Бихевиоризм, как альтернатива интроспективной психологии. Вюрцбургская школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Основная предпосылка рефлексологии – допущение возможности объяснить все без остатка поведения человека, не прибегая к субъективным явлениям, построить психологию без психики – представляет вывороченный наизнанку дуализм субъективной психологии – её попытку изучать чистую, отвлечённую психику. Это другая половина прежнего же дуализма: там психика без поведения, здесь поведение без психики, и там и здесь «психика» и «поведение» понимаются как два разных явления. Ни один психолог, будь он даже крайний спиритуалист и идеалист, именно в силу этого дуализма, не отрицал физиологического материализма рефлексологии, но, напротив, всегда и всякий идеализм непременно предполагал его.

Содержание

Введение
1. Факты, свойства и элементы сознания. Задачи психологии сознания
2. Метод интроспекции и его недостатки
3. Бихевиоризм, как альтернатива интроспективной психологии. Вюрцбургская школа
4. Метод феменологического наблюдения. Гештальтпсихология
5. Отечественные психологи о сознании
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Проблема сознания.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

Воплощение смысла в значениях – это глубоко интимный, психологически содержательный, отнюдь не автоматически и одномоментно происходящий процесс (8, стр182).

Итак, личностный смысл – это значение «для меня», которое определяется потребностями и мотивами данного человека. В последнее время изучение личностного смысла и других смысловых образований становится, пожалуй, в центр исследования сознания в русле деятельностного подхода.

Теперь надо отметить то, что в теории деятельности существует, хотя и условное, разделение «сознания – образа» и «сознания – деятельности». То, что мы говорили о структуре сознания как единства чувственной ткани, значений и личностных смыслов, относиться, прежде всего, к характеристике «сознания – образа». Между тем сознание и психическое вообще может пониматься как особого рода внутренняя деятельность, построенная по образцу внешней деятельности и имеющая то же строение. Таким образом, сознание в целом, с этой точки зрения, понимается как «внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности» (цит по Соколовой Е. Е. стр 511). Отсюда, психические процессы рассматриваются как особые действия или операции, имеющие соответствующие цели и задачи, в рамках какой – либо предметно – практической внешней деятельности, либо как особая деятельность со своими мотивами (например, мыслительная деятельность ученого, имеющая своим предметом познание реальности). Соответственно мотив деятельности, далеко не всегда неосознаваемый, может при его осознании стать мотивом – целью. В свою очередь цель может приобрести самостоятельную побудительную силу и стать мотивом (данный процесс называется в теории деятельности «сдвигом мотива на цель).

Примером того, что «внутренняя деятельность» имеет такое же строение как и «внешняя» является теория П. Я. Гальперина «планомерно – поэтапного формирования умственных действий». Согласно этой теории, за умственным действием лежит целый ряд процессов его длительного и поэтапного формирования, причем действие претерпевает изменения по ряду параметров: форма, мера обобщения, мера автоматизированности, мера полноты знания и т. д.

 

 

Заключение

 

Таким образом, мы увидели, что проблема сознания в психологии решалась большое количество времени. Начинали с изучения простейших элементов сознания (у Вундта, например), дошли до нахождения сложных элементов и их взаимодействия (например, у А. Н. Леонтьева). Начинали изучать сознание субъективно (интроспекционисты, например), дошли до установления объективных методов изучения сознания (культурно – исторический подход Выготского, деятельностный подход).

Но проблема сознания не решена до конца и по сей день. До сих пор проводятся исследования психосемантики сознания, то есть изучение функционирования систем значений в рамках индивидуального сознания и другие исследования.

Это связанно с тем, что сознания как определённой категории, как особого способа бытия не оказывается. Оно оказывается очень сложной структурой поведения.

Мысли. Исходящие из совершенно различных областей, шедшие совершенно разными путями, привели к взгляду, который в умозрительном анализе дал Джемсон. Еще в «Психологии» (1911) он заявил, что существование состояний сознания как таковых не есть вполне доказанный факт, но скорее глубоко укоренившийся предрассудок. Именно данные его блестящего самонаблюдения убедили его в этом.

«Всякий раз, как я делаю попытку подметить в моём мышлении, - говорит он, активность как таковую, я наталкиваюсь неприменно на чисто физический акт, на какое-нибудь впечатление, идущее от головы, бровей, горла и носа». И в статье «Существует ли сознание» (1913) он разъяснил, что вся разница между сознанием и миром (рефлексом на рефлекс и рефлексом на раздрожитель) только в контексте явлений. В контексте раздрожителей – это мир, в контексте моих рефлексоф – это сознание. Сознание есть только рефлекс рефлексов.

Таким образом, сознания как определённой категории, как особого способа бытия не оказывается. Оно оказывается очень сложной структурой поведения, в частности удвоения поведения, как это и говорится применительно к труду в словах, взятых эпиграфом. «Что касается меня, то я убеждён, - говорит Джемс – что во мне поток мышления… лишь легкомысленное название для того, что при ближайшем рассмотрении оказывается в сущности потоком дыхания. «Я мыслю», которое, по Канту, должно сопровождать все мои объекты, не что иное, как «я дышу», сопровождающее их на самом деле… Мысли… сделаны из той же материи, что и вещи». (18, стр. 126)

 

 

Список литературы

психология  сознание интроспекция

1.Вундт В. Введение в психологию. Хрестоматия по вниманию М. 1976.

2.Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Собрание сочинений Выготского в 6- томах, том 1. М. 1982.

3.Декарт Р. Начала философии. Избранные произвед. М. 1950.

4.Джеймс В. Научные основы психологии. СПб 1902.

5.К. Коффка Самонаблюдение и метод психологии Психологическая хрестоматия под редакцией К. Н. Корнилова М.; Л.,1927.

6.Кюльпе О. Психология мышления Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления М. 1981.

7.Леонтьев А. Н. Очерк развития психики.// Проблемы развития психики. М .1981.

8.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность//Избранные психологические произвед. В двух томах, том 2, м. 1983.

9.Локк Дж. Опыт о человеческом разуме// Избранные филолос. Произведения. М. 1960

10.Лопатин Л. Н. Метод самонаблюдения в психологии // Вопросы философии и психологии. Кн. 2 М. 1980

11.Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М. 1983.

12.Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии 1986г. № 4

13.Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах К. Маркса // Рубинштейн. Проблемы общей психологии М. 19п76.

14.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии в 2-х томах том 1 м. 1989

15.Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. М. Смысл: 1997.

16.Теплов Б. М. Об объективном методе в психологии //Избранные труды в 2-х томах том 2 М.1985.

17.Титченер Э.Учебник психологии М. 1914.

18. Джемс В. Существует ли сознание? – В кн.: Новые идеи в философии. СПб., 1913, вып. 4

19. Блонский П. П. Очерк научной психологии. М., 1921.

 

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Бихевиоризм, как альтернатива интроспективной психологии. Вюрцбургская школа