Эмпатия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:37, реферат

Описание работы

Содержание понятия «эмпатия» определяется как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, переживать его состояния как свои собственные, сочувствовать ему. Именно эмпатия проявляется в тех эмоциональных ситуациях, когда, говоря словами В. А. Сухомлинского, «человек сердцем ощущает тончайшие движения сердца другого человека и отвечает на них собственными душевными движениями».

Работа содержит 1 файл

эмпатия.docx

— 74.19 Кб (Скачать)

  Введение

  Содержание  понятия «эмпатия» определяется как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, переживать его состояния как свои собственные, сочувствовать ему. Именно эмпатия проявляется в тех эмоциональных ситуациях, когда, говоря словами В. А. Сухомлинского, «человек сердцем ощущает тончайшие движения сердца другого человека и отвечает на них собственными душевными движениями».

  Всегда  существует потребность в сопереживании  и сочувствии другим людям, в «эмоциональном созвучии» с ними. Ориентация в  эмоциональном настрое других людей  предстает как необходимое условие  нашей жизни. Появляется возможность  для обобщения — в психологии эмпатия рассматривается и как свойство личности, и как эмоциональная форма познания другого человека, и как потребность.

  Эмпатия не окончательная детерминанта поведения человека. Она зависит от направленности личности в целом, от ее мировоззрения и уровня нравственного развития.

  эмпатия клиент психотерапия

  Заключение

  Общепринято мнение о том, что эмпатия терапевта вносит вклад в построение отношений сотрудничества между психотерапевтом и пациентом. Поскольку терапевтическая эмпатия предполагает уважение к внутренней системе координат пациента и подразумевает необходимость реакции подтверждения с его стороны логично заключить, что прямым ее следствием будет также разделение власти в терапевтических отношениях. Существуют разные мнения по этому поводу. Сторонники равенства в терапевтических отношениях и самораскрытия терапевта отвечают утвердительно. Существуют и те, кто хотя и разделяют мнение о важности сотрудничества и определенного рода партнерства в терапевтической диаде, все таки считают, что близость (то есть, риск проявлять эту потребность) в психотерапии имеет, по крайней мере, по большей части, односторонний характер. Равенство в терапевтических отношениях возможно примерно в той же степени, в какой это имеет место в отношениях между родителем и ребенком - мнение, которое напоминает нам о роли переноса в терапевтическом процессе. Очевидно, что доступ к приватной информации пациента, который терапевт обретает через эмпатию, выступает в качестве источника его власти и влияния в терапевтических отношениях. Вместе с тем, последовательная эмпатия терапевта служит своего рода гарантией, обеспечивающей пациента верой в то, что следствием его открытости эмпатии терапевта будет получение от него заботы, а не злоупотребление данной ему властью.

  Еще одни важный вопрос, имеющий непосредственное отношение  к роли эмпатии в терапевтической коммуникации - критичное отношение пациента к себе и своему опыту. Смягчение критического отношения пациента к собственным переживаниям и психическим процессам, на мой взгляд, является одной из важнейших функций эмпатии в терапевтическом процессе. Эмпатическое обращение терапевта к переживаниям пациента обеспечивает пациента защитой от собственного внутреннего критика, который может уничтожить процесс обращения внутрь себя, назвав его бессмысленным, нелепым или неуместным. Благодаря эмпатическому обращению терапевта к источнику переживаний пациента он (через самоэмпатию) входит в резонанс с собственным переживанием, и может более ясно выразить то, что было до селе неясным и спутанным. Непосредственный опыт того, как сам терапевт реагирует на ошибки и обнаружение ограничений собственных способностей - еще один шанс смягчения самокритики пациента. Терапевты, которые признают свои ошибки обеспечивают пациента примером того, как можно принимать свои недостатки и обращаться с возникающими в отношениях проблемами непонимания. Конструктивное разрешение переживаний непонимания вносит вклад в принятие пациентом собственного несовершенства и большему доверию в отношениях с людьми. 

Феномен эмпатии тесно связан с эмоционально-познавательными и психологическими качествами личности и проявляется прежде всего в общении. В многоплановом процессе общения выделяют главные функции: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная функция обеспечивает обмен информацией  индивидуально или через средства массовой информации (СМИ) без ограничений  во времени и пространстве и является необходимым условием преемственности  развития генераций, мирового прогресса. Обмен информацией предполагает и определенное влияние на людей, их поведение, характер деятельности, общественное сознание, т.е. реализуется  функция воздействия или интерактивная  функция. Проблема эффективности влияния  СМИ на аудиторию, индивида является одной из ведущих в современной  теории массовой коммуникации. Под  этим понятием чаще всего понимают изменение поведения, представлений, мыслей читателя, слушателя или телезрителя, вызванных действием СМИ. В открытых обществах СМИ влияют прежде объективностью подачи новостей и инициированием дискуссий. В Украине, по словам Александра Майбороды (газета "День"), "слишком много газет и журналов стали рупорами субъективных взглядов своих спонсоров и предвзятыми участниками дискуссий". Согласно опросу, который провел Киевский центр политических исследований и конфликтологии, свыше 67 процентов журналистов в регионах считают, что имеют реальные, хотя и ограниченные, возможности влияния на местную политику. А тех, кто верит в возможность своего влияния на общественное мнение, – 92 процента. Таким образом, личность самого журналиста и его роль в СМИ слишком весомыми в осуществлении такой функции общения – перцептивной (функции восприятия), то есть, анализируя представленную информацию в прессе или теле / радиопередачи, человек воспринимает услышанное через образ самого журналиста, его интеллектуально-психологические качества, внутренний мир, отношение его к происходящему. В свою очередь, перцептивная функция в современной психокомуникативистици предусматривает также способность журналиста воспринимать мир глазами других, понимать его так, как они, анализировать факты из их позиций, высказывать свои оценки и предоставлять возможность продискутировать представленную им информацию. Итак, речь идет об одной из главных граней журналистского творчества – феномена эмпатии – способности понимать мысли, чувства и потребности людей, чутко углубляться в суть события, явления и т.п., глубоко чувствовать состояние другого человека или группы людей, воспринимать и понимать их поступки.

Слово "эмпатия" происходит от греческого "patho", что означает глубокое, сильное, чувствительное чувство (ощущение), близкое к страданию. Префикс "еm" означает направлен (направлен) внутрь. Эмпатию изучали такие авторитетные исследователи, как К. Роджерс, К. Рудестам, Е. Мелибруда, Г. Андреева, Г. Перепечин и др. Они единодушны в том, что эмпатия проявляется прежде всего в общении. Единого определения данного понятия в научных исследованиях нет. Г. Перепечин подчеркивает, что зачастую повторяются четыре дефиниции эмпатии: 1) понимание чувств, потребностей других, 2) глубоко чувствительное восприятие события, природы, искусства, 3) аффективно связь с другими; чувство состояния другого лица или группы, 4) свойство (черта) психотерапевта.

Изучением эмпатических способностей до недавнего времени преимущественно занимались исследователи социальной психологии и психотерапии. В последние годы феномен эмпатии рассматривают как важный фактор профессионализма журналиста. Различают эмпатию когнитивную и эмоциональную. В журналистской деятельности предпочитают когнитивной (интеллектуальной), поскольку эмоциональная эмпатия обязательно предполагает проживание вместе и сожаление, что, по мнению некоторых исследователей, приводит субъективный подход к освещению темы. Трудно согласиться с этим тезисом, поскольку журналист всегда апеллирует не только к разуму конкретного человека, но и имеет целью повлиять на ее почутття, информируя, например, о войне в Чечении, экологические проблемы, человеческие трагедии и т.д. Информация без всякого анализа уже своим содержанием вызывает определенные эмоции, формируя одновременно определенное отношение к сообщаемых.

Исследования  в области эмпатии условно разделяют на диагностические (измеряют уровень эмпатических способностей) и психотехнические (разрабатывают методики развития эмпатических способностей). Практическое применение этих результатов на факультетах журналистики способствовать самосовершенствованию и самовоспитанию будущих специалистов. На факультете журналистики Львовского национального университета имени Ивана Франко методики тестов, которые позволяют проследить динамику психологических феноменов личности, уровень эмпатических способностей и их развитие, активно используются в учебном процессе.

Ощущение  и восприятие относятся к важным познавательных процессов. Ощущение развиваются в онтогенезе (термин ввел немецкий биолог Э. Геккель. Греческое on (ontos) означает естество и … генез – индивидуальное развитие организма, совокупность преобразований, которые испытывает организм от зарождения до конца жизни) и могут совершенствоваться под действием специальных упражнений. Восприятие существенно отличается от ощущений. Ему свойственны предметность, целостность, константность, структурность и даже обобщенность.

В высшие познавательных процессов относятся мышление, воображение, речь, во многом определяют сознание личности. Психологи разработали тесты  исследования аналитичности и рефлексивности мышления, производительности и индивидуальных особенностей воображения, творческого воображения, ригидности речи, темпа устной речевой деятельности, еготизму диалогической речи, уровня эгоцентризма, эмоционального видгукування, умственных способностей и др. Большинство из названных методик дают моживисть развивать эмпатического способность студентов-журналистов при условии их эффективного применения.

МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ Психологи-практики

Социальные-экономические преобразования в Украине обуславливают значительные изменения в системе профессионального образования. "Наше настоящее требует от национальной высшей школы вообще и от каждого учебного заведения, опираясь на лучшие традиции и достижения профессионального образования и психолого-педагогической науки, кардинально пересмотреть сам подход к организации учебно-воспитательного процесса, к содержанию профессиональной подготовки и воспитания студенческой молодежи, к разработки и внедрения перспективных технологий обучения "(1, C.226). В связи с решением задач реализации идеи создания национальной системы социально-психологической службы актуальной является подготовка высококвалифицированных специалистов в области практической психологии. Особенности общественной жизни ставят жесткие требования к личностным и профессиональным качествам психолога-практика. Проблема образовательно-квалификационной характеристики современного психолога, построение модели его личности активно Исследуется учеными (2,3,4,5,6).

Существующая  система подготовки практикующего  психолога ориентирована главным  образом на овладение им определенной системой теоретических знаний, специальных  умений и техник. Однако успех профессиональной деятельности психолога зависит  в большой степени от его личностных характеристик: системы ценностей, психологической культуры, самосознания, социально-перцептивного интеллекта т.д. Поэтому наряду с мировоззренческой и профессиональной подготовкой будущих специалистов особое значение приобретает личностная подготовка психолога-практика, целью которой является формирование профессионально значимых качеств личности, ее гуманистической направленности, психологической культуры, способности к профессиональной идентификации (6, с.242-248).  
 
 
 

  Библиографический список

  1.  Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

  2.  Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.

  3.  Джендлин Ю. (1993). Субвербальная коммуникация и экспрессивность терапевта: тенденции развития клиент-центрированной психотерапии. Московский психотерапевтический журнал. №3

  4.  Кан М. (1997). Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. Б.С.Л.

  5.  Куртис Х. (2001). Концепция терапевтического альянса: расширение границ Журнал практического психолога. № 1-2.

  6.  Роджерс К. (1994). Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. Прогресс.

7.  Ягнюк К.В. Анатомия терапевтического воздействия: типология техник. // Журнал практического психолога. 2001. №5-6

    СОДЕРЖАНИЕ 
 

    Введение 2

    РАЗДЕЛ 1. Эмпатия как свойство личности человека 3

    1.1 Понятие  и виды малых групп 8

    1.2 Межличностные  отношения как социальная активность 14

    1.3 Дружба  и ее значение 19

    Выводы 22

    РАЗДЕЛ 2. Исследование влияния эмпатии

    на дружеские  отношения 23

    2.1 Методика «Исследование уровня

    эмпатийных тенденций» 24

    2.2 Методика «Социометрия» 27

    Выводы 29

    Заключение 30

    Литература 32

    Приложения 35

 

Введение 

    Поскольку каждый член современного общества входит в состав той или иной малой  группы, понимания динамики отношений, которые складываются внутри коллектива, является крайне важным для успешного  функционирования социальной системы.

    Актуальность:

     Социально-психологические  исследования, подобные этому проливают  свет на закономерности поведения  человека в  различных условиях  деятельности  и в разнообразных   коллективах. Знание причин и  факторов, которые приводят к  тому или другому психическому  феномену позволяют улучшать  работу собранных в одну группу  людей, понижать стрессовые воздействия  на каждого отдельного члена  коллектива.

    Объект:

Информация о работе Эмпатия