Периодизация психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:51, реферат

Описание работы

Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных процессов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепции возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями oбщественно-экономического развития человека в конкретных условиях.

Содержание

Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4
2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА 6
Эпоха раннего детства (до 3 лет) 6
Эпоха детства (3-11 лет) 7
Эпоха подростничества (11-17 лет) 7
3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-Х ЛЕТ 9
Период младенчества 9
Новорожденность 9
Психическая жизнь 9
Младенчество 9
Познавательное развитие р-ка 9
Движение и действия 9
Память 10
Эмоциональное развитие 10
Речь 10
Кризис 1 года 10
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) 10
Речь 11
Восприятие 11
Память 11
Действия и мышление 11
Эмоциональное развитие 12
Кризис 3 лет 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа содержит 1 файл

Реферат. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина_психического.docx

— 57.45 Кб (Скачать)
Славянский  университет Факультет  Психологии
Реферат

по дисциплине

Возрастная  психология

Тема:  
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Д.Б. ЭЛЬКОНИНА.

ЭПОХА РАННЕГО  ДЕТСТВА”

 
 
 
 
 

        Исполнитель:

         Полежаева Анна 

        Научный руководитель: 
        Синицару Л. А. 

Кишинэу, 2011

 

Содержание

Содержание 2

Введение 3

1. ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4

2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА 6

Эпоха раннего детства (до 3 лет) 6

Эпоха детства (3-11 лет) 7

Эпоха подростничества (11-17 лет) 7

3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-Х ЛЕТ 9

Период младенчества 9

    Новорожденность 9

    Психическая жизнь 9

Младенчество 9

    Познавательное развитие р-ка 9

    Движение и действия 9

    Память 10

    Эмоциональное развитие 10

    Речь 10

    Кризис 1 года 10

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) 10

    Речь 11

    Восприятие 11

    Память 11

    Действия и мышление 11

    Эмоциональное развитие 12

    Кризис 3 лет 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15 

 

Введение

 

     Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень  развития онтогенетического - временные  характеристики индивидуального развития. Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального  развития - в рамках отдельных процессов  психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки  для качественных возрастных сдвигов  в детском сознании и личности. В ряде концепции возраст рассматривается  как суммация разнородных явлений  роста, общесоматического, полового и  нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими  сложными явлениями oбщественно-экономического развития человека в конкретных условиях. 

     В истории становления возрастной психологии было представлено достаточно много подходов к решению вопроса  о возрастной периодизации.

     В отечественной возрастной психологии наиболее распространенной является периодизация Д. Эльконина. 

       
 

 

    1. ПРОБЛЕМА  ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
 

     Д.Б. Эльконин писал, что проблема периодизации психического развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, ибо через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому, в конечном счете, может быть решена проблема движущих сил психического развития. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит построение системы воспитания и обучения детей. 

     Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:

  • исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества;
  • подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка;
  • представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающим не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований;
  • выделение, как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому;
  • выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз1

     Согласно  Д.Б. Эльконину, при создании возрастной периодизации целесообразно оперировать системой "ребенок в обществе", внутри которой существуют системы "ребенок - вещь" и "ребенок - отдельный взрослый". Из двух самостоятельных они превращаются в единую, существенно изменяя свое содержание. В системе "ребенок - вещь" вещи, обладающие определенными физическими и пространственными свойствами, начинают открываться ребенку как общественные предметы, главным образом выработанные способами действий с ними. Система "ребенок - вещь" в действительности является системой "ребенок - общественный предмет" Общественно выработанные способы действий с предметом не даны непосредственно как некие физические характеристики вещей. На предмете не указаны его общественное происхождение, способы действий с ним. Поэтому овладение этим предметом невозможно путем простого "уравновешивания" с его физическими свойствами. Внутренне необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с этим предметом (ложкой он ест, лопаткой копает и т.п.).

     При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами происходит формирование ребенка как члена  общества, включая его интеллектуальные, познавательные и физические силы. Для самого ребенка это развитие представлено, прежде всего, как расширение сферы и повышение уровня овладения действий с предметами. Именно по этому параметру дети сравнивают свой уровень, свои возможности с уровнем и возможностями других детей и взрослых. В процессе такого сравнения взрослый открывается ребенку не только как носитель общественных способов действий с предметами, но и как человек, решающий определенные общественные задачи.

     В системе "ребенок - взрослый" взрослый начинает выступать как носитель определенных видов деятельностей, вступающий при этом в разнообразные  отношения с другими людьми, подчиняющийся  определенным нормам. При этом на самой  деятельности взрослого внешне не указаны  ее мотивы и задачи. Внешне она выступает  перед ребенком как производство и преобразование предметов и  вещей. Поэтому возникает необходимость  процесса усвоения задач и мотивов  человеческой деятельности и норм человеческих взаимоотношений. А взрослый как  раз и выступает перед ребенком как носитель сложных способов действий, эталонов и мер, необходимых в  свободной ориентировке в мире. Таким  образом, по мнению Д.Б. Эльконина, деятельность ребенка внутри систем "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется его личность. В каждый возрастной период эта деятельность специфична. Так, для младенцев, согласно исследованиям М.И. Лисиной, такой деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослыми. Внутри этой деятельности формируются ориентировочные и сенсомоторные действия. Яркой иллюстрацией такого общения служит "комплекс оживления" как сложное комплексное действие, решающее коммуникативную задачу и осуществляемое особыми средствами. Этими же исследованиями доказано, что дефицит эмоционального общения оказывает серьезное негативное влияние на психическое развитие в этот период2.

     В раннем детстве установлен переход  ребенка к собственно предметным действиям, непосредственное эмоциональное  общение со взрослыми уступает место деловому практическому сотрудничеству.

     В раннем детстве ученые отмечают своеобразный "предметный фетишизм" - ребёнок  занят предметом и действием  с ним. На основе активного овладения  предметно-орудийными операциями развивается "практический интеллект".

     Для дошкольного детства определяющей развитие деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме - ролевая игра. Благодаря особым игровым приемам, к числу которых  относятся: принятие на себя роли взрослого, обобщенный характер воспроизведения  предметных действий, использование  предметов-заменителей, ребенок моделирует в игре отношения людей и их жизнь. То есть игра "включает" его  в жизнь. Ролевая игра есть деятельность, дающая ребенку-дошкольнику ориентацию в самых фундаментальных вопросах человеческой жизни. По сути игра - это школа социализации.

     Для психического и умственного развития детей школьного возраста наиболее значимо учение. Учебная деятельность обеспечивает усвоение новых знаний, интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных возможностей.

     Учебная деятельность опосредует всю систему  отношений ребенка со взрослыми в этот возрастной период.

     Для подростка учебная деятельность остается чрезвычайно значимой, т.к. ее результаты остаются главными критериями оценки его взрослыми.

     Однако  в исследованиях Т.В. Драгуновой и Д.Б. Эльконина была открыта специфически подростковая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками.

     В этой деятельности воспроизводятся  те отношения, которые характеризуют  взрослых людей. Причем происходит углубленная  ориентация в этих отношениях и их усвоение. Внутри этой деятельности формируются  взгляды на жизнь, на свое будущее (личные смыслы жизни) и самосознание как "социальное сознание, перенесенное внутрь"3

     Определяя значимость для каждого возрастного  периода того или иного вида деятельности, можно сказать, что она ведет  за собой психическое развитие.

     Поэтому целесообразно говорить о ней  как о ведущей деятельности. Рассмотрение ведущих видов деятельностей  показывает, что в детском развитии имеют место периоды, дающие преимущественное осмысление задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе - развитие мотивационно-потребностной сферы, а также периоды, где преимущественно усваиваются способы действий, а значит - происходит формирование интеллектуально-познавательных возможностей детей.

    1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ  ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА

Информация о работе Периодизация психического развития