Этапы становления делопроизводства в России (дореволюционное делопроизводство)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы:

1. Рассмотреть этапы становления и развития делопроизводства в России до 1917 года.

2. Рассмотреть роль государства и его влияние на становление системы делопроизводства:

в Древнерусском государстве;
При приказном делопроизводстве XV—XVII вв.;
При коллежском делопроизводстве XVIII в.;
При министерском делопроизводстве XIX - начала XX вв.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Делопроизводство в Древнерусском государстве, приказное делопроизводство XV—XVII вв. 4
1.1 Делопроизводство в Древнерусском государстве 4
1.1.1 Формирование круга специалистов 4
1.1.2 Хранение документов 5
1.1.3 Разработка формуляров 5
1.1.4 Материал для письма, графика 5
1.2 Приказное делопроизводство XV—XVII вв. 6
1.2.1 Образование приказов 6
1.2.2 Ведение делопроизводства 7
1.2.3 Материал для письма, графика, форма документов 8
1.2.4 Формуляр (реквизиты документа) 9
1.2.5 Процедура подготовки документов 10
1.2.6 Хранение документов 11
Глава 2. Система коллежского делопроизводства XVIII в. 12
2.1. Реформа Петра I 12
2.1.1 Создание коллегий 12
2.1.2 Возникновение канцелярий 13
2.1.3 Процедура рассмотрения и решения вопроса 14
2.1.4 Образование архивов 16
2.1.5 Форма документов (генеральные формуляры) 17
2.2 Реформа Екатерины II 18
Глава 3. Система министерского делопроизводства XIX - начала XX вв. 20
3.1 Министерская система управления 20
3.2 Структура министерств 21
3.3 Делопроизводство 21
3.4 Регламентация делопроизводства 24
3.4.1 Работы Н.В.Варадинова 25
3.5 Совершенствование делопроизводства 26
Заключение 28
Список использованной литературы и источников: 29

Работа содержит 1 файл

К.р. делопроизводство.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

       - подготовку дела к слушанию (рассмотрению и решению);

       - слушание дела и принятие решения;

       -оформление решения и доведение его до исполнителя;

       - контроль за исполнением решения;

       - архивное хранение дел.

       Все пакеты, адресованные в адрес коллегии, сдавались дежурному чиновнику, который расписывался в получении  и не распечатывая передавал в  присутствие. Далее все поступившие бумаги помечались секретарем с обозначением времени их поступления и сдавались актуариусу для записи в регистрационных книгах. При этом на самом входящем документе проставлялся регистрационный номер, а в регистратуре помечалось, в какой стол передана бумага на исполнение. Канцелярским служащим каждый документ передавался под расписку, вносившуюся в квитанционную книгу. При возвращении дела такие расписки уничтожались, и в книге отмечалось время возвращения дела. Кроме письменных прошений дела могли начинаться и по устному заявлению просителя.

       Предварительной подготовкой дела для рассмотрения в присутствии коллегии занимались помощники секретаря и канцеляристы под руководством секретаря. Подготовка дела к докладу включала сбор всех необходимых справок по данному делу (для этого в другие учреждения могли направляться канцелярские запросы) и выписку всех существующих узаконений по данному делу. Результатом этой работы являлся доклад и краткая записка по делу (или экстракт) с кратким изложением существа вопроса, всех обстоятельств дела и существующих законов, в соответствии с которыми должно решаться дело.

       Рассмотрение  и решение дела велось в присутствии  всеми членами коллегии, докладывалось  дело секретарем. Решение принималось  большинством голосов, причем при равенстве голосов голос председателя имел перевес. Ход обсуждения вопроса и принятое решение записывалось нотариусом в протокол («повседневную записку» или журнал). Если член коллегии имел особое мнение, он имел право требовать записать его в протокол, и его требование исполнялось. Протоколы подписывались всеми членами коллегии в тот же день. Таким образом, Генеральный регламент предусматривал систематическую запись всего хода обсуждения дел.

       После заседания и подписания протокола  канцелярия готовила «исполнительные бумаги», содержавшие решение вопроса и отсылавшиеся на места для исполнения. Генеральный регламент обращает особое внимание на то, что при отсылке исполнительных бумаг коллегия должна была оставлять у себя копии. Все коллегии между собой сносились промемориями, в подведомственные места направляли указы, получая от них рапорты.

       В первую очередь, в коллегиях рассматривались  государственные дела, затем - частные. На решение государственных дел  полагалась неделя, при необходимости  наведения справок в губерниях устанавливался поверстный срок - по 2 дня на сто верст в один конец и столько же в другой. Через неделю после получения справки дело должно было быть решено под угрозой смертной казни. Частные дела по жалобам должны были решаться в течение шести месяцев. Первоначально эти сроки выдерживались. Однако позже они перестали выдерживаться из-за накопления большого количества нерешенных дел — сенатское и коллежское делопроизводство отличались редкой медлительностью. Некоторые сенатские дела, особенно судебные, тянулись годами, и не каждый из участников доживал до разрешения спора.

       2.1.4  Образование архивов

       Все решенные дела сдавались в актохранилища, которые впервые по Генеральному регламенту получили европейское наименование - архивов и должны были стать особыми от канцелярии подразделениями для хранения оконченных дел. Для заведования архивами была учреждена особая должность - архивариус. По регламенту учреждалось два архива - один общий для всех коллегий при Коллегии иностранных дел, другой — финансовый — под наблюдением Ревизион-коллегии, причем был определен и срок сдачи дел в архив -через три года по завершении их производства в канцелярии. Дела должны были сдаваться в архив по описи и под расписку. По всем делам в архиве велась опись по алфавиту («алфавит дел»).

       Специальная глава Генерального регламента устанавливала  порядок пользования печатями. Приложение печати производилось в присутствии  двух свидетелей. Стремлением сохранять  в тайне государственные дела продиктовано введение присяги для  канцелярских чинов. Им запрещалось хранение служебных документов дома. Особо строго каралась подделка документов, их хищение, разглашение тайны голосования, неправильное составление документов, искажение их смысла.

       2.1.5  Форма документов (генеральные формуляры)

       Существенные  изменения в петровское время  претерпевает и форма документов. Для многих из них разрабатываются  «генеральные формуляры» - образцы, по которым следовало составлять документы. В указе 1723 г. «О форме суда» содержание челобитной следовало излагать по пунктам, т.е. была сделана попытка формализовать текст документа, сделать его максимально удобным для чтения.

       В коллежском делопроизводстве выделяется из текста и становится самостоятельным элементом формуляра дата документа: во многих документах она пишется под текстом с левой стороны листа: «Октября 17 дня 1723 года». Самостоятельным элементом формуляра становится и наименование документа; в некоторых случаях к нему примыкает обозначение краткого содержания документа: «Рапорт о получении указа». Кроме реквизитов, выделившихся из текста, появляется ряд реквизитов, отражающих различные стадии процесса документирования или стадии обработки документов: подписи, отметки о согласовании, регистрационные индексы, отметка о контроле, отметка о направлении в дело и др.

       В целом, делопроизводство коллегий характеризовалось  значительным увеличением письменной работы и формальностей, на что жаловались современники. Даже значительно увеличенные  по сравнению с приказами штаты  канцелярских чиновников не справлялись с обилием дел, что приводило к медлительности делопроизводства и волоките.

       В коллежском делопроизводстве возникло большое число новых документов, а документы приказного делопроизводства получили новые названия, что явилось  результатом проникновения в  русский язык заимствованных слов, западного характера. Новые названия документов: векселя, облигации, реляции, рапорты, журналы, протоколы, корреспонденция, инструкция и др. Приговоры, указные грамоты, наказы заменены указами, регламентами, инструкциями, резолюциями; челобитные - прошениями, переписка - памяти и отписки — заменены отношениями, рапортами,  реляциями, ведениями, известиями.

       Появляются  новые должности - администратор, актуариус, аудитор, бухгалтер, губернатор, инспектор, маклер, министр и др.»  Прежние учреждения - думы и приказы заменены коллегиями, канцеляриями, конторами, ратушами.

       2.2   Реформа Екатерины II

       Реформа Петра I затронула только центральный уровень государственного управления, почти не отразившись на местных учреждениях. Завершила эту реформу Екатерина II, издав «Учреждения для управления губерниями Всероссийской империи» 7 ноября 1775 г. Губернская реформа Екатерины II внесла единообразие в устройство губерний, разграничив места административные, судебные и финансовые. Реформа затронула и центральные учреждения, уничтожив большинство коллегий и оставив всего лишь три из них — Иностранных дел, Военную и Морскую. Губернские учреждения были подчинены непосредственно Сенату.

       Особое значение для организации делопроизводства имеет установленная «Учреждением для управления губерниями Всероссийской империи» «иерархия властей и мест», определившая порядок сношений между собой высших, центральных и местных учреждений. В соответствии с этим порядком Сенат и коллегии давали губернатору указы, а он, в свою очередь, представлял верховной власти рапорты и доношения. Присутственным учреждениям губернии (Губернскому правлению, палатам гражданского и уголовного суда, Приказу общественного призрения и др.) губернатор давал предложения, получая от них представления. Между собой присутственные места обменивались сообщениями: Губернское правление получало указы от Сената и раздавало указы подчиненным местам и лицам.

       Этот  иерархический порядок взаимоотношений  учреждений сохранялся в течение  всего XIX в., в определенной степени  он присутствует и в современном делопроизводстве.

       По «Учреждению для управления губерниями Всероссийской империи» порядок решения дел был преимущественно коллегиальным: предварительно дело готовилось для обсуждения, рассматривалось на заседании присутствия, после чего готовились «исполнительные» бумаги.

       Штат  канцелярских служащих составляли: секретари (старшие и младшие), протоколист, регистратор, журналист, канцеляристы, писцы, переводчики, архивариус и некоторые др. Количественный состав штатных служащих зависел от количества решаемых дел. Значительное время отнимала подготовка дела к докладу — наведение справок, переписка с другими учреждениями, отправка запросов на места и др., которая заканчивалась составлением докладной записки или выписки. Кроме того, передача дела в вышестоящую инстанцию требовала представления всего предшествующего делопроизводства. Еще более усложнилась система регистрации: каждая передача дела из одного стола в другой, от одного канцелярского служащего другому, фиксировалась в реестрах.

       XVIII век в развитии делопроизводства характеризовался усилением законодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярии и учреждения в целом, формированием и закреплением общих административных начал деятельности учреждений и, прежде всего, бюрократического начала.  
 
 
 
 

Глава 3. Система министерского делопроизводства XIX - начала XX вв.

       3.1 Министерская система управления

       Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уровень управления — высшие и центральные учреждения, в последней четверти XVIII века завершается формирование системы центральных и местных учреждений.

       Новая система управления — министерская, основанная на принципе единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской системы. Коллегиальный принцип принятия решений не был исключен вовсе из новой системы: сначала коллегии ввели в состав вновь созданных министерств; позже при министрах создали советы, имевшие статус коллегиального совещательного органа. Тем не менее, отношение к министрам как к единоличным исполнителям воли царя и определило делопроизводство министерств как «исполнительное».

       Первыми министерствами, созданными манифестом от 8 сентября 1802 г., были: военно-морских  сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции и на правах министерства - Государственное казначейство. Каждому министру предписывалось создать канцелярию и иметь товарища (помощника).

       Одновременно  с министерствами в 1802 г. учрежден Комитет  министров — высшее административное учреждение, действовавшее на коллегиальных  началах и рассматривавшее дела, выходящие за рамки компетенции отдельного министра и требующие совместного согласованного решения.

       Несколько позже — 1 января 1810 г. создан Государственный  совет — высшее законосовещательное  учреждение. Одновременно с этим проведена  реформа Сената, который становится высшей судебной инстанцией, выполняя также функцию надзора за правительственным аппаратом.

       Окончательно  единоличное министерское начало победило лишь с изданием 28 января 1811 г. «Общего  учреждения министерств» -законодательного акта, определившего всю систему министерского устройства, включая их делопроизводство и систему взаимоотношений с другими учреждениями и лицами.

       3.2  Структура министерств

       Министры  назначались самим императором  и были ответственны только перед  ним. Принцип единоначалия положен в основу всей организации министерств: директора, возглавлявшие департаменты, подчинялись непосредственно министру, начальники отделений — директорам департаментов, столоначальники — начальникам отделений. Совет министра состоял из руководителей основных подразделений. Канцелярия министра по своей структуре была аналогична и действовала на правах департамента.

         «Общим учреждением министерств» вводилось единообразие в систему делопроизводства министерств: от создания документов и до их архивного хранения. Особое место уделено порядку «сношений» (переписке) министерств с другими учреждениями.

       3.3 Делопроизводство

       Следует отметить, что само понятие «делопроизводство» (этот термин появился во второй половине XVIII в.) обозначало деятельность, которой занималась не только и не столько канцелярия, сколько весь аппарат учреждения в целом. Термин «делопроизводство» происходит от сочетания слов «производство дела», а под «делом» в то время понималась не папка с документами, как в современном делопроизводственном значении этого слова, а рассматриваемый и решаемый вопрос: производство дела - это не что иное, как решение дела. Поскольку всякое решение предполагало его письменную фиксацию на всех стадиях, то, естественно, делопроизводство понималось и как «правила, коими канцелярия руководствуется в составлении докладных записок, журналов, определений и актов вообще, и исполнительных бумаг».

Информация о работе Этапы становления делопроизводства в России (дореволюционное делопроизводство)