Анализ конъюнктуры мирового рынка сахара

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы является мировой рынок сахара.
Цель данной работы: изучение конъюнктуры мирового рынка сахара, рынка сахара Украины а также прогнозирование объемов производства сахара в мире на ближайшую перспективу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОГО РЫНКА САХАРА 4
1.1 Характеристика товарной продукции рынка сахара …………………..4
1.2 Характеристика крупнейших мировых экспортеров и импортеров сахара………………………………………………………………………….…...9
3. РЫНОК САХАРА УКРАИНЫ……………………………………………….24
3.1 Свеклосахарная промышленность Украины……………………...…..26
3.2 Особенности национального рынка сахара………………………...…29
3.3 Перспективы украинского рынка сахара……………………………..33
ВЫВОДЫ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая АКМТР.doc

— 444.00 Кб (Скачать)

     Дефицит отечественного сахара, а также установление минимальной продажной цены привело  к тому, что отсутствует конкуренция  между сахаропроизводителями, которая является одним из необходимых условий для совершенствования технологии, снижения себестоимости, повышения качества и расширения ассортимента сахарной продукции.

     В настоящее время состояние и  эффективность производства сахарной свеклы и сахара из нее в Украине на порядок отстает от приемлемого уровня. Поэтому в первую очередь надо искать резервы улучшения состояния дел именно в резком увеличении эффективности производства, что невозможно сделать без привлечения широких инвестиций в эту отрасль. Но этому практически не способствуют принятые законодательные акты относительно регулирования производства сахарной свеклы и сахара. 

     3.3 Перспективы  украинского рынка  сахара

     Таким образом, для достижения реального  построения цивилизованного регулированного  рынка сахара в Украине должно быть построена система эффективного производства и сбыта сахара из сахарной свеклы как единства технологических циклов. Это возможно при укрупнении сахарных компаний и расширения инвестирования производства свекловичного сахара. Причем инвестирование в большей мере касается производства сахарной свеклы. Сахарные заводы, при условии обеспечения сырьем на 80-100 суток работы и стабильных ценах на рынке, смогут сами себя обеспечить оборотными средствами для поддержания и обновления оборудования, сделать производство сахара не только рентабельным, а и прибыльным.

     Конечной  целью построения регулированного  рынка сахара должно стать ограничение  круга лиц, которые могут заниматься продажей сахара, одновременно с сохранением  высокого уровня мотивации товаропроизводителей к улучшению эффективности производства путем сохранения высокого уровня конкуренции между ними. Данная задача чрезвычайно сложна, поскольку предусматривает постоянное балансирование между двумя крайними состояниями (стихийной конкуренцией и монополизмом), согласование различных противоречий и постоянное нахождение компромисса.

     Реализация  указанных мероприятий, по нашему мнению, невозможна на основе использования  традиционного административного  подхода к распределению квот и установления цен. Неоднократно за последние годы встречались случаи запуска сахарных заводов любой ценой, в результате чего заводы, поработав несколько дней, получали чрезвычайно дорогой сахар. Объяснить эту ситуацию, по нашему мнению, можно отсутствием настоящего эффективного собственника, то есть того, кто действительно рисковал бы своим капиталом за неудачные результаты деятельности, а также тем, что даже из убыточного завода определенные лица могут получить определенную выгоду (реализовать сахар по "левым" схемам; не платить по долгам; не выплачивать заработную плату; специально доводить завод до состояния банкротства с целью его дешевого приобретения и т.п.). Таким образом, создавая на определенном этапе искусственную видимость эффективной работы сахарных заводов путем поддержания монопольной высокой цены и принудительного использования мощностей предприятий, не соответствующих минимальным требованиям рынка, нельзя построить нормальный эффективный рынок сахара.

     Кроме того, это создает преграды для  привлечения широкомасштабных инвестиций и приводит к потере дорогого времени, чтобы сформировать группу мощных сахарных заводов, вырабатывающих конкурентоспособный сахар.

     Для преодоления упомянутого противоречия целесообразно традиционную схему  распределения квот на производство сахара и сахарной свеклы дополнить механизмом получения государственных лицензий на производство сахара из сахарной свеклы. В этом случае, определение квот будет являться только одной составляющей государственных лицензий на производство сахара, которые включают также получение лицензии на продажу сахара и гарантированное участие в обсуждении и решении всех вопросов, связанных с установлением параметров рынка сахара. По нашему мнению, механизм распределения государственных лицензий на производство сахара должен отвечать таким главным требованиям.

     Важным  является вопрос, каким образом проводить  конкурс по распределению сахарных лицензий. Здесь, прежде всего, надо обратить внимание на такие принципиальные моменты, как прозрачность и реальность условий, выдвигаемых к претендентам на получение лицензий; стабильность требований и долгосрочный характер использования этих лицензий. Для ускорения этой работы целесообразно использовать все положительные моменты законодательных актов, принятых ранее, которыми теоретически предполагалась возможность конкурсного отбора претендентов на получение квот (на основе подтвержденных ресурсов на проведение полного цикла выращивания сахаросырья и его переработки; составление "рейтинга" сахарных заводов по наименьшей себестоимости продукции).

     Ценовые параметры на сахар и сахарную свеклу, гарантированные государством, должны определяться на таком уровне, чтобы гарантировать прибыльное производство предприятий, максимально  использующих производственные мощности и старающихся уменьшить затраты на единицу продукции, и постепенно "отсеять" предприятия, продолжающих неэффективное хозяйствование. Немаловажным (а то и обязательным) пунктом победы на конкурсе, по нашему мнению, должна быть "привязка" производства сахара к производственным процессам выращивания сахарной свеклы. То есть при относительно одинаковых условиях преимущество должны получать интеграционные структуры, в состав которых входят сельскохозяйственные товаропроизводители (акционерная форма существования большинства сахарных заводов и "распад" бывших КСП предоставляет широкие возможности для создания таких структур), или сахарные заводы, имеющие собственную сырьевую базу, или имеющие тесные отношения (доказанные) с производителями сахарной свеклы.

     Внедрение предложенного механизма построения регулированного рынка сахара может создать предпосылки для стабильных рыночных условий функционирования акционерного капитала в свеклосахарном подкомплексе АПК Украины, и может достичь того уровня, когда акционерный капитал начнет выполнять одну из своих важнейших функций - привлечение капитала на производственные цели. Сама гарантия отдачи в будущем на вложенный капитал и будет служить ориентиром, куда будет перемещать капитал из других сфер хозяйствования.

     В свою очередь акционерная форма капитала сама может ускорить создание цивилизованного рынка сахара, поскольку акционерный капитал - очень удобный инструмент для концентрации и централизации капитала. Поэтому, по нашему мнению, будет распространяться создание больших интеграционных структур по принципу холдингов (финансово-промышленных групп, ассоциаций и т.п.). Причем указанные холдинги должны охватывать не только сахарные заводы и свеклосеющие хозяйства, а и другие предприятия, которые также входят в состав свеклосахарного комплекса (семенные заводы, обслуживающие предприятия и т.п.), поскольку они также могут существенным образом влиять на улучшение работы всех предприятий комплекса.

     То, что такие объединения будут  распространенными, подтверждает существование  таких структур в других странах, которые вырабатывают сахар (Польша, Чехия, Литва, Германия, Турция и т.п.), а также происходящие изменения в структуре украинского рынка, где происходит расширение влияния крупных сахарных компаний, таких как Украинская продовольственная компания, Дубноцукорагро, Укррос, Инвестагропродукт, Укрпроминвест и некоторых других.

     Заметно увеличивается влияние на украинский рынок российских операторов сахара, которые скупают украинские сахарные заводы путем приобретения контрольных  пакетов акций. Можно прогнозировать дальнейшее развитие такой тенденции, т.к. подготовка и вступление Украины в Единое Экономическое Пространство откроет возможности экспорта украинского сахара в Россию.

     Тем не менее, построение цивилизованного  и регулированного рынка сахара, каким бы важной оно не казалась, создает только предпосылки, потенциальные возможности для выхода свеклосахарного комплекса на новый уровень развития. Для того, чтобы реализовать эти возможности, необходимо ввести определенный комплекс изменений, направленных на реструктуризацию предприятий комплекса, позволяющих эффективно работать в новых условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ 

     Необходимость изучения конъюнктуры мирового ранка  сахара, в последнее время, приобрело  огромное значение. Так как мировой рынок сахара приобретает все большую зависимость от конъюнктуры энергетического рынка, и в первую очередь от динамики цен на нефть.

     По  мнению специалистов, очевидная взаимосвязь  этих рынков ярко проявилась в 2005 году на фоне бурно растущего рынка  энергоресурсов. С учетом того, что сахар-сырец является сырьем, в том числе и для производства альтернативного автомобильного топлива — этанола, а также в связи со стремительным ростом цен на нефть, сахар практически перешел сегодня из разряда продовольственных товаров в разряд энергетических.

     С cередины 90-х годов прошлого столетия динамика цен на сахар в связи  со значительным превышением предложения  над спросом на мировом рынке  приобрела понижательную направленность, достигнув ценового дна в 1998/99 маркетинговом году. В этот период цены были настолько низки, что это вызвало стагнацию в мировой сахаропроизводящей отрасли. Сложившаяся конъюнктура рынка вызвала цепную реакцию, характеризующуюся сокращением посевных площадей, значительным сокращением объемов производства продукции и т.д. В то же время рынок сахара, с точки зрения сырья для его производства, далеко не однороден. Львиную долю сахара производят их двух с/х культур — сахарного тростника и сахарной свеклы, в долевом соотношении примерно 70 к 30 процентам.

     Производство  тростникового сахара сосредоточено  в основном в тропической и  субтропической зонах, в то время  как основные производители свекловичного  сахара — европейские страны. 
Основными производителями сахарного тростника являются Бразилия, Индия Китай и Пакистан. Мировое производство сахарного тростника составляет 1,3 млрд. тонн в год.

     Основными производителями сахарной свеклы являются Франция, США, Германия, Турция, Украина, Китай и Россия. 
Общее производство сахара в мире составляет сегодня около 150 млн. тонн, из которых лишь четверть продукции производится из свеклы. 
Низкие цены на сахар в конце 90-х годов гораздо сильнее ударили по производителям свекловичного сахара, так как себестоимость его производства примерно на треть выше себестоимости тростникового.

      Прогноз  объемов производства сахара на период 2006-2010 годы показал, что наблюдается тенденция роста объемов производства сахара в мире.

      Украинский  рынок сахара на сегодняшний день регулируется не рыночными механизмами, а государственной политикой. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо:

      уменьшить импортную пошлину до уровня, который  требует ВТО;

      запретить импортные пошлины на факторы  производства для отрасли;

      отменить  производственные квоты и минимальные  цены;

      привлекать  иностранные инвестиции;

      Такой план реструктуризации отрасли принесет экономический эффект всей экономике  Украины, за счет лучшего распределения  факторов производства, и закрытия неэффективных заводов. В тоже время  это дало бы возможность выжившим заводам увеличить свою конкурентоспособность. 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Закони  України від 17 червня 1999 року № 758-Х1У  “Про державне регулювання виробництва  і реалізації цукру”
  2. Закони України від 24 червня 2004 року №1877 “Про державну підтримку сільського господарства України
  3. Постанова Кабінету Міністрів України від 2 червня 2000 року № 868 “Про деякі питання державного регулювання виробництва і реалізації цукру”
  4. Постанова Кабінету Міністрів України від 20.02.2006 р. № 171 “Про заходи щодо державного регулювання виробництва і реалізації цукру та цукрових буряків”
  5. http://ru.wikipedia.org
  6. http://www.bsu.edu.ru
  7. http://www.ukrfood.com.uа
  8. http://ktr.itkor.ru
  9. http://www.sugarinfo.ru
  10. http://finanalis.ru
  11. http://www.isco-i.ru
  12. http://www.isco.gov
  13. http://research.rbc.ua
  14. http://www.ecsocman.edu.ru
  15. http://www.ukrsugar.kiev.ua
  16. http://www.agronews.ru
  17. http://www.prodrazverstka.ru
  18. http://www.k-vedomosti.ru
  19. http://www.procapital.ru
  20. http://www.sugar.kz
  21. http://www.product.ru
  22. http://www.minagro.gov.ua
  23. http://www.ukrsugar.kiev.ua
  24. http://portal.minagri.kz
  25. http://www.birjapress.uz
  26. http://www.marketing.vc
  27. http://bin.com.ua
  28. http://www.business.dp.ua
  29. http://www.arkforex.ru
  30. http://www.region.su
  31. http://new.proagro.com.ua
  32. http://www.sciteclibrary.ru
  33. http://www.agriagency.com.ua
  34. http://www.apk-inform.com/
  35. http://www.caxap.ru
  36. http://www.niurr.gov.ua
  37. http://www.interfax.by
  38. http://www.sabu.org.ua
  39. http://www.rada.com.ua
  40. http://www.staratel.com
  41. http://www.agroua.net
  42. http://www.marketing-online.com.ua
  43. http://www.sugarua.com
  44. http://www.asda.gov

Информация о работе Анализ конъюнктуры мирового рынка сахара