Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Антимонопольная политика важна для экономики любой современной страны. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Возрождение субъектов конкуренции и создание конкурентной среды — неотъемлемые условия для развития рыночных отношений. Развитие конкуренции не только мотивирует формирование рынка, но и позволяет устранять серьезные нарушения всех экономических пропорций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
Антимонопольная политика: цели, теоретическое обоснование необходимости, инструменты…………………………………………………..…4
Становление и методы антимонопольной политики в России………...11
Перспективы развития антимонопольной политики РФ в 2008-2010г..21
Анализ конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах России………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 272.76 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….....3

  1. Антимонопольная политика: цели, теоретическое обоснование необходимости, инструменты…………………………………………………..…4
  2. Становление и методы антимонопольной политики в России………...11
  3. Перспективы развития антимонопольной политики РФ в 2008-2010г..21
  4. Анализ конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах России………………………………….27

Заключение………………………………………………………………………...35

Список  использованной литературы…………………………………………….39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Антимонопольная политика важна для экономики любой современной страны.  Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

     Возрождение субъектов конкуренции и создание конкурентной среды — неотъемлемые условия для развития рыночных отношений. Развитие конкуренции не только мотивирует формирование рынка, но и позволяет устранять серьезные нарушения всех экономических пропорций.

     По  причине важности этого вопроса  для современной России я выбрала  его темой своей курсовой работы. В своей работе я отвечу на следующие  вопросы: что такое антимонопольная  политика, каковы ее цели, инструменты, как она регулируется, какие изменения  произошли и что нас ожидает  в будущем в области антимонопольной  политики.

     Для оценки немногочисленности предприятий-продавцов  используется ряд различных показателей. В своей работе я подробно раскрою индекс Херфиндаля—Хиршмана.

     Для раскрытия теоретической части  была использована учебная и периодическая  литература, а для раскрытия  практической части  я использовала литературу с современными данными 2008-2009 гг. 

     С монополизмом, с антиконкурентным поведением необходимо бороться не только по факту таких действий, но уже на уровне согласования и выработки нормативных документов. Каковы перспективы развития антимонопольной политики в будущем? Данный вопрос  рассматривается в главе 3.

     Чтобы рассмотреть более подробно антимонопольную  политику в России, в практической части я сделала анализ состояния конкурентной среды на примере рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городах за 2008 год

     Ответив на поставленные мною вопросы, я попытаюсь максимально подробного осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. 

  1. Антимонопольная политика: цели, теоретическое  обоснование необходимости, инструменты.
 

     Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство, устарелость производства, отсутствие сервиса – все это составляющие монопольных злоупотреблений. Монополия  полностью блокирует механизмы  саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Возрождение субъектов конкуренции и создание конкурентной среды — неотъемлемые условия для развития рыночных отношений. Развитие конкуренции не только мотивирует формирование рынка, но и позволяет устранять серьезные нарушения всех экономических пропорций Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

           Всевластию же монополиста в  силу непреодолимости барьеров  на пути в отрасль ничто  не грозит даже в длительном  плане. Самостоятельно рынок не  в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию  может лишь государство, проводящее  сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет  ни одной развитой страны (и  Россия в этом смысле не  составляет исключения), где бы  отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

     В экономической литературе второй половины XX в., посвященной проблемам исследования монопольных и конкурентных рынков, приводится немало толкований понятия «конкуренция». При этом выделяются несколько основных концепций, определяющих его содержание. В одной акцентируется внимание на поведении продавцов (покупателей); в другой в качестве основного признака выделяется структура рынка и наличие барьеров; в третьей в качестве важнейшего критерия выделяется отношение к научно-техническому прогрессу; в четвертой — к распределению ограниченных ресурсов; в пятой — отношение к потребителю.

     Преимущественное  положение в экономической литературе занимают определения, касающиеся поведения субъектов рынка.

     В энциклопедическом словаре Брокгауза  и Ефрона конкуренция рассматривается как «соперничество нескольких лиц (компаний) в достижении одной и той же цели. Конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в свое исключительное обладание то или иное благо, поэтому конкуренция всегда имеет характер борьбы».

     А. Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному разделению труда и капитала, и определил основные условия ее функционирования:

  • конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;
  • число конкурентов (потенциальных или уже имеющихся) должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;
  • экономические субъекты должны обладать приемлемым знанием рыночных возможностей;
  • должна быть свобода действовать в соответствии с этим знанием;
  • необходимо выждать время, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев.

     А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка — рыночными ценами, формирующимися под влиянием конкурентных сил.

     Таким образом, конкуренция — это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущность которого состоит в борьбе конкурентов за относительные преимущества.

     Глобальной  целью государственной антимонопольной  политики является создание среды для  равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.

     В начале XX в. взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике изменились. Основной критике подверглась модель совершенной конкуренции за чрезмерное внимание только к одному ее виду — ценовой конкуренции и за невозможность раскрыть ее сущность с помощью динамичной конкурентной борьбы, а также воздействия государства на развитие и поддержание конкуренции.

     В условиях конкуренции происходит открытие новых ресурсов и возможностей использования уже существующих. Не случайно в экономической теории Ф. А. Хайека конкуренция рассматривается как процедура открытия.

     Э. Чемберлин убедительно доказал, что каждый конкурент, стремясь выделиться на рынке, прежде всего старается дифференцировать свой продукт, что влечет за собой создание субрынка, на котором он выступает как частичный монополист, регулирующий цену.

     Конкуренция, включающая разнообразный спектр взаимоотношений  субъектов рынка, усиливается в  противовес монополистическим целям как компаний-конкурентов, так и контрагентов — поставщиков и потребителей продукции. К факторам усиления конкурентного поведения относятся:

  • диверсификация производства крупных компаний;
  • развитие новых технологий, опережающее развитие научно-технического прогресса;
  • выравнивание размеров и возможностей компаний, действующих на рынке;
  • увеличение числа малых и средних фирм, повышение эффективности их функционирования;
  • увеличение числа конкурентов в условиях экономического роста, глобализации и интернационализации рынков, либерализации международной торговли, региональной интеграции;
  • использование маркетинговых подходов в управлении, позволяющих осуществлять приведение всех ресурсов фирмы в соответствие с требованиями и возможностями рынка;
  • появление разнообразных рыночных стратегий и корпоративных программ для достижения конкурентных преимуществ;
  • сегментация рынков, формирование рыночных ниш и развитие целевой аудитории потребителей;
  • сокращение жизненного цикла товаров;
  • устойчивое расширение рыночного спроса благодаря экономической и политической стабильности в мире;
  • рост благосостояния потребителей, что предопределяет низкие затраты потребителя при переключении его с продукции одного производителя на продукцию другого;
  • активное потребительское поведение, которое становится мощной конкурентной силой, позволяющей владеть рычагами контроля за ценами, качеством, сервисом и пр.;
  • проведение государством конкурентной и антимонопольной политики.

     Для оценки немногочисленности предприятий-продавцов  используется ряд различных показателей:

    • пороговая доля рынка;
    • индекс концентрации;
    • индекс Херфиндаля—Хиршмана;
    • индекс Линда.

     Я рассмотрю наиболее широко известный индекс Херфиндаля—Хиршмана (HHI), названный так по именам американских экономистов, независимо друг от друга использовавших его в этих целях. Этот индекс рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей фирм данной отрасли:

     

где S; — доля i-го предприятия (в процентах) в общем выпуске отрасли (i = 1, 2,..., п), при этом S1> S2 >...> Sn.

     Максимальное  значение, которое может принимать  HHI, соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одним предприятием. В этом случае, как очевидно,

HHI = 1002 = 10000.

     Если  рынок не монополизирован и число  предприятий-продавцов на нем больше единицы, HHI может принимать разные значения в зависимости от распределения рыночных долей. Рассмотрим две крайние ситуации. Если на долю одного гиганта приходится 90.1% всей продукции отрасли, а доля каждого из 99 остальных предприятий составляет лишь 0.1% общего выпуска, то

HHI = 90.12 + 99 • 0.12 = 8119.

В этом говорят о рынке доминирующего предприятия с конкурентным окружением. Если же рыночные доли всех 100 предприятий равны и каждая составляет 1% общего выпуска, то

HHI = 100 12 =100.

В этом (и подобных ему случаях) можно  считать, что строение рынка тяготеет к типу совершенной конкуренции.

     HHI является мерой немногочисленности предприятий отрасли, если долю рынка каждого предприятия представить не в процентах, а в долях единицы, то очевидно, что в случае монополии HHI будет равен 1. В случае двух предприятий с равными долями выпуска

HHI = (1/2)2   + (1/2)2=1/2,

в случае трех предприятии также с равными  долями выпуска

HHI = (1/3)2   + (1/3)2 + (1/3)2 =1/3

и т. д. В общем случае, если рыночные доли всех п предприятий отрасли равны, q1 - q2 = ...= qn - 1/n , то

                                         HHI =

Таким образом, с возрастанием числа равновеликих (с точки зрения рыночной доли) предприятий значение HHI устремляется от единицы к нулю. Это делает индекс Херфиндаля—Хиршмана достоверным показателем немногочисленности предприятий-продавцов: чем выше значение HHI, тем немногочисленнее количество субъектов, выступающих на стороне предложения.

Информация о работе Антимонопольная политика