Формирование новой системы международных отношений в Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – является анализ международных отношений в Европе.
Для достижения этой цели потребуется решение следующих задач:
1.рассмотреть основные дилеммы формирования новой Европы;
2.систематизировать типологию международных отношений;

Содержание

Введение……………………………………………………………………........3
1. Поиск механизмов управления ситуацией…………………………….5
1.1 Основные дилеммы формирования новой Европы………............7
1.2 Институционализация и преобразование СБСЕ в ОБСЕ……….11
2.Процессы трансформации в ЦВЕ………………………………………17
2.1. НАТО: адаптация и расширение………………………………….22
2.2 Основные контуры будущей системы отношений в Европе……28
2.3 Институционализация отношений России с европейскими организациями………………………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………....33
Список литературы…………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 73.56 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ СЕРВИСА (филиал) г. Москва

КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по учебной дисциплине «Современные международные отношения».

 

Выполнила: студентка 4-го курса, группы СОД-108

по специальности 030602 «Связи с общественностью»

 

Кузнецова Анна Сергеевна

Тема: «Формирование новой системы международных отношений в Европе».

 

 

 

 Проверил:

                                                                       Чаевич Александр Владимирович 
                                                                           доктор политических наук 
                                                                           доцент

 

 

 

 

       Защищена                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                    Оценка                      

 «     »               20    г.                                     «         »

 

 

 

 

                                                                        

Москва 2011

 

 

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………........3

  1. Поиск механизмов управления ситуацией…………………………….5
    1. Основные дилеммы формирования новой Европы………............7

1.2 Институционализация и преобразование СБСЕ в ОБСЕ……….11

      2.Процессы трансформации в ЦВЕ………………………………………17

     2.1. НАТО: адаптация и  расширение………………………………….22

     2.2 Основные контуры  будущей системы отношений в  Европе……28

     2.3 Институционализация  отношений России с европейскими   организациями………………………………………………………………31

 Заключение………………………………………………………………....33

Список литературы…………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Начало перелому в Европе во второй половине 80-х годов положили изменения  в политике СССР, руководство которого постепенно отказывалось от стереотипов  «классовой борьбы» на международной  арене, проявило готовность к сокращению военных потенциалов на принципах  разумной достаточности, делало первые шаги по демократизации политической системы, пошло на участие в международных  механизмах обеспечения прав человека.

Актуальность работы. Принципиальное значение имел отказ СССР от «доктрины Брежнева», оправдывавшей прямое, в том числе военное вмешательство в дела стран, входивших в сферу советского влияния. После частичных выборов в Польше в июне 1989 г., в результате которых правящая рабочая партия лишилась монополии на власть, лидеры ряда ортодоксальных коммунистических режимов призывали силой вернуть ПОРП руководящую роль в Польше. Выступление М.С. Горбачева в Совете Европы 6 июля 1989г. окончательно подвело черту под этими спорами: «Любое вмешательство во внутренние дела, любые попытки ограничить суверенитет государств - как друзей и союзников, так и кого бы то ни было - недопустимы».

Отказ СССР от «доктрины Брежнева»  открыл дорогу демократическим революциям второй половины 1989 г., в ходе которых  в большинстве случаев практически  без сопротивления пали коммунистические режимы в ГДР, Болгарии, Чехословакии, Румынии и Албании. Эти государства, как до них Венгрия и Польша, встали на путь реформ, в основу которых  были положены ценности демократии, политического  плюрализма, рыночной экономики. Состоявшиеся в большинстве стран Восточной  Европы в 1990 г. первые за послевоенный период свободные многопартийные выборы привели к окончательному крушению коммунизма в Европе, а вместе с  ним и послевоенной ялтинско-потсдамской  системы. Одним из важнейших символов окончания холодной войны и раскола  Европы стало падение Берлинской стены и объединение Германии, завершившееся 3 октября 1990

Стремительные перемены в Восточной  Европе не остались без ответа на Западе. В мае 1989 г. президент Дж. Буш заявил Брюсселе, что США готовы отказаться от доктрины «устрашения», составлявшей основу их политики в послевоенный период. Принятая главами государств и правительств стран НАТО в июле 1990 г. в Лондоне декларация наметила существенные перемены в политике блока. В ней констатировались, в частности, отсутствие у альянса агрессивных  намерений, приверженность мирному  разрешению споров и отказу от применения первым военной силы; необходимость  отказа НАТО от доктрины обороны на передовых рубежах и гибкого реагирования; готовность к сокращению вооруженных сил, к изменению задач и количества ядерного оружия в Европе; согласие на институционализацию Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

19-21 ноября 1990 г. в Париже состоялись  совещание глав государств и  правительств 34 государств - участников  СБСЕ, а накануне его открытия - встреча руководителей 22 государств  Варшавского договора (ОВД) и НАТО. Парижская Хартия СБСЕ для  новой Европы констатировала  окончание эры конфронтации и  раскола Европы, а государства  ОВД и НАТО заявили в совместной  декларации, что «в новую эпоху,  которая открывается в европейских  отношениях, они больше не являются  противниками, будут строить новые  отношения партнерства и протягивают  друг другу руку дружбы».

       Цель работы – является анализ международных отношений в Европе.

 Для достижения этой цели потребуется решение следующих задач: 

1.рассмотреть основные  дилеммы формирования новой Европы;

2.систематизировать типологию международных отношений;       

Объектом работы является  - формирование международных отношений, а предметом - основные дилеммы формирования новой Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Поиск механизмов управления ситуацией

В основе принимавшихся в 1990 - 1991 гг. решений лежали представления о  том, что с крахом коммунизма в  Восточной Европе и продолжением реформ в СССР отпала главная причина  раскола Европы. Понимая, что реформы  на востоке континента потребуют  времени, участники СБСЕ исходили из того, что путь к единой демократической  Европе может быть проложен благодаря  постепенному сближению между Востоком и Западом на основе закрепленных в парижской Хартии ценностей. Этому  были призваны способствовать новые  механизмы взаимодействия европейских  государств, формирование которых началось на рубеже 80 – 90-х годов. Имеются  в виду следующие процессы:

- институционализация политического  диалога и взаимодействия в  рамках СБСЕ, которому отводилась  важная роль в закреплении  общих ценностей, норм и стандартов  поведения государств в отношениях  друг с другом и во внутриполитическом  плане; в продолжении переговоров  по контролю над вооружениями  и разоружению; разработке механизмов  реагирования на чрезвычайные  ситуации, предотвращения конфликтов  и регулирования кризисов; организации  сотрудничества в сфере экономического  и человеческого измерений СБСЕ;

- реформа многосторонних организаций  стран Востока (СЭВ, ОВД) и  Запада (НАТО, ЕС, ЗЕС);

- налаживание сотрудничества между  НАТО, ЕС, ЗЕС, Советом Европы, с  одной стороны, и государствами  Восточной Европы - с другой;

- формирование субрегиональных  организаций, к числу которых  относятся, в частности, Центральноевропейская  инициатива, вишеградская группа, Совет  государств Балтийского моря (СГБМ), Совет Баренцева/Евроарктического  региона (СБЕР), Черноморское экономическое  сотрудничество, Инициатива по сотрудничеству  в Юго-Восточной Европе.

Сочетание различных форм общеевропейского, регионального и субрегионального сотрудничества должно было обеспечить управление процессами формирования новой  системы межгосударственных отношений  в Европе. Однако события начала 90-х годов поставили под сомнение реалистичность многих из первоначальных расчетов.

1. В течение короткого времени  прекратили свое существование  организации, обеспечивавшие в  годы холодной войны господство  СССР в Восточной Европе. Эти  организации никогда не были  эффективными инструментами равноправного сотрудничества их участников. Ввиду же усилившихся с конца 1990г. в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) опасений по поводу возможного возврата советского руководства к той или иной форме «доктрины Брежнева» судьба СЭВ и ОВД в 1991 г была предрешена. 27 июня 1991 г. был подписан протокол о роспуске СЭВ, а 1 июля того же года - протокол о прекращении действия Варшавского договора, уже с 1990г. существовавшего лишь на бумаге. В 1991 г. страны ЦВЕ ускорили процесс пересмотра двусторонних политических договоров с СССР. Советские войска были выведены из Венгрии, Польши и Чехословакии. Сформировалась новая система внешнеполитических приоритетов стран ЦВЕ, которые свою главную задачу видели в интеграции в Совет Европы, ЕС, НАТО.

2. Возникновение югославского кризиса,  начало в 1991 г. военного противостояния  между Сербией и заявившими  о выходе из состава федерации  Хорватией и Словенией, а с  1992 г. - война в Боснии и Герцеговине  (БиГ); распад СССР в конце 1991 г. - все это привело к глубоким  изменениям ситуации в Европе, о которых и не помышляли  авторы парижской Хартии. Главное  среди них - исчезновение «Востока»,  мыслившегося контрагентом «Запада»  в процессе их постепенного  сближения. Это привело к снижению  управляемости внутригосударственных  и международных процессов на  посткоммунистическом пространстве  в условиях отсутствия эффективных  региональных и субрегиональных  механизмов.

3. В новых условиях сохранили  свою роль институты западноевропейского  (ЕС, ЗЕС, Совет Европы) и евро-атлантического  сотрудничества (НАТО). Однако и эти  организации оказались перед  необходимостью определения своей  новой роли в решении проблем  европейского развития, а также  формирован новых отношений с  посткоммунистическими государствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Основные дилеммы формирования новой Европы

С окончанием холодной войны отошли на задний план прежние проблемы национальной и европейской безопасности и  прежде всего опасность широкомасштабного  вооруженного конфликта между двумя  военными блоками. На передний план выдвинулись  новые проблемы и вызовы, с которыми в индивидуальном и коллективном плане сталкиваются стран континента. К числу основных дилемм европейской  политики, от разрешения которых во многом зависит будущая система  межгосударственных отношений в  Европе, относятся следующие:

1. Объединение Германии и снятие  последних формальных ограничений  ее суверенитета способствовали  возрождению в ряде стран опасений  по поводу возможных притязаний  Германии на доминирующую роль  в Европе. Активизация политических  и экономических связей Германии  со странами ЦВЕ и Россией;  ее ведущая роль в поддержке  проводимых здесь реформ и  в обеспечении притока иностранных  инвестиций лишь усилии подозрения, что на каком-то этапе Германия  может поддаться соблазну проведения  не согласованной с партнерами  по ЕС и НАТО политики. «Ренационализация»  политики Германии, а в результате  и других государств привела  бы к возрождению соперничества  европейских держав, чреватого новыми  конфликтами.

В процессе объединения Германии западные страны исходили из того, что основной гарантией предсказуемости ее политики является интеграция Германии в ЕС и НАТО. Эту точку зрения в итоге  приняло и советское руководство, согласившееся с участием объединенной Германии в НАТО и оговорившее  ряд ограничений для военной  деятельности НАТО на территории бывшей ГДР. Стремление обеспечить возможно более  глубокую интеграцию Германии в многосторонние структуры стало одним из побудительных  мотивов ускорения процесса преобразования Европейских сообществ в Европейский  союз, постепенного расширения наднациональных  полномочий союза, в рамках которых  имеется в виду «растворить» возросшее  влияние ФРГ

Хотя в самой Германии дискуссия  о ее роли в Европе и мире только начинается, политика страны после  объединения направлена на снятие опасений соседних государств. В политическом классе ФРГ с начала 90-х годов  сложился консенсус относительно приоритетов  европейской политики, в число  которых входят:

- сохранение приверженности интеграции  в ЕС и НАТО, отказ ФРГ от  односторонних действий; Германия  не только согласилась с расширением  полномочий ЕС, но и является  сторонницей этого процесса;

Информация о работе Формирование новой системы международных отношений в Европе