Эмпатия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:37, реферат

Описание работы

Содержание понятия «эмпатия» определяется как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, переживать его состояния как свои собственные, сочувствовать ему. Именно эмпатия проявляется в тех эмоциональных ситуациях, когда, говоря словами В. А. Сухомлинского, «человек сердцем ощущает тончайшие движения сердца другого человека и отвечает на них собственными душевными движениями».

Работа содержит 1 файл

эмпатия.docx

— 74.19 Кб (Скачать)

    До 20-х годов ХХ века проводились  лишь единичные попытки исследования личности в составе и вне группы [12]. Позже эмпирическое направление исследований приобрело дальнейшее развитие, особенно в психологии и социологии.

    Теоретические построения не давали исчерпывающих  ответов на ряд вопросов, поэтому  эмпирическое направление получило мощны толчок к развитию. В те годы появилось 2 крупные работы - в Германии В.Меде и в  США Ф.Оллпорта.  Ф.Оллпорт  дал собственное определение группы как "совокупности идеалов, представлений и привычек,  повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и  существующих только  в  этих  сознаниях".  В то же время он отказывался рассматривать саму группу как объект исследования, мотивируя свою позицию тем, что отсутствуют адекватные методики исследования.

         В процессе дальнейшего накопления научных знаний и появления новых исследовательских методик возникло новое представление о группе. Группа рассматривалась как социальное образование, качественные характеристики которого существенно отличаются от характеристик индивидуумов, входящих в ее состав.

         В 30-е и 40-е годы ХХ психология малых групп получила новый толчок к развитию, благодаря ряду проведенных экспериментальных исследований в лабораторных условиях [13]. Тогда же были сделаны первые попытки разработать теорию группового поведения.

         Особую роль в развитии психологии малых  групп  сыграл  К. Левин. Он явился основоположником крупного направления, известного под названием "групповая динамика" [14].  Он руководил исследованиями Р.Леппита и Р.Уальта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения  в  процессе дискуссии и др. Он одним из первых  сделал попытку изучить вопросы  социальной  власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику жизни в малой группе.

         Вторая мировая война поставила перед психологами новую практическую задачу. В условиях боевых действий вопрос управления малыми группами встал особенно остро.

         К началу 70-х годов  в западной психологии выделялось девять основных подходов, определявших  развитие  психологии  групп [15],  таких,   как:   социометрическое направление,  психоаналитическая ориентация,   общепсихологический   подход, эмпирико-статистическое направление,  формально-модельный  подход, теория подкрепления.

         В нашей стране изучение малых  групп  (или  коллективов)  также имеет достаточно длительную традицию.

    Отдельные  эмпирические  наблюдения за групповым поведением людей в условиях интенсивных боевых действий содержатся в публикациях ряда участников русско-японской войны 1904-1905 гг. Однако решающая роль в становлении учения о психологии малых групп принадлежит В.М. Бехтереву и А.С. Залужскому.

         После гражданской войны особый интерес психологи проявили к проблеме лидерства в малых группах [16]. Этой проблемой занимались, в частности П.П.Блонский  и Д.Б.Эльконин, чьи  взгляды  на  некоторые аспекты  лидерства  (типологию,  роли,  механизмы,  динамику) не потеряли актуальности и в наши дни.

         30-40-е  известный педагог А.С.Макаренко напечатал ряд своих трудов по проблеме перевоспитания трудных подростков. Основным фактором перевоспитания Макаренко считал коллектив. Основываясь на личном опыте, Макаренко в своих работах раскрыл важнейшие принципы исследования группы.

         В исследованиях  разнообразно  представлена    организация,  структура  и  управление   (включая   руководство   и лидерство) малой группы [16], регулирование поведения,  сплоченность,  психологический климат,  мотивация   групповой   длительности,   эмоциональные   и   деловые отношения, личность в динамике приобретения качественных  новообразований наряду с развитием самой группы.

        В послевоенные   годы   исследовательские работы носили в основном эмпирический характер. Активно изучался опыт западных специалистов в вопросе изучения малых групп. В этот период происходит формирование  социально-психологических  центров, которые занимались вопросами функционирования малых групп в различных условиях (производство, спорт, образование, условия повышенной опасности и риска для жизни) [17].

         В 70-е годы ХХ века начался 2 этап в развитии  отечественной групповой психологии. Появилось несколько новых крупных исследовательских подходов, наиболее известными из которых явились 2 концепции коллектива: стратометрическая и параметрическая [18]. Обе концепции имеют под собой основательную эмпирическую базу по широкому кругу вопросов, связанных с психологией малых групп. Значительно расширился круг проблем, которые решали исследования малых групп,  появились разделы,  связанные   с   управлением, межгрупповыми отношениями, групповой сплоченностью и эффективностью, психотерапией.

         На 3 этапе  (80-егоды)  продолжалась разработка и решение методологических   задач   групповой психологии, велась обширная теоретическая работа. Появляется  ряд публикаций  по некоторым   вопросам   групповой психологии: руководству и лидерству, групповой интеграции  и  эффективности, социально-психологическому  тренингу,  психологическому  климату,  поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.

 

1.2. Межличностные отношения как социальная активность

    Среди специалистов нет единого мнения о том, какую роль играют межличностные  отношения в системе общественных отношений.

    Многочисленные  исследования подтверждают, что межличностные  отношения являются вполне самостоятельными. Это особый род связей, возникающий  внутри системы общественных отношений.

    При таком  подходе становится очевидным, что межличностные отношения являются передаточным звеном влияния всего общества на отдельно взятого индивида. Хотя и сами межличностные отношения обусловлены общественными. На практике межличностные отношения трудно отделить от общественных, их невозможно рассматривать по одиночке.

    Такая структура отношений порождает  одно следствие. Каждый участник воспринимает межличностные отношения как  единственные, т.е. индивид ставит между  ними знак равенства. Любые межличностные отношения являются частью общественных, и на каком-то этапе формируют (влияют) общественные отношения. Хотя часто люди этого факта не осознают.

    Некоторые моменты общественных отношений воспринимаются их участниками как их межличностные связи. Это происходит на уровне обыденной повседневной жизни (например, характеристика окружающих – добрый сосед, хитрый торговец и т.д.) Исходя из такой трактовки строится объяснение взаимоотношений. С одной стороны, это верно, с другой же стороны общественные отношения не могут существовать сами по себе, вне межличностных. Поэтому возникает двойственность – каждый участник отношений исполняет две роли – обезличенную социальную и роль самобытной личности. Поэтому в системе групповых связей можно применять понятие “межличностная роль”. Важно то, что основное внимание здесь уделяется не его объективному месту в данной системе, а тому месту, которое он занимает на основе индивидуальных психологических особенностей личности.

    Природа межличностных отношений сильно отличается от природы общественных отношений. Важнейшая их черта – это эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения рассматриваются еще и как фактор психологического внутригруппового климата. Межличностные отношения возникают на основе чувств, которые испытывают друг к другу члены. Различают 3 вида (уровня) проявлений эмоций личностью: аффекты, эмоции и чувства. В межличностных отношениях присутствует все три выше названных вида.

    Социальная  же психология заостряет внимание обычно только на одном компоненте – чувствах, хотя сам термин строго не определен. Набор чувств практически безграничен. Однако выделяют 2 большие группы чувств:

    1) конъюнктивные сближающие людей, объединяющие чувства. В случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

    2) дизъюнктивные чувства разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая. По отношению к ней не возникает желания к сотрудничеству.

    Интенсивность чувств обеих групп может отличаться. Но уровень их развития не может быть для групп безразличным.

    Однако, в характеристике группы нельзя опираться только на анализ этих межличностных отношений. На практитке отношения между людьми не возникают только на основе эмоций. Некоторые отношения определяются самим видом совместной деятельности. Поэтому в группе возникает ряд отношений, как межличностных, основанных на эмоциях, так и общественных, опосредованных общим видом деятельности.

    Именно  анализ связи общественных и межличностных отношений определить то место, которое занимает общение в системе связей человека с внешним миром.

    В целом, решение проблемы общения в рамках отечественной социальной психологии стоит особняком. В традиционной социальной психологии само понятие “общение” не имеет точного аналога. Это связано с тем, что содержание его рассматривается в теории деятельности. Отечественная социальная психология рассматривает проблему общения иначе.

    Оба вида отношений, как общественные, так межличностные реализуются посредством общения [21]. То есть, причина возникновения общения – в материальной жизни. Через общение реализуется и система отношений человека. Система отношений человека не исчерпывается только межличностными контактами. В более широкой социальной системе его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, а более сложной системой связей, которые также реализуются через общение. Человеческое общество без общения просто не сможет существовать. Общение здесь выступает как системообразующий признак – оно сплачивает людей (общество), оно же является способом развития каждого отдельного индивида.

    Для каждого  ряда отношений существуют свои особые формы общения. Общение в процессе межличностных отношений больше является предметом изучения социальной психологии, в то время как межгрупповое общение исследуется в социологии. Общение, является вынужденной мерой, вытекающей из совместной деятельности людей, поэтому оно имеет место в самых разнообразных случаях межличностных отношений. Это значит, что общение присутствует независимо от отношения людей друг к другу (положительного или отрицательного). Даже если межличностные отношения носят крайне острый и негативный характер, общение присутствует. Вопрос лишь в том, как оно будет строиться. То же справедливо и для общественных отношений. Даже если группы полностью антагонистичны друг другу, они вынуждены общаться.

    Как член и представитель некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы, реализуя два рода отношений: и безличные, и личностные. Даже деньги при купле-продаже могут выполнять роль общения в системе общественных отношений. А обращение к продавцу является примером межличностного общения, и здесь средством общения является речь. На первом плане стоит непосредственное общение, но за ним стоит общение, навязанное системой общественных отношений (в случае с куплей-продажей это отношения товарного производства). Социально-психологический анализ обычно не рассматривает общение, навязанное общественными отношениями, но в реальной ситуации оно присутствует всегда. И хотя данный вид общения является предметом изучения социологии, при социально-психологическом анализе его также необходимо учитывать.

    Общение представляет собой сложное явление. Поэтому, чтобы проанализировать каждый его элемент, необходимо определить его структуру. Структура общения может рассматриваться под различным углом, но для социальной психологии имеют значение 3 стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

    Коммуникативная сторона, или коммуникация, заключается в обмене информацией между общающимися людьми.

    Интерактивная сторона состоит в организации взаимодействия между общающимися людьми. Происходит обмен не только информацией, но и какими-либо действиями. Перцептивная сторона общения определяется как процесс восприятия и познания друг друга общающимися людьми, что служит основой для установления взаимопонимания. Данная структура достаточно условна. В реальности каждая из этих сторон не может существовать сама по себе, без двух других. Выделение их производится только с целью анализа и разработки схемы исследований и экспериментов. Указанные стороны общения выявляются в малых группах, при непосредственном контакте между людьми.

 

    1.3. Дружба и ее значение

    Еще Аристотель пытался дать определение  понятию дружбы. Он описал различные  типы дружбы, чтобы выделить среди них истинную дружбу. Аристотель различал дружбу [22], основанную на интересе, и дружбу благородную. По его понятиям, только благородная дружба имела право считаться настоящей. Еще Древней Греции отношения, связывающие двух деловых людей, не рассматривались как дружба, а как заинтересованность в успехе общего дела. Дружба между политическими деятелями также часто рассматривалась как способ политических целей.

Информация о работе Эмпатия