Наводнение в Краснодарском крае 2012

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 11:32, реферат

Описание работы

Цель работы: проанализировать событие, случившееся в Краснодарском крае.
Задачи:
1. теоретический анализ, где представлена информация о событиях;
2. анализ видеороликов с места происшествия;
3. анализ материалов по организации и оказанию психологической помощи, пострадавшим при наводнении.

Работа содержит 1 файл

чс.docx

— 53.94 Кб (Скачать)

Город был заполнен волонтерами, медиками, спасателями МЧС. В центре города стояли фуры с гуманитарной помощью, жители России не остались в стороне, передавали одежду, продукты.

Можем сказать, что у многих пострадавших страхи перед повторением наводнения, тревожное, агрессивное состояние. У пострадавших нет чувства защищенности, они чувствуют себя одинокими и беззащитными. Не видят смысла как им выстраивать дальнейшую жизнь. Возможно возникновение страха воды.

 

 

4 Оказание помощи участникам ЧС в Краснодарском крае

 

4.1 Субъекты в экстремальных ситуациях

 

Большое значение для оценки и прогнозирования психических последствий имеет факт того, был ли человек непосредственно участником ЧС, оказался ли ее свидетелем или в результате ЧС пережил потерю близкого или родственника. В соответствии с характером воздействия негативных факторов чрезвычайной ситуации все люди, подвергшиеся воздействию этих факторов, условно подразделяются на следующие группы.

Первая группа — это специалисты. Люди, оказывающие помощь пострадавшим, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС. В ситуации выполнения профессиональных обязанностей, связанных с помощью другим людям, эмоциональные переживания ощущаются как приглушенные, специалист в первую очередь ориентирован на выполнение задачи. Часто это беспокоит специалистов. Один спасатель рассказывал: «Как же так? Я совсем ничего не чувствую. Я вижу ужасные картины, смерть, горе людей, и меня это не трогает. Все ли со мной в порядке?» В основе этого явления лежит механизм психологической защиты — диссоциация (взгляд на ситуацию извне, со стороны, без личной эмоциональной вовлеченности), часто проявляющийся в том случае, если человек по роду своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с болью и страданиями других людей. Такая реакция считается нормой. Однако не всегда работа в экстремальных условиях проходит для специалистов бесследно. На отсроченных последствиях работы в условиях чрезвычайных ситуациях мы более подробно остановимся в следующих главах.

Вторая группа — жертвы. Люди, пострадавшие, изолированные в очаге чрезвычайной ситуации. Как правило, люди, пережившие чрезвычайную ситуацию, потратили много сил на борьбу за жизнь и уже сам факт того, что они остались живы, является для них огромным ресурсом для дальнейшего преодоления ситуации и возвращения к нормальной жизни.

Психические реакции этой категории людей после катастрофы можно разделить на четыре стадии:

первая стадия — героизм (альтруизм, героическое поведение, желание помочь другим людям и выжить самому);

вторая стадия — «медовый месяц» (чувство гордости за то, что выжил и преодолел все опасности);

третья стадия — разочарование (гнев, разочарование: «мне казалось в моей жизни все должно измениться, а все осталось по-прежнему, о моем подвиге все забыли, только я помню о нем», крушение надежд);

четвертая стадия — восстановление (осознание, что необходимо налаживать быт, возвращаться к своим обязанностям).

Застревание на какой-либо из стадий приводит к возникновению или «синдрома героя», который можно описать следующими словами: «Я пережил то, что никто из вас не переживал, вы меня никогда не поймете, вы все дети» и т.п., в результате возможны проявления асоциального поведения (вспышки агрессии, угроза жизни других), алкоголизация, суициды, или возникновение «синдрома жертвы»: «Меня никто не понимает, я одинок в своих страданиях». Хотя большая часть людей в итоге самостоятельно или с помощью специалистов возвращаются к нормальной жизни.

Третья группа — пострадавшие (материально или физически). Люди, потерявшие своих близких или не имеющие информации об их судьбе, лишившиеся своих домов, имущества и т.д. В этой группе наблюдаются наиболее тяжелые эмоциональные реакции, длительные негативные переживания. Пострадавшим особенно трудно смириться с постигшим их горем, адаптироваться к изменившимся условиям жизни. В этой группе выявляется наибольшее количество отсроченных психических последствий.

Четвертая группа — очевидцы или свидетели. Люди, проживающие или оказавшиеся в непосредственной близости к зоне ЧС.

Пятая группа — наблюдатели (или зеваки). Люди, получившие информацию о происходящем и прибывшие на место.

Степень травматизации людей в этих двух группах во многом зависит от их личностных особенностей и наличия травматических ситуаций в прошлом.

Шестая группа — «телезрители». Люди, получающие информацию о ЧС и следящие за развитием ситуации с помощью средств массовой информации (СМИ). Неоспорим тот факт, что люди должны получать информацию о событиях. Однако специалистам известно немало случаев негативных психологических последствий освещения СМИ чрезвычайных ситуаций. Часто эмоциональная окраска репортажей носит чрезмерно негативный, трагичный, подчеркнуто пессимистичный характер [3].

Таким образом, мы рассмотрели категорию людей при чрезвычайной ситуации.

 

 

4.2 Оказание психологической  помощи

 

Теперь мы рассмотрим категорию людей 2 и 3 группы, рассмотренных в пункте 4.1 (жертвы и пострадавшие).

Комитет по психологическому волонтерству Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ) под руководством вице-президента ОППЛ Силенок И.К. организовал в период с 06 по 08 июля 2013 г. работу психологов-волонтеров по оказанию психологической помощи пострадавшим год назад от наводнения в г. Крымске. Психологами было принято 27 жителей г. Крымска и Крымского района (6 мужчин, 12 женщин, 9 детей и подростков), а также двое жителей г. Абинска (пострадавшие от наводнения в г. Крымске и проживающие в г. Абинске после трагедии).

Основные причины обращений жителей — посттравматическое стрессовое расстройство, панические тревожные состояния, страхи, проблемы со здоровьем, одиночество, семейные проблемы, депрессивные состояния.

Психологи-волонтеры работали в течении трех дней с большей нагрузкой, т.к. продолжительность приема каждого человека составляла от часа до полутора часов. Многим из обратившихся требуется продолжительная психологическая помощь.

Экстренную психолого-психиатрическую помощь оказывали непосредственно в местах пребывания пострадавших (в местах временного размещения пострадавших, массового скопления людей, амбулаториях, стационарах и т.п.). Работу по организации и оказанию специализированной медико-психологической помощи пострадавшим и родственникам погибших во время наводнения проводили совместно со специалистами (психиатрами и психологами) психиатрической службы Краснодарского края.

Так как у пострадавших наблюдается стресс, страх, тревога, агрессия, состояние напряженности, травматический невроз, то каждому требуется индивидуальный подход.

Для взрослой категории людей требуется телесно ориентированная помощь, значение телесного состояния человека для его самочувствия очень важна при ЧС. Обучение навыкам овладения своим телом и достижения соматического и психологического расслабления.

Нужно провести аутогенные тренировки, метод психической саморегуляции и методы активной и пассивной мышечной релаксации. Помогает пострадавшему расслабиться и снять сильное напряжение, где возможно отвлечься от всех проблем и подумать о дальнейших действиях.

Массаж и психомассаж. Психомануальная терапия (В.С. Мухина). Контактная суггестивная релаксация как модификация контактных манипуляций для реализации поддержания внушения. Психомассаж и психомануальная терапия как эффективный метод выведения клиента из тяжелых соматических и психологических состояний.

Стратегическая психотерапия М. Эриксона и ее терапевтический потенциал. Работа психолога с телесными зажимами. Модификации методов В. Райха с телесными зажимами.

Вербальный контакт по поводу телесных ощущений во время психомассажа и психомануальной терапии. Необходимость бережного отношения к личности клиента: гарантия защиты и корректных взаимоотношений.

Формирование мотивации к психомассажу, обсуждение условий психомассажа, обоснование значения психомассажа для человека. Рефлексия на ощущения после психомассажа и установка на позитивный выход из негативных состояний. Допустимость манипулирования сознательным и непроизвольным поведением клиента.

Психологическая работа с членами семей пострадавших в контексте телесно ориентированной помощи. Место зоотерапии в рамках методов телесно ориентированной помощи. Формирование психической адаптации к событиям и последствиям экстремальных обстоятельств.

Для детей необходимо проведение проективные методы символических замещений: психодрама, куклотерапия, игротерапия, зоотерапия, продуктивные виды деятельности.

Психодрама как метод диагностики и психологической поддержки клиента.

Куклотерапия как метод диагностики и психологической поддержки клиента. Кукла как символическая проекция самого человека, работа с перевоплощениями, изживание навязчивых состояний посредством кукол. Возрасты, сензитивные к куклотерапии. Индивидуальные особенности отношения к куклотерапии. Дает возможность ребенку не чувствовать себя одиноким и незащищенным.

Игротерапия. Игрушка как средство диагностики и психологического сопровождения. Игрушки, адекватные экстремальной ситуации, в которой клиенты понесли физический и психологический ущерб. Необходимость использования специальных игрушек для диагностики и реабилитации жертв.

Зоотерапия. Эффективность взаимодействия человека с животными: реальная релаксация от телесного соприкосновения с некоторыми видами животных; компенсация проблем жертвы при антропоморфном восприятии животного и символическом взаимодействии с ним. Зоотерапия как метод диагностики, релаксации и психологического сопровождения клиента.

Символические замещения в условиях продуктивных видов деятельности в работе с пострадавшими от чрезвычайных обстоятельств. Работа с детьми и взрослыми в контексте многообразия продуктивных видов деятельности.

Стимульные материалы для продуктивных видов деятельности, предназначенные детям и взрослым. Материалы для настольных игр, материалы для рисования и лепки, книжки для раскраски, сказки, детские стишки, считалки, бормоталки и др. Диагностическая работа психолога в поле продуктивной деятельности ребенка. Особенности коррекционной работы с детьми и взрослыми. Подходы к реабилитации чувства личности у ребенка и взрослого.

Графические методы в психологической экспресс диагностике детей и взрослых, пострадавших от чрезвычайных ситуаций («Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур», «Дом-дерево-человек», «Моя семья», «Автопортрет», «Мой страх», «Рисунок на свободную тему» и др.).

Таким образом, была рассмотрена психологическая помощь в ЧС. Для начала, были проанализированы документы, регламентирующие деятельность психологической службы ГУ МЧС России и также рассмотрены субъекты при чрезвычайных ситуациях.

Была проделана работа, проводившаяся психологами: помощь в эвакуации людей из опасных районов, оказание психологической поддержки тем, кто вынужден находиться в пунктах временного размещения, работа по организации телефонов горячих линий, работа по снижению нервно-психического напряжения местного населения и самих спасателей. Также нужно отметить помощь со стороны волонтёров и военных, спасателей и людей, которые не оставляли в беде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Наводнение - затопление местности в результате подъёма уровня воды в реках, озёрах, морях из-за непрерывных и долгих дождей, бурного таяния снегов, ветрового нагона воды на побережье и других причин, которое наносит урон здоровью людей или приводит к их гибели, а также причиняет значительный материальный ущерб. Необходимо учитывать тип наводнения, масштаб, причины его возникновения, количественные показатели наводнения, а также дополнительные негативные факторы.

При внезапном поднятии уровня воды необходимо как можно быстрее занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к эвакуации по воде с помощью различных плавсредств или пешим порядком по неглубоким и небыстрым бродам. В такой обстановке не следует терять самообладания, надо подать сигналы бедствия спасателям. В светлое время суток сигналы подаются с помощью белого или цветного полотна, вывешенного на высоком месте, а в ночное время - электрическим фонарем, факелом. До прибытия помощи или спада воды необходимо оставаться на верхних этажах или крышах зданий, на деревьях и других возвышенных местах, что поможет обнаружить вас с помощью плавсредств или вертолетов. При подходе спасателей нужно спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности перейти в плавательное средство. Во время его движения следует строго выполнять указания экипажа, нельзя покидать установленных мест и садиться на борта.

К трагедии в Краснодарском крае привели последствия мощных ливней и наводнение достигло катастрофических масштабов. Погибли более ста человека. Десятки людей ранены. Материальные потери огромны. Сильный ливень начался в регионе 6 июля. За несколько часов выпала пятимесячная норма осадков.

Конечно же, в огромных масштабах был нанесен ущерб сельскому хозяйству, дачным участкам, населенным пунктам, населению в целом, но благодаря аварийно-спасательным службам России, Министерству обороны, МЧС, другим организациям, военнослужащим и волонтёрам, психологам в  спасательных операциях удалось предотвратить последствия этого стихийного бедствия.

Информация о работе Наводнение в Краснодарском крае 2012