Анализ ДОУ ОАО ГК «Ягодка» одного из его структурных подразделений – административно – хозяйственный отдел

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является анализ ДОУ ОАО ГК «Ягодка» одного из его структурных подразделений – административно – хозяйственный отдел. Задачи курсового проекта:
анализ традиционного (на бумажных носителях) и электронного ДОУ ОАО ГК «Ягодка».
разработка организационных документов в области ДОУ предприятия (унифицированных и неунифицированных);
формирование и оформление дела отдела предприятия для текущего хранения документов на бумажном носителе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. АНАЛИЗ ДОУ ОАО ГК «ЯГОДКА» 7
1.1. Сравнение отечественных и передовых зарубежных технологий и решений в области делопроизводства на бумажных и электронных носителях 7
1.2. Нормативно – методическое регулирование делопроизводства в России 14
1.3. Организационная структура ОАО «Ягодка» 17
1.4. Административно – хозяйственный отдел (АХО) 27
1.5. Технология работы с документами в службе безопасности 30
1.5.1. Организация документооборота в АХО 30
1.5.2. Порядок работы с внутренними документами в АХО 31
1.5.3. Порядок работы с исходящими документами в АХО 32
1.5.4. Регистрация документов 36
1.5.5. Организация контроля исполнения документов 37
1.5.6. Порядок согласования 39
1.5.7. Оформление дел 39
1.5.8. Передача дел на архивное хранение 44
1.5.9. Уничтожение дел 44
1.6. Оценка состояния документационного обеспечения управления административно – хозяйственного отдела 45
1.7. Анализ документационного обеспечения управления на ОАО ГК «Ягодка» 47
II. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ АХО ОАО ГК «ЯГОДКА» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 384.50 Кб (Скачать)
  • на втором этапе управление документами ведется в строгом соответствии с законодательно-нормативными требованиями и внутренними нормативными документами организации. Собираются документальные подтверждения исполнения требований;
  • на третьем этапе анализируется эффективность системы управления документами, выбираются меры по корректировке и улучшению этой системы. Результаты анализа документируются;
  • на четвертом этапе в систему вносятся намеченные на третьем этапе улучшения и исправления (которые также документируются). [2]

       В течение всего цикла регулярно  проводится обучение и повышение  квалификации всех сотрудников организации  по вопросам управления документами.

       Такой подход позволяет не только постоянно повышать эффективность управления документами, но и легко интегрировать систему управления документами и разнообразные системы менеджмента (качества, информационной безопасности, окружающей среды, охраны труда и т.д.).

  1. Единообразное управление различными видами документов, т.е. не только организационно-распорядительной документацией, но и, например, бухгалтерскими и налоговыми документами или документами по качеству.
  2. Согласно современным представлениям системы электронного документооборота (СЭД), должны обеспечивать управление не только электронными, но и неэлектронными документами и поддерживать ведение смешанных дел.

             Рассмотрим одну из систем электронного документооборота:

       Система "ДЕЛО" — система автоматизации  делопроизводства и электронного документооборота. Промышленная система управления документами, обеспечивающая поддержку полного жизненного цикла — от разработки и согласования проектов документов до списания их в дело и архивного хранения. "ДЕЛО" соответствует как российским, так и международным стандартам делопроизводства и предоставляет все технологии, необходимые и для автоматизации классического делопроизводства, и для перехода как к смешанной "бумажно-электронной" форме, так и к полностью электронному документообороту. Внедрение системы "ДЕЛО" позволяет существенно повысить уровень управляемости предприятием, учреждением или компанией за счет организации эффективного контроля за движением и исполнением всех видов документов (бумажных и электронных).

  1. Возможности, открывающиеся при использовании электронных документов, привели к изменениям в ключевых технологиях делопроизводства. В качестве примера можно привести функциональный подход к составлению номенклатуры дел, принцип «больших корзин» при экспертизе ценности и установлении сроков хранения документов. Все более распространенным становится ведение различного рода досье, в которые включаются разные виды документов, возможно, имеющие различные собственные сроки хранения.
  2. Метод «больших корзин» предполагает разделение всех документов организации на несколько относительно крупных групп, в зависимости от того, какую функцию исполняют документы, и для каждой группы устанавливается срок хранения.

       При проведении экспертизы ценности требуется  определить, какую функцию в деловой  деятельности организации выполняет документ и к какой группе документации его можно отнести, а значит, срок хранения документа будет установлен по сроку хранения данной группы. В этом случае нет необходимости перечислять в номенклатуре дел все типы документов, выполняющих одну и ту же функцию, и все возможные заголовки. Такой метод назначения сроков хранений намного легче автоматизировать.

  1. Делопроизводство в России в основном до сих пор имеет строго   вертикальное направление. Документы перемещаются от работника одного подразделения к работнику другого подразделения, как правило, через руководителей этих подразделений, а руководитель, например, организации, не может непосредственно адресовать документ исполнителю, то есть "через голову" вышестоящих руководителей этого работника. При бумажном документообороте подобная схема прохождения документов "через руководителей" позволяет им контролировать деятельность своих подразделений и исполнителей.
  2. В отечественном документообороте существует четкое разделение труда: руководители и исполнители работают непосредственно с документами, а делопроизводственный персонал отслеживает их действия с помощью регистрационных карточек, то есть делопроизводство отделено от работы с самими документами. [40]

       Технологии области документационного обеспечения управления за рубежом отличаются от отечественных технологий.

         Традиции западного документооборота  также имеют более чем столетнюю  историю. Подход к управлению  характеризуется принципиально  большей децентрализацией прав  и ответственности. Это выражается в том, что должностные лица, отвечающие за решение тех или иных вопросов в организации, имеют все необходимые полномочия для работы с соответствующими документами. Подобная децентрализация работы с документами существенно защищает организацию документооборота.

       На  Западе под документооборотом на предприятии в настоящее время  принято понимать любую передачу информации, значимой для предприятия. И на том этапе, когда происходит автоматизация, определяются виды, объем  и значимость информации, а затем процесс ее передачи также автоматизируется и в итоге документируется в электронном виде. 
 Особенностями западной технологии процессов делопроизводства является:

  1. Западные традиции связаны с персональной ответственностью менеджера за документ и его исполнение (характерно, что в английском языке отсутствует само слово "документооборот"). Предметом регламентации в традиционных западных системах работы с документами (так называемых системах управления документами), является систематизация хранения исполненных документов (аналогично отечественному архивному хранению). Именно исходя из этой традиции, и сформировалась концепция западных систем управления электронными документами, а потому неудивительно, что до сих пор многие из них переводятся у нас своеобразным словосочетанием "электронный архив";
  2. Высокий уровень делегирования полномочий и, соответственно, "горизонтального" документооборота, например, документооборота непосредственно между работниками различных подразделений, минуя их руководителей;
  3. Отсутствие централизованного контроля;
  4. Регистрация документов производится непосредственными исполнителями (поручитель и исполнитель ведут собственные журналы), некоторые виды документов вообще не регистрируются. Не создаются специализированные подразделения, занимающиеся делопроизводством;
  5. Моделирование конкретных реальных процессов документооборота и настройка на эти модели программных систем. [40]

       Отбор систем документооборота производится по принципу устойчивого положения на рынке компаний, поставляющих как собственные решения, так и популярные западные продукты.

       Рассмотрим  некоторые из них:

       АО "Ланит"

       В основу решений "Ланита" положено программное обеспечение двух основных классов:

  • ПО ролевых рабочих мест на основе гибких и открытых моделей офисной деятельности;
  • ПО сетевых корпоративных услуг.

       Предлагаемый "Ланит" программный комплекс LanDocs выполняет следующие основные функции:

  • регистрация;
  • заполнение учетных карточек документов;
  • рассылка документов, заданий, поручений как одному пользователю, так и по списку;
  • контроль состояния документов ("на визировании", "на согласовании" и т. д.);
  • поиск документов;
  • вызов приложений Windows для обработки электронных документов;
  • контроль версий документов с помощью контрольных карточек;
  • создание отчетов;
  • сканирование многостраничных бумажных документов;
  • списание в архив.

       Комплекс  поставляется с настроенными классификаторами, которые можно редактировать (пользователи, корреспонденты, тематическая структура  хранилища, способы доставки и т.д).

       Административные  функции:

  • настройка на организационную иерархию предприятия;
  • настройка на структуру должностей и функции исполнителей;
  • определение прав доступа пользователей.

       Кроме того, на ролевые рабочие места  могут быть установлены дополнительные функциональные компоненты и оборудование. [9]

       Из  всего вышеперечисленного видно, что  зарубежные страны имеют больше опыта  обращения и внедрения автоматизированных систем управления.

       Отечественная традиция предполагает обязательную регистрацию каждого документа уже с момента его появления в организации, а также регламентированный (и контролируемый) документооборот еще до завершения исполнения документа. Технологии же "документооборота" (workflow), встроенные в западные системы управления документами носят весьма общий характер и не учитывают сложившуюся в отечественную управленческую практику. Из этого следует, что непосредственное использование западных готовых систем для комплексной автоматизации российского делопроизводства невозможно. Поэтому, все ведущие отечественные разработчики создают собственные системы автоматизации делопроизводства и документооборота, в том числе с использованием западных технологий и программных компонентов

       Российская  модель делопроизводства порождает ряд проблем, главная из которых — противоречие между централизованным контролем работы с документами и, по сути, децентрализованным процессом исполнения документов. В результате практически невозможно централизованно отследить движение документов в реальном масштабе времени без применения средств автоматизации: ведь это требует огромных трудозатрат не только на ведение регистрационных журналов и картотек в каждом подразделении, но и на оперативное централизованное сведение соответствующей информации в единые реестры предприятия. Отсутствие автоматизированной технологии управления документооборотом приводит, в конечном счете, к тому, что в произвольный момент времени невозможно точно сказать, над какими документами работает учреждение, какова история и текущее состояние того или иного вопроса, чем конкретно заняты исполнители.

             Чтобы решать эти  проблемы специалистам в области  управления документацией требуется  постоянно повышать свою квалификацию, осваивать знания смежных дисциплин, в первую очередь юриспруденции и информационных технологий.

 

1.2. Нормативно – методическое регулирование делопроизводства в России

 

       Нормативно-методическое регулирование ДОУ позволяет грамотно организовать всю систему делопроизводства в целом. Данное регулирование осуществляется с помощью нормативно-методической базы. Нормативно-методическая база делопроизводства – это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности учреждения, а также деятельность службы делопроизводства: ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты.

     Законодательные и методические документы, регулирующие документационное обеспечение управления  

       
  1. ФЗ «Об  акционерных обществах» [37] - определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.
  2. ФЗ «Об электронной цифровой подписи» [35]. Закон обеспечивает правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
  3. ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» [36]. Закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
  4. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [33]. Регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
  5. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [38]. Закон регулирует отношения, возникающие при поиске, получении, передаче, производстве и распространении документированной информации, вопросы ее защиты от несанкционированного доступа и особенности применения информационных технологий. 
  6. ФЗ «О персональных данных» [39] - закон создает правовую основу обращения с персональными данными физических лиц в целях реализации конституционных прав человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
  7. Закон РФ «О государственной тайне» [8]. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации
  8. Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» [32] -  устанавливает перечень сведений, подлежащих защите.
  9. Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ [19]- устанавливает порядок и сроки хранения документов акционерных обществ, в том числе порядок уничтожения документов с истекшими сроками хранения.
  10. Основные правила работы архивов организации [15] - являются нормативно-методическим документом, определяющим их деятельность архива организации и основываются на действующей правовой базе в области информации, документационного обеспечения управления и архивного дела, синтезируют опыт отечественного архивного дела, учитывают современные достижения в применении технических средств и информационных технологий в работе с документами.
  11. Положение о Федеральном архивном агентстве [20] - положение закрепляет роль и функции Федерального архивного агентства.
  12. Регламент Федерального архивного агентства [24] - устанавливает общие правила организации деятельности Федерального архивного агентства по реализации им полномочий и взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.
  13. ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» [3].  Стандарт устанавливает термины и определения понятий в области делопроизводства и архивного дела. Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по делопроизводству и архивному делу.
  14. ГОСТ Р 51511-2001 «Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования» [4] - устанавливает виды документов, на которых воспроизводится государственная печать и требования к воспроизведению государственной песати.
  15. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» [5]. Стандарт устанавливает: состав реквизитов документов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. 
  16. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения [17] - Перечень применяется: при определении состава и сроков хранения типовых архивных документов; при отборе и передаче архивных документов на постоянное хранение в государственные архивы.

Информация о работе Анализ ДОУ ОАО ГК «Ягодка» одного из его структурных подразделений – административно – хозяйственный отдел