Взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Одним из следствий нарушений в воспитании ребенка является возникновение тревожности. Тревожность оказывает отрицательное влияние не только на познавательное, но и на эмоциональное развитие ребенка. Особо значимо ее воздействие в подростковом возрасте, когда ребёнок входит во взрослую жизнь.
Все выше сказанное свидетельствует о важности и актуальности проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков, что и определило тему курсовой работы

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков……………………………………6

1.1. Специфика и стили семейного воспитания..………………………………6

1.2. Понятие тревожности…………………………….………………………………….14

1.3. Тревожность в подростковом возрасте…………………………...………16

Выводы по главе I……………………………………………………………......20

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков………………………………………………...21

2.1. Программа исследования взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков…………………………………………………..21

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….…..40

2.3. Практические рекомендации для родителей………………………….….44

Выводы по главе II……………………………………………………………....49

Заключение………………………………………………………………………….50

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

   Другой  причиной НРЧ могут быть личностные особенности родителя, например, выраженная шизоидность.

   Замечено, что родительские чувства нередко  значительно слабее развиты у  очень молодых родителей, имея тенденцию усиливаться с возрастом (пример любящих бабушек и дедушек).

  Проекция  на ребенка (подростка) собственных  нежелаемых качеств (шкала ПНК). Обусловливаемые  нарушения воспитания - эмоциональное  отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, протестные реакции, несдержанность. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами ребенка, родитель (чаще всего, отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя.

   Вынесение конфликта между супругами в  сферу воспитания (шкала ВК). Обусловливаемые  нарушения воспитания - противоречивый тип воспитания - соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого.

   Конфликтность во взаимоотношениях между супругами - нередкое явление, даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в "поле битвы" конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь "заботой о благе ребенка". При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен "жалеть" ребенка, идти у него на поводу.

   Характерное проявление ВК - выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания "строгой" стороны. Это связано с тем, что именно строгая сторона, как правило, является инициатором обращения к врачу или медицинскому психологу.

   Сдвиг в установках родителя по отношению  к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола. Шкала предпочтения мужских качеств - ПМК и шкала  предпочтения женских качеств - ПЖК. Обусловливаемые нарушения воспитания - потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.

Правила пользования опросником АСВ

   Перед тем, как родитель начинает заполнять  опросник, необходимо создать атмосферу  доверительного психологического контакта между ним и лицом, проводящим исследование. Родитель должен быть заинтересован в правдивости собственных ответов. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Проводящий исследования зачитывает находящуюся в начале опросника инструкцию, убеждается, что опрашиваемые ее правильно поняли. В процессе заполнения инструктирование или пояснения не допускаются.

   Обработка результатов проводится следующим  образом. На бланке регистрации ответов  номера этих ответов расположены так, что номера, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке. Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале. Для этого нужно подсчитать число обведенных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип воспитания. Буквы за вертикальной чертой - это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Названия некоторых шкал подчеркнуты. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, находящейся в нижней части бланка, под горизонтальной чертой и обозначенной теми же буквами, что и основная.

   При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к таблице 1 для установления типа негармоничного семейного воспитания.

Тексты  опросника АСВ и бланк регистрации  ответов приведены в приложениях 2, 3.

Методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» - родитель глазами подростка

   Работа  с детско-родительскими отношениями - одно из самых давних направлений  работы в практической психологии. Как и в большинстве других, в этой сфере работа психолога строится по следующей схеме: сбор информации (диагностика) - анализ информации - работа с выделенными проблемами.

   Стремление  получить возможность строить более  полную картину детско-родительских отношений привело психологов к  активному поиску средств и методик, которые позволили бы прояснить, описать представления ребенка. При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраст достаточно часто используются проективные методики. При работе с подростками возрастает эффективность использования опросников.

   Традиция  использования опросника для  выделения представления подростка  об особенностях детско-родительских отношений восходит к работе Shafer 1965 года. В 1983 году этот опросник был  адаптирован в России сотрудниками лаборатории клинической психологии Института им. Бехтерева Вассерманом Л.И, Горьковой И А., Ромициной Е.Е. и стал активно использоваться под названием ADOR («Подростки о родителях») эта методика позволяет описать отношения с родителем по наиболее общим проявлениям: доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность родителя.

  Наиболее  полную и дифференцированную картину  детско-родительских отношений позволяет  выяснить методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП). Она  включает в себя 19 шкал, объединенных в следующие группы:

1. Блок  шкал, описывающий особенности эмоциональных  отношений родителя и подростка

- принятие (демонстрация родителем любви  и внимания),

- эмпатия  (понимание родителем чувств и  состояний ребенка),

- эмоциональная  дистанция (качество эмоциональной  связи между родителем и подростком).

2. Блок  шкал, описывающий особенности общения  и взаимодействия

- сотрудничество (совместное и равноправное выполнение  заданий),

- принятие  решений (особенности принятия  решений в диаде)

- конфликтность  (интенсивность конфликтов, победитель в конфликте),

- поощрение  автономности (передача ответственности  подростку)

3. Блок  контроля

- требовательность (количество и качество декларируемых  требований),

- мониторинг (осведомленность родителя о делах и интересах подростка),

- контроль  (особенности системы контроля со стороны родителя),

- авторитарность (полнота и непререкаемость власти  родителя),

- особенности  оказания поощрений и наказаний  (качество и количество оказываемых  оценочных воздействий).

4. Блок  противоречивости/непротиворечивости отношений

- непоследовательность (изменчивость и непостоянство  воспитательных приемов родителя),

- неуверенность  (сомнение родителя в верности  его воспитательных усилий)

5. Дополнительные  шкалы

- удовлетворение  потребностей (качество удовлетворения  материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании, в информации),

- неадекватность  образа ребенка (искажение образа  ребенка),

- отношения  с супругом (качество отношений  со вторым родителем подростка),

- общая  удовлетворенность отношениями  (общая оценка подростком качества отношений с родителем).

   Подросток отвечает на вопросы на отдельных  бланках для матери и отца. В  бланке это помечается подчеркиванием соответствующего слова в пункте «мать/отец» (образец бланка см. Приложение 4). Текст опросника (см. Приложение 5) письменно предваряется следующей инструкцией

   «Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.

   Просим  вас оценить, насколько поведение Ваших родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа поставьте на бланке для ответов рядом с номерами вопроса соответствующий балл.

1 - если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;

2 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;

3 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;

4 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто.

5 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда

   Мы  просим Вас оценить эти утверждения  сначала в отношении матери, а  потом, на другом бланке, в отношении  отца»

   Необходимые замечания:

   При групповом проведении опросника  баллы ответов и слова пояснения (1 - никогда, … , 5 - всегда) лучше выписать на доске.

- При  групповом проведении опросника  психолог говорит подросткам, что  те, кто не живет с тем или  иным родителем, могут не заполнять  на него опросник.

- Психологу  нужно обратить внимание подростка  на то, что вопросы 109 - 116 касаются  не его личных пристрастий («мне нравится кататься на велосипеде»), а его отношений с родителем («мне нравится, когда она …» «мне нравится, что ею характер « и т.д.)

- Иногда  подросткам бывает грамматически  сложно выбрать ответ. «Вот  если «Я ни в чем не хочу  изменять наши отношения» и я согласен, то это «всегда» или «никогда»?» Можно предложить следующий способ выбора верного ответа: подставляем ко всему вопросу фразу «так бывает всегда, никогда, иногда...» При такой формулировке вопроса проще понять грамматическую логику происходящего.

- Заполнение  опросника на двух родителей  в среднем темпе занимает около  45-50 минут. Для младших подростков  время немного увеличивается.  При наличии ограничения по  времени (например, проведение во  время школьного урока) целесообразно  ориентировать подростков во времени заполнения: «чтобы не спешить в конце урока сейчас надо заполнять примерно четвертую колонку», «по времени сейчас нужно переходить ко второму бланку».

- Часть  вопросов носит неконкретный  характер (например, «по-разному реагирует на одни и те же события»). Периодически подростки просят прокомментировать какой-то вопрос («Например, ты принес из школы «двойку». Если она в хорошем настроении, то скажет: «Ничего, бывает», а если в плохом - будет ругаться. Событие одно и то же, а ведет она себя по-разному»). Перед проведением методики психологу стоит просмотреть вопросы и продумать возможные примеры-объяснения.

Обработка результатов

   Для удобства обработки и интерпретации  результатов необходимо использование  бланка ответов (см. Приложение 4), в котором ответы на вопросы каждой шкалы расположены на отдельной строке. Для нахождения общего балла для большинства шкал нужно просто сложить все значения по строке.

   В четырех шкалах схема подсчета немного  отличается:

- Шкала  № 5, «Принятие решений» (начинается с вопроса № 5): в первых трех вопросах (№№ 5, 23, 41) значения заменяются: 1 на 5, 2 на 4, 4 на 2, 5 на 1. Общий балл вычисляется путем сложения новых значений и значений трех остальных вопросов.

- Шкала  № 6, «Конфликтность» (начинается с вопроса № 6): общий балл вычисляется путем сложения значений трех первых вопросов. Остальные три вопроса описывают характер конфликтов и победителя в конфликте, их значения в общей сумме не учитывается.

- Шкала  № 12, «Особенности оказания поощрений  и наказаний» (начинается с вопроса № 12). Эта шкала состоит из двух подшкал: «Поощрения» (вопросы № 12, 30, 48) и «Наказания» (вопросы №№ 66, 84, 102). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.

Информация о работе Взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков