Периодизация психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:51, реферат

Описание работы

Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных процессов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепции возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями oбщественно-экономического развития человека в конкретных условиях.

Содержание

Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4
2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА 6
Эпоха раннего детства (до 3 лет) 6
Эпоха детства (3-11 лет) 7
Эпоха подростничества (11-17 лет) 7
3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-Х ЛЕТ 9
Период младенчества 9
Новорожденность 9
Психическая жизнь 9
Младенчество 9
Познавательное развитие р-ка 9
Движение и действия 9
Память 10
Эмоциональное развитие 10
Речь 10
Кризис 1 года 10
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) 10
Речь 11
Восприятие 11
Память 11
Действия и мышление 11
Эмоциональное развитие 12
Кризис 3 лет 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа содержит 1 файл

Реферат. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина_психического.docx

— 57.45 Кб (Скачать)
 

     В основе возрастной переодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

     Вот как представляется в целом периодизация психического развития Д.Б. Эльконина. 

     Таблица 1. Периодизация психического развития по Д Б. Эльконину4

Периодизация  психического развития Д.Б. Эльконина
Возрастные  периоды Ведущая деятельность Система отношений
Младенческий  Раннее детство Дошкольный возраст  Младший школьный возраст Подростковый возраст Юношеский возраст Общение со взрослым Предметная деятельность Игра Учебная деятельность Общение со сверстниками Учебно-профессиональная деятельность человек-человек  человек-вещь человек-человек человек-вещь человек-человек человек-вещь
 

     Эпоха раннего детства (до 3 лет)

     1. Младенчество (до 1 года). Здесь ведущий вид деятельности - эмоциональное общение. В 2-2,5 месяца у ребенка появляется комплекс оживления на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция и т.д. К 6 месяцам эта деятельность общения развивается, ребенок узнает маму. Взрослые развивают руку ребенка: дают ему игрушку, включают его в общение через предмет, ведущее к действиям с пред метом. К году у ребенка начинает возникать потребность в вербальном общении.

     На  границе младенчества и раннего  возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования гак называемого практического, или сенсомоторного интеллекта.

     2. Ранний возраст (собственно раннее  детство) (1-3 года). Здесь ведущий  вид деятельности - предметно-манипулятивный. Ребенок открывает и закрывает дверь, пересыпает песок и т.д. Он овладевает действиями с ложкой, карандашом, ведром, носовым платком и др. Это операционально-техническая фаза.

     В этот период времени предметные действия служат для ребенка способом налаживания  межличностных контактов. Общение, в свою очередь, опосредуется предметными  действиями ребенка и практически  не отделено от них. Но к 3 годам ребенок  начинает сравнивать себя со взрослыми и заявлять "Я", "Я сам". 

     Эпоха детства (3-11 лет)

     1 Дошкольное детство (3-7 лет). Стремление  к самостоятельности выводит  ребенка паролевую игру, имитирующую  отношения людей в процессе  труда. Благодаря игровым приемам  ребенок принимает на себя  роль взрослого и моделирует  в игре их межличностные отношения.

     Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению. 

     2. Младшее школьное детство (7-11 лет). Это фаза операционно-технической  деятельности, в основном деятельности  учебной. Ребенок учится читать, писать. В процессе учения формируются  интеллектуальные и познавательные  способности, развивается система  отношений ребенка с окружающими  - его собственная практика взаимоотношений  с другими людьми. Но приходит  время, и он хочет подражать  поведению взрослых; хочет равноправного  отношения к себе. Наступает следующая  эпоха 

     Эпоха подростничества (11-17 лет)

     1. Младшее подростничество (11-14 лет). Появляется новая деятельность - деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, появляются лидеры. Возникает "чувство взрослости" - особая форма новообразования сознания, через которое под росток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения.

     Здесь важно, чтобы круги общения ребенка  не выходили из-под контроля взрослых - "трудный возраст", "переломный возраст". 

     2. Юность - старшее подростничество (14-17 лет). У ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется само сознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная (вновь операционально-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы5.

     Периодизация  Д.Б. Эльконина является наиболее распространенной в отечественной психологии.

     Содержательное  раскрытие особенностей возраста предполагает: выделение возрастных особенностей в натуральном ряду развития, осмысление особенностей социального положения, понимание их преломления в психике  и поведении ребенка.

 

    1. ПСИХОЛОГИЯ  РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-Х  ЛЕТ
 

     Развитие  ребенка до 3-х лет можно разделить  на: период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года), период раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис 3 лет).

    Период  младенчества

     Новорожденность – переходный этап. Кризис новорожденности. Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже. 

     Психическая жизнь. Мозг продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений». Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения. Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека. 

     Примерно  в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция  на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность  – потребность в общении. Это  знаменует новый психологический  период. Начинается собственно младенчество.

    Младенчество

     Познавательное  развитие р-ка: восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается. Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы, способны ориентироваться во многих параметрах объектов (движения, контрасты и т.д.). Реагируют на цвет. Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира. 

     Движение  и действия. Движения рук, направленные к предмету, ощупывание предмета по-являются примерно на 4 месяце жизни. В 5 – 6 месяцев хватает предмет, что требует сложных зрительно-двигательной координации – первое целенаправленное действие. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, но они еще не предметны (подражание взрослым). 

     Восприятие  и действие позволяют судить о  первоначальных формах наглядно-действенного мышления. Усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. 

     Память. Первым появляется узнавание. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа. 

     Эмоциональное развитие. В первые 3 – 4 месяца. Проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После 3 – 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7 – 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцем, появляется так называемый «страх расставания». К концу 1 года стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям. 

     Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 –20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

    Кризис 1 года

     Переходный  период между младенчеством и  ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда  родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного  периода – автономная речь (Выготский). У младенца своя логика, и его  слова становятся многозначными  и ситуативными. 

     Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с  предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью  речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, речь ситуативна и многозначна. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода. Становится биологически независим.

    Ранний  возраст (от 1 года до 3 лет)

     Следующий этап – психологическое отделение  от матери – наступает уже в  раннем детстве. Это связано с  тем, что у ребенка не только возникают  новые физические возможности, но и  интенсивно развиваются психол. функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания. 

     Развитие  психических функций. Сензитивный период к усвоению речи. 

     Речь. К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов. 

     Восприятие. В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Это проявляется – дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией. Их поведение является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Восприятие аффективно окрашено – импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать. 

     Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. 

     Действия  и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная Деятельность. В совместной Деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. 

Информация о работе Периодизация психического развития