Аукционная торговля: понятие, особенности, этапы, назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение понятия, особенностей, этапов и значения аукционной торговли.

Задачи:

раскрыть основы аукционной торговли;
рассмотреть мировой и российский опыт проведения аукционов.

Содержание

Введение 3
1. Основы аукционной деятельности 4
1.1. Понятие аукционов и их сущность 4
1.2. Виды аукционов и их особенности 7
1.3. Этапы проведения аукционов 13
2. Мировой и российский опыт проведения аукционов 14
2.1. Международные аукционы 14
2.2. Российский опыт проведения аукционов 18
2.3. Правовая основа и порядок проведения в Российской Федерации открытых аукционов в электронной форме (Интернет-аукционов)
28
3. Зарубежный и российский опыт использования лесных аукционов 34
3.1. Зарубежный опыт использования лесных аукционов 34
Заключение 35
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 279.50 Кб (Скачать)
tify">      Структура рынка играет важную роль в определении последствий применения той или иной аукционной процедуры. Например, компания может купить права пользования участками лесного фонда себе в убыток, который впоследствии нивелируется наличием монопольного положения в регионе.

      Для успешного участия в аукционной торговле необходимо иметь как можно больше информации о товаре и правилах организации аукционов.

      В Российской Федерации необходимую  информацию могут предоставить Торгово-промышленная палата РФ - ведущая общественная организация, а также Национальный автоматизированный банк обмена информацией на ВЦКП ТПП РФ; автоматизированная информационно-поисковая система «Фирмы» РФ, международные компьютерные сети организаций, внешнеэкономические объединения МВЭС РФ, министерств, ведомств.

      Опыт  многих стран свидетельствует о том, что применение аукционов оправданно и приносит большой доход в том случае, если существует достаточная конкуренция за права пользования.  

1.2. Виды аукционов  и их особенности 

      Положительные и отрицательные эффекты применения аукционов зависят не только от конкретных условий их проведения, но и от самой структуры заложенного в них институционального механизма. Для того чтобы понять, какие содержательные проблемы встают перед организаторами аукционов, обратимся к результатам, полученным в экономической теории, в рамках которой проводится сравнение различных способов дизайна аукционов.

      Существуют  две разновидности аукционов - на покупку и на продажу. С теоретической  точки зрения принципиальной разницы между ними нет.

     Рассмотрим  четыре основных типа аукционов (см. табл. 19).

 

Таблица  1 – Основные типы аукционов

Вид аукциона Описание
Английский  аукцион (открытый аукцион второй цены) Механизм торгов: открытый. Покупатели последовательно  повышают цену, выигрывает тот, кто  называет такую ставку, при которой все другие участники отказываются от продолжения торга.

Другая  интерпретация («японский аукцион»): продавец последовательно повышает ставку, покупатели уходят, если цена превышает  ту сумму, которую они готовы заплатить. Повышение происходит до тех пор, пока не останется один участник. Его и признают победителем

Голландский аукцион (открытый аукцион первой цены) Механизм торгов: открытый. Продавец снижает цену до тех пор, пока кто-то из покупателем  не высказывает желания купить лот. Покупатель платит ту сумму, до которой успела опуститься цена
Закрытый  аукцион первой цены Механизм торгов: закрытый. Участники аукциона в закрытом порядке обозначают суммы, которые  они готовы заплатить за объект торгов. Победителем признается участник, который предложил самую высокую цену. Победитель платит сумму, обозначенную в заявке
Закрытый  аукцион второй цены Отличается  от закрытого аукциона первой цены тем, что победитель платит не сумму, которую обозначил в своей заявке, а сумму второй по величине заявки
 

      Основным  недостатком английского аукциона является то, что при такой организации торгов участникам удобно входить в сговор и реализовывать «хищническую» стратегию. В то же время у английского аукциона есть неоспоримое преимущество: победителем становится агент с максимальной оценкой лота. Кроме того, в процессе торга участники получают информацию об оценках друг друга, что делает торг более обоснованным. В случае одновременной продажи комплементарных благ в открытом аукционе вероятность того, что блага достанутся одному владельцу, более высокая. Таким образом, полностью отказываться от открытого аукциона из-за возможности сговора и «хищничества» неразумно. Однако целесообразно внести в аукционную процедуру некоторые изменения28. Во-первых, следует разрешить делать ставки анонимно (что делает аукцион более устойчивым к сговору) и использовать в качестве ставок только «круглые» (например, 10 - «круглое» число, а 10,1 – нет) числа (что затрудняет подачу сигнала). Во-вторых, разумно продавать объединенные лоты (это уменьшает возможности деления лотов между участниками картеля победителей).

      В закрытом аукционе каждый участник делает единственную ставку, поэтому возможностей для сговора гораздо меньше (одна компания не может наказать другую.  Теоретически в повторяющихся закрытых аукционах такая возможность есть, однако в любом случае закрытый аукцион более устойчив к сговору по сравнению с открытым). У компаний больше стимулов принять участие в закрытом аукционе, так как, даже не обладая максимальной оценкой, они имеют шанс выиграть. В закрытом аукционе могут принять участие компании-посредники, которые рассчитывают перепродать лот. В открытом аукционе таковых быть не может, поскольку они либо проиграют, либо не найдут покупателей. Таким образом, конкуренция в закрытом аукционе выше, чем в открытом. Если сильные игроки вступают в соглашение, то тем самым они привлекают конкурентов, поэтому им невыгодно делать ставки согласованно. В случае аукциона с общими оценками закрытый вариант гораздо привлекательнее для малых компаний, поскольку в отличие от открытого аукциона выигрыш реже влечет за собой переоценку объекта торгов10.

     Два из приведенных в таблице 1 видов  аукционов -  закрытый и открытый аукционы первой цены - тождественны, поскольку информационно и стратегически эквивалентны. Закрытый и открытый аукционы второй цены эквивалентны в том случае, если оценки торгуемого блага частные.

      Важнейшую роль в аукционе играет конкуренция. Но даже в открытом аукционе есть немало препятствий для участников. Основным является то обстоятельство, что на открытом аукционе всегда побеждает участник с максимальной оценкой лота. Следовательно, компаниям невыгодно участвовать, если есть фаворит, который, по общему мнению, обладает наивысшей оценкой блага. Незаинтересованность возникает в случае, если цена участия для разных компаний существенно варьируется. Так, например, если от компаний требуют масштабных подготовительных работ, а у одной из них есть преимущество, то остальные будут сомневаться, участвовать им или нет.

      Проблемы  участия и конкуренции еще  более серьезны, когда речь идет об аукционе с общими оценками. Компании делают ставки очень осторожно, поскольку опасаются «проклятия победителя» (переоценки объекта торгов). Особенно осторожны мелкие фирмы: они понимают, что чаще всего их выигрыш означает переоценку лота.

      Известны  случаи, когда из-за неадекватно  малых резервных цен аукционы демонстрировали низкую доходность. В английском аукционе низкая резервная цена стимулирует возникновение сговора. В закрытом аукционе второй цены при низкой резервной цене и малом количестве участников ставка победителя и его платеж могут отличаться в разы. В то же время существуют серьезные стимулы к занижению резервной цены. Дело в том, что часто организатор аукциона не является владельцем лота и, следовательно, заинтересован не столько в максимизации выручки, сколько в том, чтобы лот был продан. Особенно это характерно в случае государственных структур оперативного уровня, для которых обычно устанавливаются планы не по доходам, а по объемам11.

      Нарушения правил чаще встречаются в открытых аукционах, поскольку такой аукцион растянут во времени, то есть участники имеют возможность оценить стратегию конкурентов и предпринять ответные действия. Другим аспектом соблюдения правил является выполнение обещаний продавцом. Так, если продавец не сдержит обещание и продаст лот по цене ниже резервной, то больше никто не будет обращать внимание на ее наличие. Согласованное поведение одного из участников и продавца также является нарушением правил аукциона. В закрытом аукционе организатор может сообщить ставки других участников своему партнеру. Наиболее распространенным способом борьбы с подобного рода мошенничеством является публичность аукционной процедуры (публичное вскрытие конвертов и пр.). Добавим, что организатору невыгодно исключать недобросовестного участника, поскольку это может существенно ухудшить результаты аукциона.

     На  аукционе с частными оценками участники обладают индивидуальными оценками лота, не зависящими от оценок других участников; на аукционе с общими оценками участники по-разному оценивают объект, имеющий некую «объективную» стоимость.

      В зависимости от технологии проведения выделяют:

    1. аукцион с повышением цены (согласный аукцион);
    2. аукцион с понижением цены;
    3. аукцион «втемную».

      На  аукционе с повышением цены начальная цена устанавливается по согласованию с продавцом. После ее объявления аукционистом (ведущим торгов) покупатели предлагают свою цену, увеличивая предыдущую на определенную правилами проведения торгов сумму. Товар считается проданным тому, кто предложит самую высокую цену. Если выставленный на торги товар не пользуется спросом (отсутствуют предложения о повышении цены на него), он может быть снят с торгов. Торги с повышением цены могут быть гласными и негласными. В первом случае покупатели выражают свое желание приобрести товар открыто (с помощью сигнальной таблички), а аукционист называет каждого, кто предлагают более высокую цену. Если же покупатели поднимают цену с помощью условных знаков, подаваемых аукционисту, то такие торги называются негласными или немыми12.

      На  аукционах с понижением цены начальная цена всегда завышена. В процессе торгов ее снижают до тех пор, пока кто-то из покупателей не сообщит о своем намерении приобрести товар. Этот способ получил название "голландский аукцион" (Dutch auction), так как широко применяется в Голландии, где таким образом проводятся аукционы цветов и декоративных растений, овощей. Их продают, используя аукционные часы. Суть аукционов с понижением цены состоит в том, что вначале аукционист назначает максимальную стартовую цену, которая загорается на циферблате, установленном, в аукционном помещении, после чего указатель часов движется в сторону ее уменьшения. Если никто из покупателей не выражает желания приобрести лот по этой цене, то аукционист начинает снижать цену. У каждого из присутствующих в зале покупателей есть специальный пульт с кнопкой, позволяющей остановить указатель. Покупателем товара становится тот, кто первым нажмет находящуюся перед ним кнопку, которая останавливает изменение цены на циферблате. После этого на циферблате загорается номер, под которым данный покупатель зарегистрирован у организаторов аукциона. Он и считается покупателем данного лота. Он получает право выбора и приобретения необходимого количества товара по зафиксированной на часах цене. С этой же цены торги возобновляются и продолжаются до того момента, пока не будет достигнута минимальная цена, установленная для каждого товара. Такой способ проведения аукциона значительно ускоряет темп аукционного торга.

      Условие проведения аукциона «втемную» - одновременное предоставление покупателями своих ставок (например, в письменном виде). Товар продается тому, чья цена окажется наибольшей.

      В зависимости от значимости аукционов  применяются два вида торгов:

  1. устные торги (так называемый «английский аукцион»);
  2. совместные торги (сочетание устных торгов и письменных заявок), которые осуществляются следующим образом (см. рисунок 113).

      Вначале проводится устный аукцион. По окончании  этого аукциона, но до вскрытия поступивших письменных заявлений аукционист предлагает покупателям, выигравшим торг по той или иной аукционной единице, сделать дальнейшие надбавки. После этого аукционная комиссия вскрывает письменные заявления на виду у всех покупателей. Каждое заявление прочитывается вслух, и сделанные в нем предложения заносятся в отчет о результатах аукциона по соответствующим аукционным единицам с указанием предложенной цены и регистрационного номера, запечатанного в конверте. Выигрывает торги победитель «второй стадии». 

Рисунок 1 - Механизм совместных торгов

      В зависимости от способа повышения  цены различают два вида аукционов. Существуют следующие способы повышения  цены - гласный и негласный.

      При гласном способе аукционист объявляет номер лота, выставляемого на продажу, называет начальную цену и спрашивает: "Кто больше?" Покупатель, желающий приобрести лот по более высокой цене, называет новую цену, которая выше предыдущей на величину не ниже минимальной надбавки, указанной в правилах проведения торгов. Аукционист называет номер покупателя, под которым он зарегистрирован на аукционе, новую цену лота и снова задаст вопрос: "Кто больше?" Если после троекратного повторения вопроса не следует нового предложения, аукционист ударяет молотком, подтверждая продажу лота покупателю, который последним назвал наивысшую цену.

      При негласном способе покупатели подают аукционисту условный знак о согласии поднять цену. Надбавка к цене стандартна и оговорена в правилах торгов. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. Администрация аукциона вправе снять лот с аукциона, пока он не продан, без объяснения причин. Она также вправе снизить исходную цену, если никто из покупателей не пожелает поднять стартовую цену. После продажи всех лотов нераспроданные лоты могут быть снова выставлены для продажи.

      Таким образом, организация проведения аукционов  имеют свои особенности, которые  определяются технологией проведения аукционов, значимостью аукционных торгов, способом повышения цен, а также характером товара.

Информация о работе Аукционная торговля: понятие, особенности, этапы, назначение