это обстоятельство в совокупности с предстоящим снижением импортных тарифов практически не оставляет отрасли шансов выиграть ценовое соревнование у ввозимой продукции. Выход в этом случае может быть только в совершенствовании производства с целью снижения себестоимости продукции. Положительное влияние может оказать и "вмешательство" в ситуацию государства путем внедрения поддержки отрасли через программы "желтого ящика".

   Сложная ситуация ожидается и в молочной отрасли Украины. Но причина здесь  несколько другая. Ценовую конкуренцию  украинские переработчики вполне могут выдержать за счет значительно более низкой стоимости отечественного молочного сырья. Проблема возникнет в другом – в низком качестве производимой продукции и несоблюдении санитарных норм стран-импортеров. Классической иллюстрацией этого служит ситуация с поставками молочной продукции в Россию, которая еще несколько лет назад являлась основным рынком сбыта украинской молочной продукции. Рынки же европейских стран в существующих условиях так и останутся "терра инкогнито".

   Проблема  качества производимой продукции может стать в будущем наиболее актуальной для АПК Украины. До сих пор речь шла о защите внутреннего рынка в новых реалиях, но ведь ВТО подразумевает не только импорт, но и экспорт производимой продукции. В условиях постоянного роста мировых цен на продовольственную продукцию членство в ВТО дает Украине уникальную возможность доступа на рынки других стран-членов организации. С учетом конкурентоспособных цен на производимую продукцию и ожидаемой в перспективе (до 2013 г.) полной отмены субсидирования экспорта участниками ВТО отечественная сельхозпродукция имеет хорошие перспективы на мировом рынке.

   Но  именно вопросы несоответствия украинской продукции мировым стандартам качества могут стать непреодолимой преградой  на пути к ведущим позициям в мировой торговле.

   Работа  по гармонизации действующих в Украине  стандартов качества с требованиями ВТО в последнее время была практически провалена. Более того, было принято достаточно большое  количество документов, в которых  показатели качества были пересмотрены в сторону снижения. Конечно, это дало ряду отечественных производителей определенные сиюминутные выгоды, но не более того. В итоге же путь к достижению мировых стандартов качества стал еще сложнее, и негативные последствия этого факта скажутся уже в ближайшем будущем.

   В целом же, тема проблем и перспектив, открывающихся перед Украиной с  обретением членства в ВТО, достаточно обширна. И существует еще множество  аспектов этого вопроса, оставшихся за рамками данного материала. В  завершение хотелось бы сказать вот о чем.  

      
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Обобщенная анализ платежный баланс Украины в условиях ВТО

Для того чтобы  более детально рассматривать установление равновесия на валютном рынке, необходимо проанализировать все источники  получения и каналы расходования валюты государством (т. е. факторы спроса-предложения). Эти операции отражаются в платежном балансе страны. 
Платежный баланс характеризует соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, которые государство осуществляет за границей за определенный промежуток времени. При этом наиболее трудной задачей является учет всех без исключения операций. Состояние платежного баланса активно воздействует на текущий рыночный курс национальной валюты, который через обратные связи влияет на экспортно-импортные потоки, движение капиталов, в целом на структуру экономики
.

  Министерство финансов Украины прогнозирует снижение отрицательного внешнеторгового баланса Украины в связи со вступлением в ВТО и, как следствие, созданием усиленной зоны свободной торговли (ЗСТ) Евросоюзом. Об этом говорится в постановлении Кабинета Министров об утверждении бюджетных макроэкономических показателей на 2009–2011 гг.  

Согласно  расчетам ведомства, в 2009 г. отрицательное  сальдо как разница между экспортом  и импортом товаров и услуг составит $2,485 млрд, в 2010 г. – $1,434 млрд, и в 2011 г. – $0,502 млрд. Кроме того, вступление в ВТО и подписание договора о ЗСТ существенно улучшит инвестиционный имидж Украины, полагают в Минфине. Что, в свою очередь, позволит обеспечить прирост прямых зарубежных инвестиций в национальную экономику в размере $20 млрд. К сведению, в 2007 г. к нам поступило $5,5 млрд зарубежных инвестиций. При этом, Евросоюз на консультациях о подписании соглашения по СЗТ исходит из того, что по 95 % товаров, производимых в Украине, торговый оборот должен быть полностью либерализован, включая отмену всех нетарифных ограничений. И только 5 % товаров согласен отнести к категории «особо чувствительных», по которым может быть продлено действие защитных механизмов – аккурат до 2011 г. Тем не менее, даже в таких условиях темпы роста экспорта будут опережать импорт: на 1,7 % в 2009 г., на 1,5 % в 2010 г. и на 1,1 % в 2011 г. Следует сказать, что в 2009–2011 гг. участники рынка прогнозируют падение мирового спроса на металл и, как результат, увеличение количества незагруженных мощностей металлургических предприятий. А сталь и прокат являются продукцией, дающей на сегодня 45 % валютной выручки Украины. Однако сегодня на эти товарные группы со стороны ЕС действуют заградительные пошлины. Поэтому их отмена в случае подписания соглашения по ЗСТ позволит сохранить доминирующее положение экспорта над импортом даже при неблагоприятных мировых тенденциях, считают в Минфине.

Информация о работе Украина в ВТО. Проблемы и перспективы