Cоциально-психологические факторы и механизмы развития творческих способностей у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить социально-психологические факторы и механизмы развития творческих способностей у студентов специальности «Организации работы с молодежью».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
Изучить понятие способностей
Раскрыть понятие творческие способности
Выявить социально-психологические условия формирования творческих способностей студенческой молодежи.
Исследовать особенности творческих способностей студентов специальности «Организации работы с молодежью».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ.
Общее понятие о способностях…………………………………………..5
Определение понятия творческих способностей……………………….11
Социально-психологические факторы развития творческих способностей у студентов………………………………………………13

ГЛАВА II. ИССЛЕОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ».
2.1. Методы и организация исследования........................................................16
2.2. Анализ проведенного исследования и обработка результатов…………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………23
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ С………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая светы.docx

— 79.03 Кб (Скачать)

     В становлении способностей к общению  можно, вероятно, выделить свои этапы  формирования, свои специфические задатки. Одним из них, вероятно, является врожденная способность детей реагировать  на лицо и голос матери. Она обусловливает  первичную форму общения в  виде комплекса оживления. В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавляется, развиваясь на ее базе, способность  понимать состояния, угадывать намерения  и приспосабливать свое поведение  к настроению других людей, усваивать  и следовать в общении с  ними определенным социальным нормам [4, 54-59].

     С психологической точки зрения социальная норма поведения не что иное, как  идеально воплощенная в соответствующих  знаниях и требованиях способность  общаться с людьми, вести себя так, чтобы быть принятым и понятым  ими. Усваивая социальные нормы, индивид  приобретает способность эффективно взаимодействовать с людьми. В  повседневной жизни на привычном  для нас языке мы не случайно называем человека, знающего нормы этикета  и умеющего следовать им, способным  общаться с людьми.

     С не меньшим основанием способностями могут быть названы умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. Более того, на протяжении уже многих лет в специальной литературе активно обсуждается вопрос о врожденности или приобретенности этой способности, а также о возможности ее развития у разных людей.

     И межличностные, и предметные способности  взаимно дополняют друг друга. Благодаря  их сочетанию человек получает возможность  развиваться полноценно и гармонично.

     Не  отдельные способности непосредственно  определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное  сочетание, именно такое, какое для  данной деятельности необходимо. Практически  нет такой деятельности, успех  в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает  возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она  связана, так как недостающая  способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, а отсутствие абсолютного звуко - высотного слуха - развитием тембрального слуха [4, 59-68].

     Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют  друг с другом, оказывая влияние, друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития других способностей, входящих в комплекс, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности. 
 
 
 

    1.  Определение понятия творческих способностей

     Значительные  трудности в определении понятий  творческих способностей и одаренности  связаны с общепринятым, бытовым  пониманием этих терминов. Если мы обратимся  к толковым словарям, то увидим, что  очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются  как синонимы и отражают степень  выраженности творческих способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в  толковом словаре В. Даля «способный»  определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется  как находчивый, изворотливый, умеющий  способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный  здесь фактически понимается как  умелый, а понятия «умение» в словаре  отсутствует. Таким образом, понятие  «способный» определяется через  соотношение с успехами в деятельности.

     При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а  дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это  врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в  деятельности.

  Говоря о творческих способностях, подчеркивают возможность человека что-то делать а, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и творческие способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

     В советской психологии, прежде всего  трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М.Теплова  сделана попытка дать классификацию  понятий «способности», «одаренность»  и «талант» по единому основанию - успешности деятельности. Творческие способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание творческих способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности [10, 15-41].

     Иногда  творческие способности считают  врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными  могут быть лишь задатки, а творческие способности являются результатом  развития задатков.

     Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития творческих способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных творческих способностей. Возникая на основе задатков, творческие способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие творческие способности развиваться не могут[4, 54-59].

     Творческая  активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой  человек на какое-то время может  почувствовать себя творцом. Тем  не менее, дифференциально-психологический  анализ поведения людей в разнообразных  жизненных ситуациях показывает, что существует такой тип личности, который использует оригинальные способы  решения любых жизненных задач, - это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность.

     Креативность - интегративное качество психики  человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность  в исследовательской активности.

Дивергентное  мышление - важный элемент творческой деятельности. Оно лежит в основе креативности, а факторы дивергентного  мышления могут служить критериями для выявления и оценки креативности.

     Конечно если у студента высокие показатели креативности, то это еще не гарантия высоких творческих достижений в дальнейшем, они, лишь свидетельство высокой вероятности их появления, напоминающую модель Дж. Рензулли, состоящую из трех условно пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям; творческим умениям; творческой мотивации. Максимальный уровень творческих достижений возможен при сочетании всех трех факторов.

     Из  всего вышеизложенного следует, что одаренность не сводится лишь к высоким количественным показателям  умственного развития, а понимается как сплав компонентов, взаимосвязанных  между собой: личностных качеств  и отдельных способностей, интеллектуального  развития и креативности. 
 

    1.  Социально-психологические факторы развития творческих способностей у студентов

     Существует  огромное количество факторов, влияющих на развитие творческих способностей. В данной главе мы кратко рассмотрим наиболее значимые из них. Все обобщенные условия разбиты на три группы:

1) внутренние, заключенные в самом человеке;

2) внешние  условия и обстоятельства;

3) условия  для деятельности, в процессе  которой реализуется творческий  потенциал и идет развитие  задатков и способностей.

  В этой системе объединены личностный и деятельностный подходы, разделяющие психологию, как единую научную дисциплину. Система целей может быть представлена как вершина тетраэдра, построенного на основании триады условий.

     Творческие способности - это в первую очередь умение человека находить особый взгляд на привычные  и повседневные вещи или задачи. Это умение напрямую зависит от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

     Творческая  личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в  области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. В большинстве  случаев творческий человек - это  в первую очередь оригинально  мыслящий человек, способный на нестандартные  решения.

     Выраженность  способностей определяется двумя факторами: социальное воспитание и наследственность. В свое время Дж. Локк говорил, что  девять из десяти человек обязаны  своими способностями воспитанию и  что различия между людьми определяются в основном их воспитанием [3].

Так же и Б.Ф.Ломов выделяет роль общения самой главной в развитии творческих способностях. Для формирования креативности необходим определенный уровень социализированности, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации [2, 173].

     Одним из факторов, определяющих развитие творческой активности личности, является мотивация. Ряд исследователей полагают, что  для творчества необходима мотивация  достижений, другие считают, что мотивация  социального одобрения блокирует  творческий процесс, затрудняет проявление творческих возможностей личности. Большинство  авторов убеждены в том, что наличие  всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. В основе творчества лежит  потребность в переживании положительных  эмоций, потребность в созидании.

     Социальные  факторы могут тормозить, блокировать  творческое начало, а могут способствовать его проявлению. Ограниченность сенсорного опыта является своеобразным тормозом в развитии творческого потенциала и порождает привычку следовать  стереотипам

     Одним из важнейших факторов творческого  развития студентов является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Преподаватели должны с первых занятий заинтересовать и замотивировать поступивших абитуриентов, что бы студент шел на занятия ни как на «каторгу», а с увлечением, для получения новой, интересной и увлекательной информации.

     «Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться"[12. 49]. Эти слова принадлежат известному советскому психологу, изучавшему психологию творчества и творческие способности Лук А.Н.. Действительно, зачастую преподаватель требует от студента лишь воспроизведения тех или иных знаний, выданных ему в готовом виде. Такого рода деятельность преимущественно развивает анемические способности учащихся и зачастую воспитывает из студентов "зубрилок". Если преподаватель не обладает сам творческими способностями, то он и от студента не будет ожидать какой – то креативности, в ходе учебной деятельности. Эта проблема является не самой актуальной, но тем не менее имеет место жить.

     Ещё одним важным условием для развития творческих способностей является развитие именно творческой деятельности, а  не обучение только техническим навыкам  и умениям.

       По нашему мнению, студентов нужно привлекать к любой творческой деятельности, которая проходит в «жизни» ВУЗа.

  Еще очень большое влияние оказывает на «молодого» студента, его сокурсники, ведь если в общении будут стоять «барьеры», то ни о каком развитии и раскрытии творческих способностей не может идти и речи.  
 

ГЛАВА II. ИССЛЕОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ» 

    1. Методы и  организация исследования

   Экспериментальное тестирование было проведено на базе Курганского государственного университета со студентами второго курса, специальности «Организации работы с молодежью».

Информация о работе Cоциально-психологические факторы и механизмы развития творческих способностей у студентов