Эмпатия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:37, реферат

Описание работы

Содержание понятия «эмпатия» определяется как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, переживать его состояния как свои собственные, сочувствовать ему. Именно эмпатия проявляется в тех эмоциональных ситуациях, когда, говоря словами В. А. Сухомлинского, «человек сердцем ощущает тончайшие движения сердца другого человека и отвечает на них собственными душевными движениями».

Работа содержит 1 файл

эмпатия.docx

— 74.19 Кб (Скачать)

    Объектом  исследования является  взаимосвязь  между уровнем развития эмпатии человека, и формированием им  дружеских диад с членами своего коллектива.

    Предмет:

    Предметом исследования выступила выборка  из десяти человек,  состоящая из членов одного коллектива.

    Цели:

    Задачами  работы является обработка теоретического материала, посвященного данной проблеме,  а также обнаружение с помощью  тестовых методик закономерностей между уровнем эмпатичности и формированием дружеских диад в малых социальный группах.

 

    

    РАЗДЕЛ 1. Эмпатия как свойство личности человека 

    Эмпатия - это термин, который применяется в психологии для обозначения способности человека сопереживать чувствам другого, причем это происходит непроизвольно. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику значит посмотреть на ситуацию его глазами, уметь понять его общее эмоциональное состояние.

    Термин  «эмпатия» [1] ввел в психологию Э.Титченер. Он понимал под ним внутренние психические процессы, результатом которых становится интуитивное понимание эмоционально-психологического состояния другого человека. В современной психологии существует несколько определений термина "эмпатия":

    – понимание внутреннего состояния и чувств другого человека;

    – эмоциональное сопереживание другому;

    – проецирование чувств и ситуации другого человека на себя (принятие роли).

    Важной  стороной эмаптии является способность человека именно принимать на себя роль другого. Это позволяет сопереживать не только раеельным людям, но и вымышленным персонажам художественных произведений. Также доказано, что способность к эмпатии развивается с ростом личного жизненного опыта.

    Наиболее  ярко эмпатию можно наблюдать в работе профессиональных актеров, которые вживаются в образ своего героя и ведут себя в заданной ситуации так, как это сделал бы он. В свою очередь, задача актера состоит в том, чтобы дать зрителю возможность тоже вжиться в образ своего персонажа, представить себя на его месте.

    Как эмоциональная реакция на переживания  другого человека, эмпатия проходит разные уровни организации психики – от рефлекторного до высшего, уровня личности. Но следует отличать эмпатию от таких эмоций, как симпатия и сочувствие. Эмпатия – это не симпатия, а умение понять состояние собеседника и представить себе то, что он сейчас переживает.

    Категория эмпатии используется во многих разделах современной психологии, но особенно активно исследуется в гуманистической психологии и позитивной психологии.

    Гуманистическая психология рассматривает эмпатию как базу для возникновения всех позитивных межличностных отношений. Карл Роджерс, основатель клиент-центрированной терапии, определяет эмпатию как "точное восприятие внутреннего мира другого человека и связанных с ним эмоций и смыслов, как если бы вы были тем человеком, но без утраты этого „как если бы". Роджерс считает эмпатию неотъемлемым условием успешной терапии, которое тесно связано с двумя другими – подлинностью (искренностью) терапевта и его позитивным отношением к пациенту.

    Позитивная  психология рассматривает эмпатию как одно из высших качеств человека, ставя ее в один ряд с такими позитивными качествами как оптимизм, мужество и т.д. Эмпатия рассматривается как свойство личности, которое может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный [3] (способность эмоционально реагировать) и активно-деятельностный (способность к соучастию) характер.

    Проявления  эмпатии наблюдаются уже на ранних этапах онтогенеза. Например, поведение ребенка, который начинает плакать потому, что где-то рядом заплакал другой ребенок. Данный вид эмпатии определяется как недифференцированная эмпатия, так как ребенок еще не способен отделить свое эмоциональное состояние от состояния другого. Среди ученых нет единого мнения насчет того, является ли эмпатия врожденной или приобретается в ходе развития [4]. Однако не поддается сомнению тот факт, что условия воспитания влияют на развитие способности сопереживать. К примеру, многое зависит от семейного климата. Если в семье нормальные взаимоотношения, то ребенок из такой семьи с большей вероятностью будет проявлять эмпатию по отношению к окружающим.

    Некоторые исследования показали, что сопереживание, связанное с положением другого  человека, пробуждает положительную  мотивацию, то есть стремление ему помочь.

    Эмпатия является частью эмоциональной жизни и отвечает за социальные навыки. Исследователи Р.Бар-Он, С.Стайн и Г.Бук заинтересовались тем, почему одни люди, обладающие высоким уровнем интеллекта, часто добиваются меньших успехов в жизни, чем люди со средними способностями. В 1996 был представлен тест-опросник для оценки "эмоционального интеллекта" (EQ Inventory), а также предварительные результаты тестирования, которое производилось по всему миру. По этим данным был сделан ряд выводов: существует связь между уровнем развития эмоциональной сферы человека и его успехами, расовых различий в развитии эмоциональных способностей не наблюдается, эмоциональные способности можно развивать. Женщины и мужчины по уровню эмоционального интеллекта не различаются, но у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин – эмпатии и социальной ответственности.

    Эмпатия не является стойким фактором, это – процесс, в результате которого реализуются контакты, и человек способен удовлетворить свои потребности. Общение воздействует также на нейрохимическое состояние каждой из общающихся сторон. Если данная функция нарушена, то автоматически нарушается и способность к эмпатии. Возникает замкнутый круг зависимостей. Чем больше развита у человека способность к эмпатии, тем больше он стремится к общению и наоборот. А чем больше (меньше) человек общается, тем лучше (хуже) развивается его способность к сопереживанию. Человек с низким уровнем сопереживания избегает общения, что влияет на его процесс идентификации. Такой человек замыкается в себе, ощущает внутреннюю пустоту, приобретает склонность к бесцельному рассуждательству. Недостаток сенсорных и эмоциональных раздражителей часто приводит к психозу [5]. Человек становится сверхрационален, так как в его мышлении и принятых решениях эмоциональная составляющая попросту отсутствует. Иногда, под действием стресса, его эмоциональная составляющая повышается или приходит в норму, но позже все возвращается в исходную точку.

    Тогда человек старается вновь повысить свой эмоциональный уровень, зачастую путем принятия специальных медикаментозных  средств или занимаясь так  называемыми "экстремальными" видами деятельности. Осознанно подвергая  себя риску, употребляя различные стимулирующие  средства, человек пытается вновь  пережить острые эмоции (страх, радость, удовольствие, гнев).

    Александер в своей работе "Заметки об отношении комплекса неполноценности к комплексу вины"(1938), четко разграничивает психологию чувства вины и психологию чувства неполноценности (стыда). До того времени в специальной литературе между терминами вина и стыд ставился знак равенства. Александер указывает, что у них различное эмоциональное наполнение и, как следствие, различные функциональные результаты. Чувство вины трактуется как реакция самого человека на совершенное им неверное действие по отношению к другому, что якобы вызывает у него стремление понести заслуженное наказание. Само же чувство вины имеет парализующий эффект, гася дальнейшую агрессию. Стыд же рассматривается как ощущение слабости, унижения. Психологическая же реакция на стыд [6] противоположна реакции на чувство вины - она стимулирует агрессию. Чтобы побороть чувство стыда, человек стремится доказать, что он не слаб. По некоторым данным, стыд [7] - это примитивная реакция, которая присутствует даже у животных. Чувство же вины возникает только тогда, когда у человека развита совесть, то есть, когда у него присутствуют какие-либо моральные ценности.

    Тут снова может возникнуть замкнутый  круг. Импульсы агрессии и враждебности вызывают чувство вины; в свою очередь, оно не дает человеку самоутвердиться  в конкуренции с другими. Невозможность такого самоутверждения вызывает агрессию и враждебность, которые вновь будут подавлены чувством вины.

    Так, культура Японии строится на чувстве стыда, а культура, например, США базируется на чувстве вины. В качестве иллюстрации можно сравнить криминогенную обстановку в обеих странах. В Японии гораздо ниже как общий уровень преступности, так и процент совершенных тяжких преступлений, в то время как США по данным показателям занимают лидирующие позиции в мировом рейтинге. Некоторые ученые (Эйбл-эйбесфельд) объясняют подобную ситуацию так называемым "культуральным корсетом".

    Таким образом, возможно сделать вывод, что к формированию агрессивного поведения [8] имеют отношение особенности взаимодействия биологического фактора и фактора социальной среды.

 

    1.1. Понятие и виды малых групп

    Большая часть всех исследований социальной психологии проводится именно на малых  группах. Причин этому несколько. Человек основную часть своей жизни так или иначе проводит в составе малых групп [9]: в семье, компании друзей, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Поэтому именно малые группы оказывают решающее влияние на формирование качеств личности, а значит, личность в отрыве от группы изучать бессмысленно. Малая группа – это то, через что поддерживаются связи личности с обществом. Только посредством группы общество может влиять на личность и наоборот. В социальной психологии малые группы являются основным объектом эмпирических исследований и экспериментов. Основное же направление практического применения знаний и методик социальной психологии – это решение вопросов формирования и развития малых групп, разработка групповых методик обучения и совместной деятельности, а также методик групповой психокоррекции.

    Малые группы служат объектом исследования не только для социальной психологии, но и для социологии и общей психологии. Главное различие состоит в определении предмета исследования. Социология изучает малые группы с точки зрения их объективных социальных признаков, не принимая во внимание личностные качества состава группы. Общая психология рассматривает группу как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний [9]. Социальная психология изучает психологические явления, возникающие непосредственно в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах. Внимание уделяется не характеристики отдельных индивидов, а именно внутригрупповым взаимоотношениям.

    Понятие малой группы требует указать  хотя бы примерную ее численность, так  как наряду с этим понятием существуют еще понятия больших и средних групп. Численность малой группы – ее нижние и верхние границы – определяется ее качественными признаками. Основные из данных признаков -  это: контактность (возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом) и целостность (социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, что позволяет рассматривать их как единое целое).

    Большинство специалистов сходятся на том, что нижний предел размеров малой группы составляет 3 человека, так как в группе из 2 человек (диаде) имеют место особые социально-психологические процессы. Верхний предел определяется исходя из ограничений, которые накладываются качественными признаками самой малой группы. Он оценивается в 20-30 человек. Оптимальный же размер группы зависит от рода выполняемой деятельности и лежит в пределах 5—12 человек. В группах, меньших по размеру, быстрее происходит социальное пресыщение, группы, большие по размеру, легче дробятся на более мелкие [10]. Поэтому выделяются первичные, то есть наименьшие по составу и неделимые группы, и вторичные, которые формально представляют собой единую общность, но в своем составе имеют несколько первичных групп.

    Так как малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов, нужно различать искусственные (или лабораторные) группы, которые создаются преднамеренно для решения узкого круга исследовательских задач, а также естественные группы, которые возникают и существуют сами по себе, независимо от воли исследователей.

    Поэтому нужно иметь ясное представление, на каких объектах и в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные данные и закономерности и в какой степени знания, полученные в искусственных условиях, могут быть применены для объяснения, прогнозирования и управления психологическими процессами в естественных малых социальных группах.

    Э.Мэйо предложил ввести еще одно разделение среди малых групп. Он делит их на формальные и неформальные. Членство в формальных группах определяется какими-либо предписаниями и договоренностями. Пример таких групп – первичные коллективы подразделений различных организаций. Такие малые группы представляют собой элемент структуры общества, цель их создания - удовлетворение общественных потребностей. Основная сфера активности индивидов в такой малой группе – совместная деятельность.

    Неформальные  группы возникают на основе внутренних потребностей их участников в общении, понимании и т.д. Пример неформальной малой группы – компания друзей, влюбленная пара, различные неформальные объединения. Основное отличие между формальной и неформальной группой лежит в механизме ее образования и в характере внутригрупповых межличностных отношений [11]. Однако, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать в среде формальных объединений. В свою очередь группы, возникшие как неформальные, каком-то этапе могут приобрести формальный характер.

Информация о работе Эмпатия