Cоциально-психологические факторы и механизмы развития творческих способностей у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить социально-психологические факторы и механизмы развития творческих способностей у студентов специальности «Организации работы с молодежью».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
Изучить понятие способностей
Раскрыть понятие творческие способности
Выявить социально-психологические условия формирования творческих способностей студенческой молодежи.
Исследовать особенности творческих способностей студентов специальности «Организации работы с молодежью».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ.
Общее понятие о способностях…………………………………………..5
Определение понятия творческих способностей……………………….11
Социально-психологические факторы развития творческих способностей у студентов………………………………………………13

ГЛАВА II. ИССЛЕОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ».
2.1. Методы и организация исследования........................................................16
2.2. Анализ проведенного исследования и обработка результатов…………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………23
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ С………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая светы.docx

— 79.03 Кб (Скачать)

   В анкетировании учувствовало 25 человек  в возрасте от 17 до 20 лет.  

   В первой главе мы теоретически разобрали, что же такое творческие способности  и что способствует их развитию. Исходя из этого, нами было проведено тестирование. Для выявления уровня развития творческих способностей был использован тест  "Ваш творческий потенциал" (приложение А). На наш взгляд, в тесте подобраны самые важные вопросы, которые выявляют уровень творческих способностей. В тесте 18 вопросов, на каждый вопрос четыре варианта ответа, студент должен выбрать один из предложенных. Когда молодые люди ответят на все вопросы, им нужно суммировать число баллов, получившихся при прохождении теста. Баллы соответствуют определенному ответу. В ходе, теста выяснилось, что студенты второго курса специальности «Организации работы с молодежью» обладают либо высокими творческими способностями, либо способностями нормального уровня. Еще мы узнали, что степень развития творческих способностей у студентов второго курса «Организации работы с молодежью», не влияет на степень посещаемости студентами тех мероприятий, которые являются вне учебной деятельности.  
 
 
 
 

    1. Анализ проведенного исследования и обработка результатов

   Анализ  особенностей творческого потенциала студентов специальности «организация работы с молодежью»

   Для выяснения творческого потенциала студентов специальности «организация работы с молодежью» была использован тест, в которой приняло участие 25 студентов второго курса данной специальности.

   На  поставленный нами вопрос, о том, «Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен» 17 респондентов согласились с этим утверждением, 5 респондентов исправили в окружающем мире только бы «кое - что», и только троих студентов устраивает то, что есть на данный момент. Это означаю то, что не все так хорошо как кажется в жизни, если из 25 студентов только троих устраивает, то, что происходит в повседневной жизни. А так как большинство респондентов ответило, что окружающий мир может быть улучшен, то студенты готовы сами принять участие в его изменении (диаграмма 1).

   

   44%  студентов уверены в своих дальнейших возможностях то, что они смогут играть столь важную роль, что бы что-то принципиально изменить в окружающем мире.

   Из  десятого вопроса видно, что большинство  студентов амбициозны, а это значит, они стремятся занять место в обществе отличное от текущего, выражающееся в статусе.

     Анализируя анкетирование, нами была доказана выдвинутая гипотеза, о том, что у большинства студентов, обучающихся на этой специальности нормальный творческий потенциал.

   Из 25 опрошенных студентов 28%  обладают высоким творческим потенциалом. В  них заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет  студентам богатый выбор возможностей. Если на деле они могут применить  свои способности, то студентам доступны самые разнообразные формы творчества.

   Большинство же студентов, а это 72%,  обладают нормальным уровнем творческого  потенциала. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у этих студентов есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, те студенты, которые  обладают нормальным уровнем творческого  потенциала, могут  творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают (диаграмма 1).

    диаграмма 2. 

   Так же анкетирование показало, что студентов, в этой группе у которых творческий потенциал ниже среднего, вообще нет.

   Результаты  анкетирования и таблица с  опросом, в которой студенты отметили те мероприятия, которыми они интересуются, показали то, что не зависимо от уровня развития творческого потенциала молодые люди активно принимают участие вне учебной деятельности.

   Творческие  способности раскрываются только у  тех студентов, кто желает этого. И на наш взгляд,  для студентов  специальности «Организации работы с молодежью»  существует множество  вариантов как этому содействовать. Во – первых, на данной кафедре теплые и дружеские отношения, как у студентов, так и у преподавателей, что способствует чувствовать себя как «дома». Во – вторых, на базе этой специальности работает педагогический отряд «Молодежный», который поможет реализовать творческие способности каждого студента, кто вступил в педагогический отряд. Через «Молодежный» многие студенты смогли трудоустроиться на летнее время. В – третьих, кафедра организует много интересных  мероприятий, которые способствуют сплочению студентов всех курсов и преподавателей. Например, к таким мероприятиям относятся осенние сборы, новогодний корпоратив, весенние сборы и многие другие повседневные мероприятия. В – четвертых, на факультете проходит много мероприятий, в которых можно так же принимать участие.

   Таким образом, мы выяснили, что у студентов высокий уровень творческих способностей и у студентов есть множество вариантов, где их можно реализовать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной работе была предпринята попытка  изучения проблемы творческих способностей. Для этого были рассмотрены понятия  способностей, творческих способностей, а также особенности творческих личностей.

     В результате анализа имеющейся по данной теме литературы можно прийти к выводу, что изучаемый вопрос охватывает множество взаимосвязанных  проблем, не имеющих однозначного определения, поэтому в нашей работе приводятся различные, часто даже противоречащие друг другу точки зрения.

     Развитие  творческих способностей студентов вуза рассматривается как длительная, комплексная работа педагогов вуза по оценке и изучению каждого студента, динамики его ценностных установок, поведения, успеваемости, так же и работа самого студента. Развитие творческого потенциала наиболее эффективно проходит, прежде всего, в групповой работе, в коллективных формах образования и практической деятельности.

     Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности  в той или иной деятельности. Эти  возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям  труда. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

     Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса  его нервно-психических свойств  требованиям деятельности.

     Всякая  деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если личная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

     Проведенное нами исследование, подтвердило поставленную в начале нашей работы гипотезу, выдвинутую в виде положений о том, что у большинства студентов специальности «Организация работы с молодежью»  нормальный уровень творческого потенциала и так же выяснилось, что студенты с нормальным уровнем творческого потенциала активно его реализуют вне учебной деятельности.

     Творческие  возможности человека неограниченны  и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений  человеческой сущности. Именно способность  к творческой деятельности  характеризует  человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 1988. (Способности: 234-256.)
  2. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. – Новосибирск: СОРАН, 2000. – 173 с.
  3. Кроль В.М.  психология педагогика
  4. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984. (Понятия способности и одаренности: 3-12. Индивидуальные различия в способностях: 54-59. Прогнозирование развития способностей: 59-68.)
  5. Лук А.Н., "Мышление и творчество". М.: Политиздат, 1976.
  6. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. М. Высшая школа, 1978.
  7. Немов Р. С.  Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.  В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение: Владос, 1994.
  8. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.
  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., Феникс, 1997
  10. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. - Т. I. - М., 1985. (Способности и одаренность: 15-41.)
  11. Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, М.: Наука,1977.
  12. Шадриков В.Д. О содержании понятий "способности" и "одарённость" \\ Психологический журнал, - 1983; №5
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкетирование

Тест "Ваш  творческий потенциал"

Уважаемые студенты специальности «Организации работы с молодежью», ответьте пожалуйста на следующие вопросы. Вы узнаете  на коком уровне находится у Вас творческий потенциал.

Выберите  один из вариантов ответов.

1. Считаете  ли вы, что окружающий вас мир  может быть улучшен: 

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете  ли вы, что сами можете участвовать  в значительных изменениях окружающего  мира:

а) да, в  большинстве случаев; 

б) нет;

в) да, в  некоторых случаях 

3. Считаете  ли вы, что некоторые из ваших  идей принесли бы значительный  прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете: 

а) да;

б) да, при  благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете  ли вы, что в будущем будете  играть столь важную роль, что  сможете что-то принципиально  изменить:

а) да, наверняка;

б) это  маловероятно;

в) возможно.

5. Когда  вы решаете предпринять какое-то  действие, думаете ли вы, что осуществите  свое начинание: 

а) да;

б) часто  думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете  ли вы желание заняться делом,  которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное  вас привлекает;

б) неизвестное  вас не интересует;

в) все  зависит от характера этого дела.

7. Вам  приходится заниматься незнакомым  делом. Испытываете ли вы желание  добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если  дело, которое вы не знаете, вам  нравится, хотите ли вы знать  о нем все: 

а) да;

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда  вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете  рукой на эту затею, так как  понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете  делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя  из:

а) своих  возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности  в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя,  могли бы вы легко ориентироваться  на маршруте, по которому уже  прошли?

Информация о работе Cоциально-психологические факторы и механизмы развития творческих способностей у студентов