Взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Одним из следствий нарушений в воспитании ребенка является возникновение тревожности. Тревожность оказывает отрицательное влияние не только на познавательное, но и на эмоциональное развитие ребенка. Особо значимо ее воздействие в подростковом возрасте, когда ребёнок входит во взрослую жизнь.
Все выше сказанное свидетельствует о важности и актуальности проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков, что и определило тему курсовой работы

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков……………………………………6

1.1. Специфика и стили семейного воспитания..………………………………6

1.2. Понятие тревожности…………………………….………………………………….14

1.3. Тревожность в подростковом возрасте…………………………...………16

Выводы по главе I……………………………………………………………......20

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков………………………………………………...21

2.1. Программа исследования взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков…………………………………………………..21

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….…..40

2.3. Практические рекомендации для родителей………………………….….44

Выводы по главе II……………………………………………………………....49

Заключение………………………………………………………………………….50

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

  При таком воспитании у детей формируется  лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, что также способствует увеличению тревожности. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. 
 
 
 
 
 
 

2.3. Практические  рекомендации для родителей 

   Комплексная коррекция складывается из следующих  направлений:

1. Медицинская  реабилитация.

2. Социально  – педагогическая, это предполагает реконструкцию социальной значимости личности и улучшение адаптации к школьным условиям.

3. Психологическая  – это ликвидация признаков  девиации личности.

   Совместная  работа медицинских работников, педагогов в школах, психологов способствует снижению у подростков тревожности, создает предпосылки для адаптации подростков в обычных жизненных условиях (социальная адаптация), а, следовательно, создает благоприятные условия для развития личности.

   Можно дать следующие практические рекомендации:

   Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие  мышечного напряжения.

   Рассмотрим  подробнее каждое из названных направлений.

   Повышение самооценки

   Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку  по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

   Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопонимания между ними. Причем нужна она для родителей детей любого возраста.

Обучение  детей умению управлять своим поведением

   Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

   В этом случае желательно привлекать ребенка  к совместному обсуждению проблемы.

   Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда  речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.

Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

   Если  у ребенка проявляется тревога  при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких  детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.

   Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь  к нему, либо приподнимите ребенка  до уровня ваших глаз.

   Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.

   Очень полезно применять в работе с  тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать  можно как знакомые ситуации, так  и те, которые вызывают особую тревогу ребенка

Снятие  мышечного напряжения

   Желательно  при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны  упражнения на релаксацию, техника  глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

Работа  с родителями тревожного ребенка

   Совершенно  очевидно, что ни один родитель не стремится  к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

   Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Подросток не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

   Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически  и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и  часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

   Прежде  всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка ("осел", "дурак"), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

   Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

   Нельзя  угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!"). Они и без  того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

   Ласковые  прикосновения родителей помогут  тревожному ребенку обрести чувство  уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

   Родители  тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его.

   Родители  тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны  и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку.

   В таких ситуациях можно сказать  родителям: "Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно".

   Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

   Подобные  занятия можно рекомендовать  не только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность  родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога - ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.

   Профилактика тревожности (рекомендации родителям)

1. Общаясь  с ребенком, не подрывайте авторитет  других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")

2. Будьте  последовательны в своих действиях,  не запрещайте ребенку без  всяких причин то, что вы разрешали  раньше.

3. Учитывайте  возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте  ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть. 
5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

   Если  родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты. 

 

   Выводы по главе  II 

  1. Процедура исследования с целью установления взаимосвязи между стилем воспитания и уровнем тревожности подростков состояла в наблюдении, проведении анкетирования, тестирования подростков и их родителей и в последующем выявлении и сравнении уровня тревожности подростков в зависимости от стиля воспитания в семье.
  2. Личностная тревожность характеризует тревожность как личностную черту. Это устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
  3. Реактивная тревожность представляет собой тревожность как состояние на данный момент. Характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.
  4. Личностная тревожность, как и реактивная, имеет три уровня:
  • высокая тревожность;
  • умеренная тревожность;
  • низкая тревожность.
  1. Уровень тревожности подростков зависит от стиля семейного воспитания.
  1. Совместная работа медицинских работников, педагогов в школах, психологов способствует снижению у подростков тревожности, создает предпосылки для адаптации подростков в обычных жизненных условиях (социальная адаптация), и, следовательно, создает благоприятные условия для развития личности.

 

   Заключение 

   Эмоциональное благополучие в семье никогда не может возникнуть само собой, его нужно строить. Когда говориться о взаимопонимании между детьми и родителями имеется в виду некий диалог, взаимодействие членов семьи друг с другом, выбор правильного стиля семейного воспитания, от которого и зависит уровень тревожности ребёнка и, в частности, подростка.

   Проблема  тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.

   Гипотеза  нашего исследования заключалась в  предположении, что существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и уровнем тревожности подростков.

Информация о работе Взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков