Взаимосвязь агрессивности и самоотношения личности у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследование взаимосвязи самоотношения и агрессивность в юношеском возрасте, определение общих характеристик понятий самоотношения и агрессивность.

Содержание

Введение 2с.
Глава 1. Теоретические предпосылки эмпирического исследования
взаимосвязи "самоотношение" и "агрессивность":
1. 1 Общая характеристика понятия «агрессия», «агрессивность»,
«агрессивное поведение». 5с.
1. 2 Общая характеристика и основные особенности
понятие «Самоотношение». 11с.
1. 3. Особенности проявления агрессивности и самоотношения
в юношеском возрасте 15с.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи "самоотношение" и "агрессивность" у студентов специальности «Пожарная безопасность (МЧС)»
2. 1 Обоснование выбора метода исследования 24с
2. 2 Исследование и обсуждение его результатов 27с.
Заключение 30с.
Список используемой литературы 33с.
Приложение №1-3 35.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

   Агрессивное поведение рассматривается как  противоположное адаптивному.

Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует проявлению соперничества, конфронтации в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, препятствует успешности деятельности.

   В агрессивных проявлениях можно  выделить три основных компонента:

         - Поведенческий компонент - физическая  агрессия – самоотчет о склонности  к физической агрессии в поведении.

         - Эмоциональный компонент - гнев  – самоотчет о склонности к  раздражительности.

         - Когнитивный компонент - враждебность – включает в себя подозрительность  и обидчивость.

   В русскоязычной версии BPAQ, по результатам  психометрического анализа,  такой  показатель, как вербальная агрессия не оценивался.

Шкалы (4):

  1. Физическая агрессия

Описание  шкалы: Физическая агрессия – самоотчет о склонности к физической агрессии в поведении (поведенческий компонент).

  1. Гнев

Описание  шкалы: Гнев – самоотчет о склонности к раздражительности (эмоциональный компонент).

  1. Враждебность

Описание  шкалы: Враждебность – шкала включающая в себя утверждения двух под шкал «Подозрительность» и «Обидчивость» (когнитивный компонент).

  1. Интегральная шкала

Описание  шкалы: Интегральная шкала – суммарный показатель по всем вопросам трех шкал. 
 

   Инструкция.

 «Вашему вниманию предложен ряд утверждений. Внимательно прочитайте каждое из них и оцените по 5-ти балльной шкале.

На специальном  бланке напротив номера утверждения  поставьте крестик или галочку  в квадратик  в колонке, соответствующей  варианту Вашего ответа.

Выбирайте тот вариант ответа, который первым Вам придет в голову. Не пропускайте ни одного из предложенных утверждений. Старайтесь быть максимально правдивы, так как, стараясь представить себя в лучшем свете, Вы, на самом деле, ухудшаете результаты теста.

Здесь нет правильных и не правильных ответов».

    3.Из статистических методов применялись коэффициент корреляции Пирсона.

    2.2. Исследование и обсуждение его результатов

  На  базе Саратовского профессионально  педагогического колледжа имени  Ю.Г Гагарина, в период с 3 по 28 февраля 2010 года было проведено исследование, которое позволило выявить взаимосвязь самоотношения и агрессивности у студентов. Объектом исследования стали 40 юношей, в возрасте 18-20 лет, обучающиеся по специальности «Пожарная безопасность (МЧС)». Испытуемые отвечали на представленные вопросы методик: самоотношения В.В. Столина (Столин В.В., 1989) и опросник  диагностики состояния агрессии (опросник Басса -Дарки).Были получены следующие данные представленные в таблицах 1, 2 (см. Приложение 1.)

  Для оценки статистически значимой корреляции между двумя показателями самоотношения  и агрессивности подростков был  использован коэффициент корреляции Пирсона. Данный коэффициент характеризует  наличие линейной связи между признаками. Рассчитывается по формуле:  

   Были  сформулированы нулевая и альтернативная статистические гипотезы: Н0: чем выше показатели самоотношения тем ниже уровень агрессивности, Н1:  чем выше показатели самоотношения, тем выше уровень агрессивности.

   Полученные  данные были распределены в порядке  возрастания в ранговой шкале, (см. Приложение №2) была подсчитана средне арифметическая по полученным показателям.

Решение: Для выявления степени взаимосвязи самоотношения и агрессивности была проведена оценка статистически значимой корреляционной связи между двумя показателями: по тесту состояния агрессии был взят показатель - агрессивности; по тесту- опроснику самоотношения – интегральная шкала S самоотношения( чувство «за» или «против» собственного Я испытуемого). Прежде всего, необходимо ввести данные в таблицу MS Excel.(см таблицы №1, 2 приложения 1). Затем вычисляется значение коэффициента корреляции. Для этого курсор установите в ячейку В2. На панели инструментов нажмите кнопку Вставка функции (fx). В появившемся диалоговом окне Мастер функций выберите категорию Статистические и функцию ПИРСОН, после чего нажмите кнопку ОК. Указателем мыши введите диапазон данных выборки Х в поле массив1 (В2:В22). В поле массив2 введите диапазон данных выборки У (F2:F22). После нажатия кнопки ОК в нужной ячейки появится значение коэффициента корреляции — 0,273925. Далее необходимо по статистическим таблицам определить критические значения для полученного коэффициента корреляции. r Крит =0,264<0.273925, следовательно, гипотеза Н1 отвергается и принимается гипотеза H0, иными словами, чем  выше показатель самоотношения. Тем ниже уровень проявления агрессивности.

   Таким образом, проведенное исследование самоотношения и агрессивности  у студентов позволило сделать следующие выводы: между уровнем сформировавшегося  самоотношением и агрессивностью в юношеском возрасте существует непосредственная связь  т.е в зависимости от того как индивид относится к себе он будет относиться к окружающим его людям- одноклассники (друзья), учителям и родителям, что в целом может являться основаниям для принятия основной гипотезы исследования, о наличии статистически значимой связи между самоотношением и агрессивностью у студентов. Можно сделать следующий вывод: раз было доказано что существует статистически значимая связь между показателем самоотношения и уровнем проявления агрессивности, чем выше одно тем ниже другое, необходимо разработать практические рекомендации по коррекции уровня самоотношения, для того что бы  корректировать и снижать уровень агрессивного поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение.

   В данной работе была проведена огромная работа по выявлению основных характеристик  понятий агрессия, агрессивность  и самоотношение. Были установлены  границы понятий агрессия и агрессивность: Под агрессивностью понимается - свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, таким образом, агрессия есть определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту, а агрессивность - это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.

   Различие  понятий агрессия и агрессивность  ведет к важным следствиям. С одной  стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.

   Среди форм агрессивных реакций, встречающихся  в различных источниках, необходимо выделить следующие:

  • Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  • Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

  • Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  • Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Так же было охарактеризовано и определено понятие самоотношение.

   Самоотношение — это термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному «Я». Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д.

   Таким образом, проведенное исследование самоотношения и агрессивности у студентов позволило сделать следующие выводы: между уровнем сформировавшегося  самоотношением и агрессивностью в юношеском возрасте существует непосредственная связь  т.е в зависимости от того как индивид относится к себе он будет относиться к окружающим его людям- одноклассники (друзья), учителям и родителям, что в целом может являться основаниям для принятия основной гипотезы исследования, о наличии статистически значимой связи между самоотношением и агрессивностью у студентов. Можно сделать следующий вывод: раз было доказано что существует статистически значимая связь между показателем самоотношения и уровнем проявления агрессивности, чем выше одно тем ниже другое, необходимо разработать практические рекомендации по коррекции уровня самоотношения, для того что бы  корректировать и снижать уровень агрессивного поведения. 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Ананьев Б.Г.О  человеке, как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические  труды в 2-х томах Москва. 1980.
  1. Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А.Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. Москва. 1990.
  1. Беличева  С.А.Основы превентивной психологии. Москва. 1993.
  1. Горшкова  Е.А.Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации  реабилитационной работы./ Сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. Москва , Архангельск. 1993.
  1. Горьковая И.А Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных  подростков, автореферат диссертации  кандидата психологических наук, СПб. 1992.
  1.  Иванова  Л.Ю.«Агрессивность, жестокость и  отношения  старшеклассников  к их проявлениям. сб. Проблемы  личности, профилактика отклонений  в её развитии. Москва & Архангельск. 1993.
  1. Исаев Д.Д.Журавлёв И.ИДементье, В.В.Озерецковский Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения СПб. 1997.
  1. Кулагин Л.Г.О  подростках, которым трудно// Советская  педагогика, 1991.

     № 6, С. 141-142

  1. Личко А.Е.Попов  Ю.В.Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. Москва. 1988.
  1. Паренс  Генри Агрессия наших детей. Москва. 1997.
  1. Першанина Е.Проблема профилактики педагогической запущенности подростков //  Советская  педагогика .1984. № 5, с.141
  1. Словарь психолога-практика // сост. Головин  С.Ю. Мн. Харвест, М. 2001.
  1. Саенко  Е.В.Профессиональная деятельность психолога  при профилактике девиантного поведения  автореферат диссертации кандидата  психологических наук. Тверь. 1995.
  1. Семенюк Л.М. Психологические  особенности  агрессивного  поведения  подростков  и условия  его  коррекции .Москва. 1996.
  1. Степанов  В.Г. Психология трудного школьника. Москва. 1998.
  1. Сурков  А. Семейные войны // Стрела, №14 (143), СПб. 1999. с.6
  1. Тархова Л. Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели. Москва. 1997.
  1. Фельдштейн  Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // «Советская педагогика». 1984. № 5. с.52-55
  1. Фридман Л.М. Волкова К.Н.Психологическая  наука – учителю. Москва. 1985.
  1.  Интернет ресурс: http://rcbkb.com/ru/psychologist/glossary/samootnoshenie.php
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение 1.

   Табл. №1

Самоотн Агрессивн
1 20 73
2 15 66
3 16 55
4 21 50
5 17 40
6 18 50
7 21 102
8 24 103
9 23 68
10 21 74
11 20 82
12 21 64
13 19 41
14 13 78
15 19 71
16 20 75
17 18 79
18 13 77
19 18 52
20 13 66
21 16 61
22 21 83
23 20 73
24 15 66
25 16 55
26 21 50
27 17 40
28 18 50
29 21 102
30 24 103
31 23 68
32 21 74
33 20 82
34 21 64
35 19 41
36 13 78
37 19 71
38 20 75
39 18 79
40 13 77

Информация о работе Взаимосвязь агрессивности и самоотношения личности у студентов