Украина в ВТО. Проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:39, реферат

Описание работы

5 февраля 2008 года, Генеральный совет Всемирной торговой организации утвердил решение о приеме Украины в члены Всемирной торговой организации. Подписание данного документа стало итогом работы, которую на протяжении 15 лет вела страна под руководством трех президентов, нескольких созывов парламента и более чем десятка составов правительства. Украина, как и Россия, пыталась вступить в ВТО еще с 1990-х годов. Последним свой запрет, на вступление страны в торговый клуб, снял Евросоюз, с которым украинские чиновники смогли договориться об ограничениях экспортных пошлин только в середине января 2008 года. Этапы активных переговоров и принятия необходимых законодательных актов сменялись достаточно продолжительными периодами затишья и неопределенности. Но все же документы, необходимые для вступления Украины в ВТО, были в итоге подписаны.

Работа содержит 1 файл

Министерство образование и науки Украины.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

Следовательно, без структурной адаптации к  приоритетам мировой экономики, формирования с этой целью адекватной инновационной и инвестиционной стратегии (и не только государства, а прежде всего сферы бизнеса!) нам нечего и думать об использовании преимуществ международной торговой системы.

  Успешное  использование существующих в ВТО  механизмов многостороннего урегулирования споров может сдерживаться отсутствием  в различных сферах экономики  надлежащего количества хорошо подготовленных, опытных специалистов в области международного торгового права. При наличии дефицита таких специалистов Украине будет непросто воспользоваться преимуществами членства в ВТО и избежать неоправданных затрат в процессе присоединения. 

   Еще одним  положительным моментом вступление в ВТО является то, что Украина станет в более выгодное положение при участии в антидемпинговых расследованиях. Не стоит полагать, что вступление в ВТО полностью устраняет угрозу антидемпинговых расследований, хотя оно и потенциально улучшает позиции страны, против которой они инициируются. Количество таких расследований и реализованных антидемпинговых мероприятий членов ВТО имеет тенденцию к росту. Так, по данным Секретариата ВТО, за 1995—2001 гг. было возбуждено 1845 антидемпинговых расследований и зарегистрировано 1066 случаев наложения антидемпинговой таможенной пошлины — причем количество таких случаев в 2001 г. выросло по сравнению с 1995 г. с 157 до 330 и с 118 до 163 соответственно.

13 стран мира  по 26 товарным группам ведут против Украины более 100 антидемпинговых расследований. Как показывает история применения торговых ограничений, за последние семь лет антидемпинговые меры стали одним из механизмов, которые часто используются для предотвращения доступа иностранных товаров на национальные рынки отдельных стран. Украина проиграла много подобных процессов, что привело, в частности, к сокращению экспорта металлопродукции в 1998 г. Против украинских металлургов расследования были проведены или еще проводятся в Таиланде, Тайване, Индонезии, Венесуэле, Филиппинах, Индии, Египте, Чили, Мексике, Колумбии, ЮАР. В результате подобных расследований отечественная экономика может понести убытки в размере до $4 млрд. Как антидемпинговые расследования, так и "фиксированные" антидемпинговые пошлины гораздо чаще применяются в отношении таких стран (не являющихся членами ВТО), особенно если они отнесены к категории государств с "нерыночной экономикой". Против стран-членов ВТО антидемпинговые меры не применяются. В рамках ВТО могут вестись расследования только против конкретных фирм, а не стран в целом, и требования там совершенно другие, значительно более жесткие по отношению к истцу. Это поможет украинским производителям закрепиться на рынках других стран. Они смогут настаивать на том, что они используют конкурентные преимущества, а не демпинг. И таких преимуществ от вступления в ВТО, которые позволят Украине пробиваться на мировой рынок не только с сырьевыми товарами, но и с готовой продукцией, довольно много. Таким образом, ни одна страна-член ВТО не должна устанавливать никаких особых торговых преимуществ или дискриминационных ограничений для других стран-членов.

  К положительным аспектам можно отнести и то, что вступление в ВТО предлагает уникальную возможность государствам для консолидации и продвижения политики либерализации торговли и повышения чувствительности внутренних отраслей промышленности к тем возможностям, которые существуют для экспорта на мировые рынки. Особенно важно в этой связи использовать членство в ВТО для устранения существующих препятствий в торговле, обеспечив быструю очистку импортируемых товаров от таможенных пошлин, особенно тех, которые являются расходными материалами в производстве экспортной Продукции; развивать экспортный менталитет отечественных производителей "нетрадиционных" товаров; а также разрабатывать экспортную стратегию. Без диверсифицированной экспортной промышленности практическая обоснованность фактора доступа к рынкам через ВТО будет ограниченной. Динамичная и быстро растущая экономика требует быстрого увеличения импорта промежуточных расходных материалов, которые являются исключительно важными для технологического усовершенствования и диверсификации промышленной базы экономики. Такой импорт должен оплачиваться экспортом.

   Так же, члены ВТО могут использовать механизмы многостороннего урегулирования споров для усиления принципа недискриминационности и другие правила ВТО. Это является жизненным преимуществом системы ЗТО, поскольку даёт малым государствам, не имеющим влияния, возможность оспаривать действия крупных игроков. Поскольку крупные страны имеют большую заинтересованность функционировании системы, они обычно придерживаются решений ВТО.

   Вступление Украины в ВТО даст ей право на получение заблаговременно информации о стандартах, технических требованиях, результатах испытаний того или иного продукта, поступающего на рынке других стран.

  Украина  так же сможет значительно экономить на масштабах производства благодаря использованию единых стандартов на внутреннем и зарубежных рынках.

  Без членства в ВТО является маловероятным дальнейшее успешное продвижение по пути интеграции Украины в ЕС и заключение Соглашения о зоне свободной торговли. Достаточно сказать, что в настоящее время членами ВТО являются 139 стран, на долю которых приходится 95% всей мировой торговли. Так, вступление в ВТО позволит существенно увеличить экспорт украинских товаров в Евросоюз и США, после соответствующей отмены или, по крайней мере, снижения тарифных и нетарифных ограничений на импорт в данные страны.

  Присоединение к ВТО выведет торговые отношения Украины и ЕС на качественно новый уровень. Будут разрешены многие существующие противоречия по взаимному доступу на рынки, гармонизации законодательства, уменьшению технических барьеров. Например, сейчас ведутся интенсивные переговоры делегаций Украины и Европейской комиссии о расширении доступа на рынок ЕС текстильной и швейной продукции с Украины. В частности, обсуждается предложение о полной либерализации торговли текстилем между нашей страной и ЕС и отмене количественных ограничений на импорт из Украины. Представители Европейской комиссии считают, что присоединение Украины к Соглашению по текстилю в рамках ВТО в значительной мере могло б изменить ситуацию с доступом на рынок ЕС. Такой шаг мог бы привести к полной отмене квот на импорт текстиля из Украины.

  Косвенным образом вступление в ВТО позволит увеличить доход отечественных производителей от экспорта. Анализ, проведенный Министерством внешних экономических связей и торговли Украины на основании анализа тарифных ставок при торговле с Польшей и Турцией в 1998 г., а также уровня тарифных ставок, которые упомянутые страны применяют при торговле с другими странами мира, показал, что вступление Украины в ВТО дало бы возможность уменьшить стоимость украинских товаров в среднем на 7-15% и увеличить доход украинских предприятий от экспорта в Польшу на 35 млн. долл. (объемы экспорта в 1998 г. -349,7 млн. долл.), в Турцию - на 70 млн. долл. (в 1998 - 695 млн. долл.).

  Еще одним преимуществом является то, что членство в ВТО - "зеленый свет" для иностранных инвесторов.

Инвестиции, будь то внутренние или иностранные, стимулируются  стабильной и открытой политически  средой, в которой правила игры являются транспарантными, а неопределённость по поводу возможных в будущем  изменений в политике снижена до максимально возможного предела. В тех пределах, в которых такие инвестиции направлены на экспортное производство или рассчитывают на доступ к международным рынкам для импорта промежуточных затратных материалов и капитального оборудования, правила ВТО и механизмы урегулирования споров могут помочь убедить инвесторов в том, что политический режим в стране останется открытым. Т. е. Украина возьмет на себя обязательства предоставлять соответствующие гарантии, которые особенно важны для экономик, в которых доверие к политическому режиму остаётся ограниченным - даже если правительства проводят открытую торговую и инвестиционную политику.

  По некоторым  мнениям, сегодня Украина еще не совсем готова ко вступлению в ВТО. В нынешней ситуации страна от этого вступления больше проиграла бы, чем выиграла. Сейчас, когда национальные товаропроизводители по большей части чуть живы, минимизация ввозных тарифов, в соответствии с требованиями ВТО, могла бы привести во многих случаях к едва ли не полному вытеснению украинских товаров с внутреннего рынка. А "компенсация", полученная за счет более легкого доступа на внешние рынки, оказалась бы для наших предприятий недостаточной. 
 
 
 
 
 

1.3. Возможные негативные  последствия присоединения

 

Присоединение к ВТО может заострить ряд внутренних экономических проблем Украины, сейчас менее выраженных, учитывая наличие определенных барьеров для торговли и использования мер государственной поддержки отдельных производств. Наиболее важными направлениями такого неблагоприятного влияния можно считать следующие. Дальнейшая либерализация торговли постепенно усилит влияние мировой конъюнктуры на экономику Украины, обусловит повышение экономических рисков в периоды глобальной экономической нестабильности. Эти риски могут неадекватно компенсироваться положительным влиянием мировой конъюнктуры в периоды ее благоприятного развития, — учитывая то, что либерализация и включение в глобальные процессы автоматически не приводят к исправлению структурных недостатков менее развитых стран.

 Отрицательное влияние мировой конъюнктуры способно иногда существенно уменьшить преимущества от либерализации доступа к рынкам. Так, можно было бы ожидать, что за счет сокращения и постепенной отмены количественных ограничений произойдет увеличение объемов украинского экспорта в ЕС продукции черной металлургии. Однако эту возможность едва ли можно будет реализовать в условиях структурного кризиса рынка черных металлов в мире и перспективы скоординированного странами ОЕСР вынужденного сворачивания производственных мощностей в этой сфере.

  Концентрация на потенциальных долгосрочных преимуществах членства в ВТО может повлечь недооценку последствий начального периода. Следовательно, могут своевременно не быть предусмотрены действия правительства при неблагоприятных условиях (что вполне возможно, особенно при неправильном подходе к формулировке условий и неадекватном отстаивании национальных интересов в процессе присоединения).

  Вполне возможны временные осложнения в сфере государственного регулирования экономического развития, вызванные необходимостью

(а) перехода  на новые, международно-согласованные условия государственного регулирования экономики и

(б) отказа  от использования традиционных  рычагов экономической, и прежде  всего вертикальной промышленной  политики, а именно: возможности применять льготы к налогообложению, пошлине и другим платежам, списывать задолженность предприятий перед государством, использовать государственные закупки в качестве инструмента стимулирования отечественного производства, контролировать и регулировать финансовые потоки, выдвигать к иностранным инвесторам требования по поводу источников приобретения ими комплектующих (требование местного компонента производства) и направлений сбыта товаров. Нужно будет отказаться от многих положений, закрепленных в существующих отраслевых программах (в частности, в соответствии с законами о поддержке отечественных горно-металлургического комплекса, судостроения, автомобилестроения, самолетостроения), несовместимых с нормами ВТО. И хотя в более долгосрочном контексте все эти сдвиги можно рассматривать как положительный фактор, в краткосрочном это может вызвать проблемы для секторов, пользующихся значительными государственными субсидиями. Некоторые осложнения могут возникнуть и для производителей, которые подпадают под действие системы государственных закупок, осуществляемых сейчас в отсутствие открытой конкуренции.

  Одним из наиболее существенных отрицательных факторов, действие которых активизируется при вступлении в ВТО, является то, что отдельные отечественные производители могут оказаться не готовыми к жесткой международной конкуренции. Украина имеет сегодня невысокий, по международным критериям, потенциал конкурентоспособности. Так, по индексу текущей конкурентоспособности, составляемому в рамках «Глобального отчета о конкурентоспособности» (World Economic Forum. Global Competitiveness Report 2001—2002), в 2001 г. Украина по рейтингу конкурентоспособности роста заняла среди 75 стран лишь 69-е место.

  Результаты проведенного Центром Разумкова в период с 28 мая по 14 июня 2002 г. опроса 83-х украинских и зарубежных экспертов, подтверждают правомерность сомнений в высоком уровне готовности многих отечественных производителей выстоять в будущей конкурентной борьбе. Ни одна из потенциальных проблем, фигурировавших в опросе, не собрала такого количества голосов, как «обострение проблем, связанных с неконкурентоспособностью отдельных отраслей национальной экономики, сокращение в них производства, рост уровня безработицы»: на это указали 58,5% респондентов относительно периода до одного года после вступления, 59,8% — по поводу периода до пяти лет после вступления и 30,5% — имея в виду период более пяти лет после присоединения к ВТО.

  Вместе с тем нет достаточных оснований считать подобное отрицательное влияние всеохватывающим. Это нужно подчеркнуть в связи с появлением в последнее время некоторых почти апокалиптических прогнозов якобы разрушительного влияния присоединения к ВТО на украинскую экономику. На самом деле едва ли есть достаточные основания ожидать шокового влияния присоединения к ВТО на рынок товаров.

  Так, согласно данным Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, уровень тарифной защиты внутреннего рынка Украины уже сегодня находится на уровне стран, вступивших в ВТО после 1995 г., причем 80% ставок таможенной пошлины — на уровне стран, присоединившихся недавно (Албания, Эстония, Латвия, Литва, Молдова, Китай, Тайвань, Хорватия), около 7% ставок — ниже указанного уровня и только 13% ставок превышают этот уровень. Более того, по подсчетам специалистов Украинско-европейского консультативного центра, реальные адвалорные таможенные тарифы в Украине можно определить на уровне 1—2% — то есть они уже сейчас, а не после вступления в ВТО, ниже, чем в ЕС, США или Японии. Столь низкий показатель вызван тем, что значительная часть импортеров потребительских товаров в Украине сегодня вообще избегает уплаты таможенной пошлины. Следовательно, нельзя всерьез ожидать существенного уменьшения уровня тарифной защиты при условиях вступления страны в ВТО, когда правила и требования ВТО, в частности относительно процедур таможенной оценки товаров и относительно отмены льгот отдельным предприятиям и отраслям, направлены именно на противоположное — увеличение уровня сбора таможенной пошлины. Следует признать, на данный момент Украина сама делает все возможное для того, чтобы дискредитировать себя в глазах Всемирной торговой организации. Прийти к подобному выводу можно обратив внимание на то, какие именно горизонты открылись для нашего государства после вступления в ВТО, и какие при этом предпринимаются меры для необходимого «освоения» Украины на открытом международном рынке. Упомянутый прецедент с «заморозкой» ввозных таможенных пошлин на импорт авто стал в этом отношении нарицательным примером проявления глупости нашей власти.

Информация о работе Украина в ВТО. Проблемы и перспективы