Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Антимонопольная политика важна для экономики любой современной страны. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Возрождение субъектов конкуренции и создание конкурентной среды — неотъемлемые условия для развития рыночных отношений. Развитие конкуренции не только мотивирует формирование рынка, но и позволяет устранять серьезные нарушения всех экономических пропорций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
Антимонопольная политика: цели, теоретическое обоснование необходимости, инструменты…………………………………………………..…4
Становление и методы антимонопольной политики в России………...11
Перспективы развития антимонопольной политики РФ в 2008-2010г..21
Анализ конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах России………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 272.76 Кб (Скачать)
align="justify">  Информация  о составе хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами, представлена на графике ниже.

  По  состоянию на 31.12.2008 года управление многоквартирными домами и их эксплуатацию осуществляли преимущественно муниципальные  унитарные предприятия, созданные  органами местного самоуправления до введения в действие ЖК РФ Федеральным  законом от 29.12.2004 №189-ФЗ, либо организации  со 100% долей органов местного самоуправления. Количество таких организаций в  исследуемых городах Российской Федерации - 525, что составляет 29,78% от общего количества хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами, при этом доля жилищного  фонда, обслуживаемого указанными организациями, в общем объеме жилищного фонда  в многоквартирных домах составляет 46,4%, а от жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями - 61,15%.

   На рассматриваемом рынке также  активно появляются частные управляющие  организации, их количество по состоянию  на 31.12.2008 - 1238, что составляет 70,22% от общего количества хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами. Однако доля жилищного фонда, управляемого указанными организациями, в общем объеме жилищного фонда  в многоквартирных домах - всего 29,48%, а от жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями, - 38,85%.

   Необходимо отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации  - Республика Алтай (Горно-Алтайск), Республика Калмыкия (Элиста), Республика Северная Осетия - Алания (Владикавказ), Курганская область (Курган) - услуги по управлению многоквартирными домами оказываются только муниципальными унитарными предприятиями либо организациями со 100% долей органов местного самоуправления.

   Вместе с тем, имеются и примеры  оказания услуг по управлению многоквартирными домами исключительно частными организациями: Республика Татарстан (Альметьевск), Кемеровская область (Новокузнецк), Белгородская область (Белгород), Саратовская область (Энгельс). При этом необходимо отметить, что доля жилищного фонда, находящегося в управлении таких организаций, невелика и составляет 14,92% от общего объема жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями.

  В 36 городах (21,56% от общего количества исследуемых  городов) действуют 1-2 хозяйствующих  субъекта, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами и обслуживающих  более 50% от общего объема жилищного  фонда соответствующего города, при  этом это преимущественно муниципальные  унитарные предприятия (86,11% от таких  городов). В 50 городах (29,94% от общего количества исследуемых городов) действуют более 10 (и до 284) хозяйствующих субъектов, каждый из которых обслуживает менее 15% от общего объема жилищного фонда соответствующего города.

  Таким образом, можно констатировать, что  при достаточно большом количестве действующих на рынке частных  управляющих организаций доля жилищного  фонда, управляемого этими организациями, невелика.

  3. Информация о распределении многоквартирных  домов по форме собственности  представлена на графике.

  Как видно из графика ниже, в целом  по исследуемым городам Российской Федерации 65,38% от общего объема жилищного  фонда или 277 825 многоквартирных домов  находятся преимущественно в  частной собственности .

   В ряде субъектов Российской Федерации - Республика Адыгея, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика - преимущественно  в частной собственности находится 100% жилищного фонда.

  Объем жилищного фонда, находящегося преимущественно в муниципальной собственности, от общего объема жилищного фонда составляет 19,68% или 117 003 многоквартирных дома.

  При этом в некоторых субъектах Российской Федерации доля жилищного фонда, находящегося преимущественно в  муниципальной собственности, составляет более 80%. Так в Ульяновской области (Ульяновск,  Димитровград) доля жилищного фонда, находящегося преимущественно в муниципальной собственности, от общего объема жилищного фонда составляет 100%, в Республике Тыва (Кызыл) - 97,4%, Мурманской области (Мурманск) - 92,51%, Брянской области (Брянск) - 80,65%.

  Таким образом, состояние конкурентной среды  на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах, определенное в  ходе проведенного анализа, позволяет  отнести рассматриваемый рынок  к рынкам с развитой конкуренцией. 

  Заключение 

     Подводя итоги, можно сказать, что антимонопольная  политика в России имеет все тенденции  к дальнейшему совершенствованию  этой сферы. В российской экономике  преимущества конкуренции более  ограниченны и сдержанны, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

     Антимонопольная политика — более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий  по информированию субъектов рынка о своих правах и обязанностях перед обществом и рынком; это то явление, которое в европейской практике получило название «адвокатирование конкуренции».

     В широком смысле государственная  антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг решений, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. Политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику, хозяйственную деятельность субъектов рынка. Антимонопольная политика не должна ограничиваться только проведением мер, направленных на пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, но должна также включать комплекс пропагандистских, учебных и разъяснительных мероприятий по формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

     Рассматривая  вопрос об атомистической структуре  рынка, никто из современных ученых не отвергает эффективности и  целесообразности существования конкуренции. Конкуренция максимизирует благосостояние потребителя путем повышения, как эффективности распределения ресурсов, так и эффективности производства, а также стимулируя прогресс. Благодаря давлению цен на издержки у предпринимателей могут быть сильные стимулы к поиску и применению ресурсосберегающих технологий и нововведений. У конкурирующей фирмы единственная возможность получить положительную прибыль — добиться превосходства в инновациях. Соответственно технический прогресс будет более быстрым в конкурентных отраслях.

     Конкурентоспособность рынка определяется возможностями воздействия отдельных фирм на рынок, т.е. влияния на условия реализации своей продукции, и прежде всего на цены. Чем это влияние меньше, тем более конкурентным считается рынок.

     Никакая фирма не стремится к конкуренции, даже та, которая обладает очевидным преимуществом над другими в данной отрасли и использует конкуренцию для достижения монопольного положения. В то же время конкуренция необходима всем. Именно она — главный двигатель и условие научно-технического и организационного прогресса, повышения уровня экономической эффективности, качества товаров и услуг, в конечном счете — уровня жизни населения. В этом и проявляется двойственная роль конкуренции и монополии.

     Необходимо  отметить, что за последние годы в основном сформированы направления  конкурентной политики и система  антимонопольного законодательства, охватывающего практически все сферы экономической деятельности, создан профессиональный антимонопольный орган (ФАС России и ее территориальные управления), который может осуществлять новый комплексный подход к реализации антимонопольной и конкурентной политики. Эволюция системы антимонопольного законодательства в России доказывает, что антимонопольная политика представляет собой не разовые мероприятия, а постоянно действующие и гибко меняющиеся в зависимости от экономической обстановки меры, осуществляемые государством в области регулирования экономики. Речь идет не о непосредственном вмешательстве государственных органов в экономику предприятий, а о корректировке государством отклонений в саморегулирующихся процессах развития с помощью экономических методов и юридических норм.

     Что касается состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах, определенное в ходе проведенного анализа, то можно отнести рассматриваемый рынок к рынкам с развитой конкуренцией.

     Вместе  с тем, при достаточно большом  количестве действующих на рынке  частных управляющих организаций (1238) доля жилищного фонда, управляемого этими организациями (29,48%), невелика. Большая часть жилищного фонда (46,4%) обслуживается по «историческому принципу» муниципальными унитарными предприятиями, созданными органами местного самоуправления до введения в действие ЖК РФ.

     В 36 городах (21,56% от общего количества исследуемых  городов) действуют 1-2 хозяйствующих  субъекта, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами и обслуживающих  более 50% от общего объема жилищного  фонда соответствующего города, при  этом это преимущественно муниципальные  унитарные предприятия (86,11% от таких  городов). В 50 городах (29,94% от общего количества исследуемых городов) действуют  более 10 (и до 284) хозяйствующих субъектов, каждый из которых обслуживает менее 15% от общего объема жилищного фонда  соответствующего города.

     Обращает  на себя внимание небольшая доля жилищного  фонда (12,97%), собственниками которого выбран в качестве способа управления ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский  кооператив, что, в частности, может осложнить реализацию Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Деятельность указанного фонда направлена на предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда при соблюдении получателями средств ряда условий. Так, фонд предоставляет финансовую поддержку при условии наличия товариществ собственников жилья в 5-20% (в зависимости от времени подачи заявки) многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования (субъекта Российской Федерации - города федерального значения), претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда.

     Для появления на рынке новых профессиональных управляющих организаций и дальнейшего  формирования конкурентной среды необходимо завершение процедур выбора способа  управления многоквартирными домами, в том числе в соответствии с механизмом, предусмотренным Постановлением, необходимым условием чего является активизация работы Минрегиона России, ФАС России, Генеральной Прокуратуры и органов местного самоуправления в части контроля за соблюдением действующего законодательства и пресечения его нарушений, проведения разъяснительной работы с собственниками помещений в многоквартирных домах, организации открытых конкурсов по выбору управляющей организации.

     Следует отметить, что сохраняется доля (19,68%) жилищного фонда, находящегося преимущественно  в муниципальной собственности, что делает выбор управляющей  организации для обслуживания такого жилищного фонда, за исключением  многоквартирных домов, все помещения  в которых находятся в собственности  Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (статья 163 ЖК РФ), фактически предопределенным в пользу муниципальных управляющих  организаций.

Список  использованной литературы

Книги:

  1. Государственное регулирование рыночной экономики. / Ред.: В.И. Кушлин. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 834с.
  1. Гукасьян  Г.М. Экономическая теория: Курс лекций и практические занятия. - СПб: Питер, 2006. - 480с.
  2. Князева И. В. Антимонопольная политика в России. - М.: Омега-Л, 2007. - 493 с.
  1. Кулешов А.Б.  Конкуренция в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2006. - 256с.
  2. Микроэкономика./ В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев; В. И. Моргунов. - СПб. : экономическая школа, 2008. - 512 с.
  3. Нуреев Р.М.  Курс микроэкономики. - М.: НОРМА, 2006. - 560 с.
  4. Олехнович Г.И. Мировая экономика. - М.: Амалфея, 2006. - 340 с.
  5. Салихов Б.В. Экономическая теория. - М.: Дашков и К, 2006. - 701 с.
  6. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность. - М.: Юнити, 2007. - 271с.
  Журналы:
  1. Авдашева С. Модернизация антимонопольной политики в России (экономический анализ предлагаемых изменений конкурентного законодательства).  // Вопросы экономики.. - 2005.-N 5. - С.100-117.
  1. Винокурова М.В.  Методические подходы к повышению конкурентоспособности региона.  // Известия ИГЭА.. - 2006-№ 4(49). - С.29-31.
  2. "Второе дыхание". Программа социально-экономического развития России на 2008-2010 годы.  / И. Николаев, О. Точилкина, М. Титова, Е. Глумова // Общество и экономика. - №11-12. - 2007. - С.11-90.
  1. Горев В.П. Специфика формирования конкурентного процесса в экономике России.  // Известия ИГЭА.. - 2005.-№ 1(42). - С.8-13.
  2. Глущенко И.В. Особенности функционирования отраслевых рынков в условиях глобализации. // Финансы и кредит. - № 38. - 2007. - С.74-78.

Информация о работе Антимонопольная политика