Взаимосвязь агрессивности и самоотношения личности у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследование взаимосвязи самоотношения и агрессивность в юношеском возрасте, определение общих характеристик понятий самоотношения и агрессивность.

Содержание

Введение 2с.
Глава 1. Теоретические предпосылки эмпирического исследования
взаимосвязи "самоотношение" и "агрессивность":
1. 1 Общая характеристика понятия «агрессия», «агрессивность»,
«агрессивное поведение». 5с.
1. 2 Общая характеристика и основные особенности
понятие «Самоотношение». 11с.
1. 3. Особенности проявления агрессивности и самоотношения
в юношеском возрасте 15с.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи "самоотношение" и "агрессивность" у студентов специальности «Пожарная безопасность (МЧС)»
2. 1 Обоснование выбора метода исследования 24с
2. 2 Исследование и обсуждение его результатов 27с.
Заключение 30с.
Список используемой литературы 33с.
Приложение №1-3 35.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 325.00 Кб (Скачать)
  • Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  • Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

     Различают агрессию и по механизму возникновения  и действия, а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности – намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.1

     Рассмотрим  их более подробно, т. к. именно эти факторы и определяют агрессивное поведение у человека.

     Первый  фактор – намерение: когда человек видит, что другой собирается напасть на него или помешать ему, то решающим оказывается, прежде всего, то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т.е. на приписывании субъектом другому враждебных или безобидных намерений. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.

     Второй  фактор – ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение:2 пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например, нет возможности с ним встретиться. Тогда может последовать непрямая агрессия типа нанесения ущерба собственности агрессора или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качестве ожидания последствий результата действия – одним из решающих детерминантов. Например, если единственное, что человек может сделать, состоит в жалобе на агрессора начальнику, а поведение последнего не позволяет надеяться на его заинтересованность в содержании жалобы и в принятии им мер, то часть возникшей агрессивной тенденции останется нереализованной и сохранится на будущее. Если же прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией, т.е. что в результате своего агрессивного акта субъект снова превратится в жертву. В действенности ожидания возмездия решающим оказывается обстоятельство, подвергся субъект нападению или нет. Если субъект стал жертвой агрессии, то он осуществляет принцип возмездия, даже когда вероятность ответного возмездия велика.

     Третий  фактор – благоприятствующие агрессии ключевые раздражители: особенности контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться. Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие, лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию.

     Четвертый фактор – удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом: для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации. Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Подобное созерцание сокращает агрессивную мотивацию вплоть до нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение в аналогичных ситуациях. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворит субъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию.

   Пятый фактор – самооценка: процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут, как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия

   Итак, можно сделать следующие выводы: понятия «агрессия» и «агрессивность», очень часто употребляются как  синонимичные, но вследствие проведенной работы необходимо  четко их разграничить. Под «агрессивностью» - понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, в свою очередь «агрессия» - это проявление агрессивности, выражающееся в  определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту. 

1.2 Общая характеристика и основные особенности понятие «Самоотношение».

   Одной из важнейших особенностей социального  и психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к своим поступкам, собственной  личности, т.е. самосознание.

   В самосознании проявляется сложная  совокупность психических процессов  и состояний, посредством которых  личность вычленяет себя из окружающего  мира, формирует собственное видение  мира, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. В нем соотносятся мотивы и поступки, желания, влечения, стремления человека, в результате чего личность самоопределяется, выделяет для себя наиболее значимые потребности.

   В настоящие время такой подход к изучению самосознания личности активно  развивается в рамках отечественной психологии личности и общей психологии.

   В последнее время резко возросло количество различных психических  травм и неврозов, связанной с  деятельностью или потерей работы у многих профессиональных категорий  людей (научные работники, военные, педагоги, сотрудники МЧС и т.д.). Значение знаний о самоотношении, как части общей Я-КОНЦЕПЦИИ, при этом резко возрастает в интересах оказания психологической помощи.

   Описательную  составляющую Я-КОНЦЕПЦИИ чаще всего  называют "образом Я" или представлением о себе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и просто самоотношение. Несмотря на эту термилогическую аморфность, существуют сравнительно небольшие различия в попытках концептуализации феномена самоотношения (обобщенной самооценки). Подавляющее количество исследований исходит из представлений о самоотношении как о его эмоциональном компоненте.

   Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа  чаще всего осуществляется путем  разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих  этих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта).

   Психология  имеет свой, особый ракурс в изучении этой проблемы. Понятийно этот ракурс чаще всего оформляется в общем  контексте психологического изучения личности, как вопрос о ее самосознании, о личности как "Я", которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, а также сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца. Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней - от наивного неведения, в отношении самого себя, ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все определенной, а иногда и резко колеблющейся самооценкой (Рубинштейн С.Л.; 1982).

   Одна из наиболее успешных попыток построить модель строения самоотношения, исходя из иных теоретических оснований, была предпринята В.В. Столиным. На основе разработанных им представлений о личностном смысле "Я", как основной единицы анализа самосознания, было показано, что самоотношение не является ни следствием знания о себе, ни реакцией на определенные аспекты "образа Я". Наоборот, и знание о себе, и самоотношение - есть следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности. И, лишь вторично, в феноменологически превращенных формах, отдельные самооценки могут восприниматься самим субъектом, как способные порождать его истинное отношение к себе.

  Отношение человека к самому себе является неотъемлемой частью целостной системы отношений (Мясищев В.Н., 1960; Лазурский А.Ф., 1909). Самоотношение формируется в процессе деятельности, познания и общения, в результате интериоризации опыта взаимоотношений с другими людьми и обеспечивает личности целостность и единство (Чеснокова И.И., 1977; Столин В.В., 1983). В свою очередь, самоотношение может детерминировать отношение личности к окружающим, а также стиль и характер общения с ними (Столин В.В., 1983).

  В современной психологии под понятием самоотношение понимается осознание человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (Я- концепция). 3 Кратко самоотношение можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти - образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к само изменению, самоусовершенствования.

  Главная функция самоотношения это познание себя, формирование образа Я, усовершенствование себя и поиск смысла жизни. Хотя, конечно, этим не исчерпываются все формы самоотношения.

  Формирование  процесса самоотношения, который обусловлен оценкой человека самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида.

  Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному «Я». Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д. (В. В. Столин (1985)). В эмоциональном самоотношении рассматривает симпатию, уважение, близость. С. Р. Пантелеев (1991) понимает самоотношения как выражение смысла «Я» для субъекта. Другие авторы усматривают в самоотношении переживание собственной ценности, выражающееся в чувстве самоуважения. Самоотношение обладает защитными возможностями. Человек может защищать свое «Я» от отрицательных эмоций и поддерживать самоуважение на относительно постоянном уровне. Одним из средств такой зашиты является отрицательная самооценка, рассчитанная на возникновение положительных реакций сочувствия (А. У. Хараш, 1987).4 
 
 
 

  1. 3. Особенности  проявления агрессивности и самоотношения в юношеском возрасте.

     Прежде  чем приступать к рассмотрению психологических  особенностей проявления агрессивности и самоотношения в юношеском возрасте нужно определить возрастные рамки этого периода.

     Н.П. Гундобина предполагает, что юношеский возраст идентичен подростковому, и он характеризуется как пубертатный период. Для мальчиков – от 13 до 17 лет, для девочек – от 11 до 15 лет.5

     В.С. Мухина в свою очередь юношеский возраст определила как период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15–16 до 21–25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительно повзросления.6

     А.Е. Личко – автор первого советского руководства по подростковой психиатрии – различает младший подростковый возраст – 12–13 лет, средний – 14–15 лет и старший – 16–17 лет. По его инициативе в 1970 году была создана первая подростковая психиатрическая клиника в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. В эту клинику поступают дети подросткового возраста – от 12 до 18 лет.7

     А.В. Мудрик характеризует ранний юношеский возраст, как период от 14 с половиной до 17 лет. При этом утверждает, что надо различать хронологический возраст – прожитое данным индивидом число лет, физиологический возраст – степень физического развития человека, психологический возраст – степень душевного развития и педагогический возраст – степень овладения культурой данного общества. Эти возрасты могут не совпадать у одного и того же лица, и это несовпадение далеко не всегда указывает на какие-то ненормальности в его развитии.8

     В зарубежной психологии, по концепции  Э. Эриксона, возраст от 12 до 19 лет считается подростковый. И ему характерен психосоциальный кризис идентичности или ролевого смешение, при этом сильная сторона для этого периода – верность.

     На  международном симпозиуме по возрастной периодизации, проходившем в Москве в 1965 году, было принято, что юношеский возраст имеет различные возрастные рамки, зависящие от пола человека. Для молодых людей – 17–21 год, для девушек – 16–20 лет.

     По Э.Ф. Зееру ранняя юность характеризуется возрастом от 15 до 18 лет. Основные потребности в этом периоде: самоутверждения, профессиональное самоопределение и общение с противоположным полом.

Информация о работе Взаимосвязь агрессивности и самоотношения личности у студентов