Периодизация психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:51, реферат

Описание работы

Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных процессов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепции возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями oбщественно-экономического развития человека в конкретных условиях.

Содержание

Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4
2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА 6
Эпоха раннего детства (до 3 лет) 6
Эпоха детства (3-11 лет) 7
Эпоха подростничества (11-17 лет) 7
3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-Х ЛЕТ 9
Период младенчества 9
Новорожденность 9
Психическая жизнь 9
Младенчество 9
Познавательное развитие р-ка 9
Движение и действия 9
Память 10
Эмоциональное развитие 10
Речь 10
Кризис 1 года 10
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) 10
Речь 11
Восприятие 11
Память 11
Действия и мышление 11
Эмоциональное развитие 12
Кризис 3 лет 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа содержит 1 файл

Реферат. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина_психического.docx

— 57.45 Кб (Скачать)

     Мышление  первоначально проявляется в  самом процессе практической Деятельности, поэтому, как считают отечественные  психологи, оно отстает от нее  по общему уровню развития и по составу  операций. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос  освоенных действий в другие условия. 

     Ведущая Деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий. 

     Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение. 

     Развитие  эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм. Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

    Кризис 3 лет

     Один  из наиболее трудных моментов в жизни  ребенка. Это разрушение, пересмотр  старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот. 

     Меняется  мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному  желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями  с другим, взрослым человеком. Мотив  поведения уже находится вне  ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. 

     Ярко  проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и  решать сам. В принципе это положительное  явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности  приводит к своеволию, она часто  неадекватна возможностям ребенка  и вызывает дополнительные конфликты  со взрослыми. 

     У некоторых детей конфликты с  родителями становятся регулярными, они  как бы постоянно находятся в  состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь вы-ступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота. 

     Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую  игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и  т.п. У ребенка изменяется отношение  к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких  взрослых. 

     В раннем детстве ребенок активно  познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая Деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В своей теории Д.Б. Эльконин основывался на социально-исторических условиях развития ребенка. Каждый период истории, каждая культура формирует свои собственные законы развития детской психики в зависимости от требований, предъявляемых обществом.

     В основе возрастной периодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

     Подход  к возрастной периодизации Д.Б. Эльконина интересен тем, что представляет процесс развития как идущий по восходящей спирали, а не как линейный; позволяет показать противоречивое единство мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон развития личности; установить значение каждого отдельного периода для последующего; выстроить периодизацию по эпохам и стадиям на основе внутренних законов развития. 

      

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Возрастная  психология. Учебное пособие для  вузов.2-е изд. - М.: Академический  Проект: Альма Матер, 2005. - 256 с.
  2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1984. Т.4
  3. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. - 3-е издание. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  4. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.
  5. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. № 4. С.6-20.

Информация о работе Периодизация психического развития