Этапы становления делопроизводства в России (дореволюционное делопроизводство)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы:

1. Рассмотреть этапы становления и развития делопроизводства в России до 1917 года.

2. Рассмотреть роль государства и его влияние на становление системы делопроизводства:

в Древнерусском государстве;
При приказном делопроизводстве XV—XVII вв.;
При коллежском делопроизводстве XVIII в.;
При министерском делопроизводстве XIX - начала XX вв.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Делопроизводство в Древнерусском государстве, приказное делопроизводство XV—XVII вв. 4
1.1 Делопроизводство в Древнерусском государстве 4
1.1.1 Формирование круга специалистов 4
1.1.2 Хранение документов 5
1.1.3 Разработка формуляров 5
1.1.4 Материал для письма, графика 5
1.2 Приказное делопроизводство XV—XVII вв. 6
1.2.1 Образование приказов 6
1.2.2 Ведение делопроизводства 7
1.2.3 Материал для письма, графика, форма документов 8
1.2.4 Формуляр (реквизиты документа) 9
1.2.5 Процедура подготовки документов 10
1.2.6 Хранение документов 11
Глава 2. Система коллежского делопроизводства XVIII в. 12
2.1. Реформа Петра I 12
2.1.1 Создание коллегий 12
2.1.2 Возникновение канцелярий 13
2.1.3 Процедура рассмотрения и решения вопроса 14
2.1.4 Образование архивов 16
2.1.5 Форма документов (генеральные формуляры) 17
2.2 Реформа Екатерины II 18
Глава 3. Система министерского делопроизводства XIX - начала XX вв. 20
3.1 Министерская система управления 20
3.2 Структура министерств 21
3.3 Делопроизводство 21
3.4 Регламентация делопроизводства 24
3.4.1 Работы Н.В.Варадинова 25
3.5 Совершенствование делопроизводства 26
Заключение 28
Список использованной литературы и источников: 29

Работа содержит 1 файл

К.р. делопроизводство.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

       1.2.3 Материал для письма, графика, форма документов

       В XV веке дорогостоящий пергамент вытеснила бумага, которую первоначально привозили из западноевропейских стран, а со второй половины XVII в. - своя, отечественная. Первоначально бумага изготавливалась из тряпья, а чернила делались из солей железа и дубильных веществ, такое сочетание делало текст особенно стойким, он почти не выцветал. Инструментами письма служили гусиные перья, затачиваемые особым образом перочинным ножом. Гусиные перья применялись вплоть до второй половины XIX в., хотя металлические перья появились уже в начале века. С появлением так называемой скорописи (начертание округлых букв и использование графических сокращений слов и частей слов с вынесением -их над строкой письма) свободно читать такие тексты стало довольно сложно, требовались знания и навыки.

       В делопроизводстве приказов продолжала использоваться весьма специфическая форма документа - столбец (столп, столпик), иначе говоря, свиток из подклеенных друг к другу узких листов бумаги. Важные государственные акты могли иметь особенно большие размеры. Составные части столпа назывались «поставами». Такое же название получили и сами места склейки листов. Столбец являлся фактически не одним документом, а включал всю совокупность документов дела. Такая форма документа была неудобной, сама склейка была недостаточно прочной, что приводило к ветшанию и износу документа

       Наряду  со столбцовой формой документа в  приказах зародилась и начала применяться  тетрадная форма.Несколько тетрадей, сшитых вместе и заключенных в переплет, составляли книгу. Однако книги не всегда переплетали, так как переплет стоил дорого.В форме книг велись списки, финансовые, учетные, регистрационные записи и др. Но основной формой документа все-таки оставался столбец, имеющий по существу характер «дела», последовательно отражавшего все «производство» по тому или иному вопросу. Остальные бумаги, не сформированные в столбцы, тетради или в книги, сгруппировывались в связки, где нередко оказывались самые разнообразные документы.

       В 1699 г. Петр I вводит в обращение гербовую бумагу, в 1700 г. издает указы об отмене столбцовой формы документа и всеобщем переходе к тетрадной форме (листовой и книжной).

       Видовой состав документов приказного делопроизводства был довольно однообразным. Все существовавшие в этот период документы группируются в следующие основные виды: грамоты (царские указы или указные грамоты), приговоры, наказы, доклады, памяти, отписки, челобитные. Однако внутри каждого вида существовало множество разновидностей.

       1.2.4  Формуляр (реквизиты документа)

       Важнейшим признаком официального документа  является его формуляр — совокупность устойчивых информационных элементов (реквизитов, языковых формул) документа, расположенных в определенной последовательности, специфической для каждого вида документа.

       Формуляр — результат повторяемости управленческих ситуаций и управленческих действий. В документах приказного делопроизводства большинство реквизитов еще не выделилось из текста, т.е. обращение, адресат, дата документа, обозначение автора и др. и собственно содержание документа составляли один сплошной текст. Как правило, документ начинался с обращения, даты или обозначения автора и адресата документа. В заключительной части указной грамоты обозначалась дата ее составления и место, где она была написана.

       Анализируя формуляр документов приказного периода, многие исследователи отмечают наличие устойчивых форм, образцов, по которым совершалось делопроизводство.

       1.2.5 Процедура подготовки документов

       Процедура подготовки документов в приказном  делопроизводстве включала следующие основные этапы:

       - поступление документа на рассмотрение;

       - подготовка дела к «докладу»;

       - рассмотрение и решение дела;

       - оформление документа, содержащего решение.

       Рассмотрение  дела в приказе начиналось по инициативе царя или по жалобе, извету, челобитной или отписке. Указание царя передавалось в приказ через кого-либо из тех, кто находился в это время при царе. По указу царя либо сразу готовилось решение («отпуск»), если приказ располагал для этого нужными сведениями, либо начиналось исполнение - рассмотрение вопроса и сбор необходимых материалов. Если во исполнение царского указа нужно было написать грамоту, дьяк писал ее сам или давал поручение кому-нибудь из старших подьячих. Если для решения дела требовалась переписка с другими приказами, она велась без соблюдения особых формальностей короткими «памятями» или записками подьячих одного приказа подьячим другого приказа.

       При поступлении документа на нем  проставлялась дата и дьяк делал  помету «Выписать», что означало «Навести справки». Фактически это означало начало рассмотрения дела. Подготовкой дел к рассмотрению («докладу») занимались столы, или повытья, где дьяк или по его поручению старший подьячий собирал нужный материал, составлял проект ответного документа (решения по делу). Роль докладчика по делу принадлежала дьяку, а решение вопроса — думным дьякам. Решение по делу принималось после его обсуждения. Думные дьяки могли согласиться с подготовленным решением, но могли и внести свои коррективы.

       Руководители  приказов - судьи и приближенные к ним лица, участвовавшие в принятии решений, - не ставили своих подписей на документах. Это входило в обязанность дьяка, отвечавшего за ведение делопроизводства приказа: «а на всех делах закрепляют и помечают думные дьяки, а царь и бояре ни к каким делам ... руки не прикладывают, для того устроены они, думные дьяки». Царь и бояре собственноручно подписывались только на договорных грамотах, заключаемых с другими государствами. Подпись, или «припись», дьяка была весьма своеобразна: если документ состоял из нескольких листов, дьяк «приписывал» документ на каждой склейке, проставляя по одному слогу своей фамилии на каждой склейке, чтобы буквы захватывали оба листа, что было узаконено Судебником 1550 г. Это предохраняло документ от фальсификации и подлога.

       1.2.6  Хранение документов

       В московских приказах впервые намечается обособление оконченных дел от «текущих». Наряду с хранением документов в  кулях, мешках, сундуках в некоторых  приказах (например, Поместном приказе) появляются шкафы для хранения документов, а затем и меры по охране документов, например снабжение сундуков замками.

       В приказной период постепенно создается система делопроизводства центральных и местных учреждений, складываются кадры делопроизводственных служащих, создаются устойчивые формы документов и приемы их составления. Однако государство, действуя отрывочными и частными мерами, не могло еще ввести систематического порядка в организацию учреждений и их делопроизводство. Только с середины XVII в. принимаются некоторые меры для наведения порядка в делопроизводстве, появляются отдельные законодательные акты о порядке документирования и составления частных актов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Система коллежского делопроизводства XVIII в.

       2.1. Реформа  Петра I

       Административный  хаос, вызванный отсутствием в прежних учреждениях установленного законом порядка, общих письменных форм документов, постоянных сроков для производства дел, побудил правительство искать новые формы государственного устройства. После длительных поисков и переработки найденных образцов появляются новые учреждения бюрократического типа и регламенты для них, определяющие точно состав, организацию, компетенцию и делопроизводства.

       Первым  новым учреждением стал Сенат  — первоначально законосовещательный  орган и орган надзора за правительственными учреждениями. Много внимания Петр I уделил устройству сенатской, канцелярии. Для работы в новых условиях правительство не сочло возможным ограничиться старым кадровым составом (дьяками и подьячими) и стало приглашать иностранных специалистов для занятия канцелярских должностей. С целью изменить старые порядки при Сенате учреждается особая должность экзекутора - для записи всех исходящих указов в особые книги и контроля за их отправкой и получением ответного рапорта об исполнении указа.

       2.1.1 Создание коллегий

       В результате петровских реформ в области  управления сложилась следующая  система учреждений: Сенат, Синод, Кабинет  и коллегии — в центре, губернатор, воевода, комиссары и другие органы -на местах. Всего за 1718—1720 гг. вместо упраздненных приказов создано 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная и Главный магистрат.

       Первоначально каждая коллегия руководствовалась  своим регламентом, затем законодательной  основой реформы стал «Генеральный регламент», утвержденный Петром I 28 февраля 1720 г. Генеральный регламент ввел систему делопроизводства, получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа — коллегий. Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии, в состав которого, как правило, входили президент, вице-президент, 2-3 советника и асессоры.

       2.1.2   Возникновение канцелярий

       С изданием Генерального регламента делопроизводство становится на твердую почву закона. Этим законодательным актом окончательно отделяются обязанности присутствия как органа, принимающего решения, от делопроизводственной деятельности, которая закрепляется за самостоятельным подразделением — канцелярией.

       Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, доклад дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии. Кроме секретаря в состав канцелярии входили нотариус, регистратор, актуариус, канцеляристы, копиисты, переводчики, толмачи (для устного перевода) и вахмистр (сторож для охраны). Канцелярская работа распределялась между служащими, и обязанность каждого была строго определена регламентом.

       Нотариус вел протоколы («повседневные записки») по всем делам, решавшимся в коллегии. Каждый день на особом листе он записывал все дела, какие докладывались присутствию и составлял по ним резолюцию. По окончании месяца эти листы переписывались набело и переплетались. Нотариус вел реестр нерешенных дел, а секретарь против каждого отмечал, у кого оно находится в производстве. Этот реестр постоянно находился на столе присутствия перед местом президиума, чтобы члены коллегии могли видеть, сколько у них нерешенных дел.

       Актуариус вел общий журнал всем входящих бумаг, хранил у себя бумаги, отвечал за их сохранность и заведовал заготовлением канцелярских принадлежностей.

       В ведении регистратора находились регистрационные книги -журнал, в который за весь год кратко записывалось содержание всех дел, решенных в коллегии (последние располагались по алфавиту, с указанием, куда и когда каждое дело послано), и 4 регистрационные книги («регистратуры») - А, В, С и D. Книги А и В служили для регистрации исходящих документов, С и D - для регистрации входяших. Регистрация документов в коллежской системе делопроизводства сопровождала их не только в течение всего процесса производства дела, но и после - в архиве. Если в приказах на поступивших документах дьяк проставлял дату поступления, то в коллегиях наряду с датой появляется и регистрационный номер, соответствующий номеру записи в регистрационной книге.

       При каждой коллегии состоял прокурор, наблюдавший за порядком и законностью  решения дел. В случае крайней  волокиты он должен был доносить об этом генерал-прокурору Сената. В его обязанности входило наблюдение за исполнением указов. Для этого он имел особую книгу, на одной стороне которой он отмечал, когда и какой указ состоялся, а на другой - что по указу исполнено и когда.

       Регламент подробно разрабатывает все вопросы деятельности канцелярии, особенно детально разработаны в Генеральном регламенте вопросы регистрации документов (правильное ведение регистрации обеспечивало сохранность документов, оперативное ведение справочной работы, контроль  движения документов и их исполнение) и ответственности за принимаемые решения.

       В Генеральном регламенте подробно проработаны  и вопросы документирования и  движения дел (документооборота). Серьезным  новшеством было введение подписи руководителя присутственного места на документе и членов коллегии, принимавших участие в решении вопроса. Впервые Петр I стал лично подписывать издаваемые им указы. Еще ранее — в 1716 г. — был издан указ о подписании главами губернской администрации доношений в Сенат о получении сенатских указов. Позднее эту норму ввели в Генеральный регламент.

       2.1.3   Процедура рассмотрения и решения вопроса

       Генеральный регламент устанавливал процедуру  рассмотрения и решения вопроса, которая включала:

       - вступление дела;

Информация о работе Этапы становления делопроизводства в России (дореволюционное делопроизводство)