Анализ основных психологических теорий эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ психологических теорий эмоций.
Задачи работы:
1. Рассмотреть виды, классы и физиологические основы эмоций.
2.Ознакомиться с основными проблемами психологических теорий эмоций.
3.Проанализировать основные психологические теории эмоций.

Содержание

Вступ
Розділ 1. Теоретическое изучение эмоций
Происхождение эмоций
1.2 Определение эмоций
1.3 Виды эмоций и их общая характеристика
1.4 Классификация эмоциональных состояний
1.5 Физиологические основы эмоциональных состояний
1.6 Выводы к первой главе
Розділ 2. Анализ основных психологических теорий эмоций
2.1 Основные проблемы психологических теорий эмоций
2.2 Основные психологические теории эмоций
2.2.1 Эволюционная теория Ч. Дарвина
2.2.2 Рудиментарная теория эмоций
2.2.3 Теории Джеймса Ланге
2.4 Альтернатива к теории Джеймса и Ланге
2.5 Активационная теория Линдсея Хебба
2.6 Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
2.7 Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтер
2.8 Информационная теория П.В.Симонова
2.3 Выводы ко второй главе
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 238.50 Кб (Скачать)
p>-Эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства).

-Гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах, комфорте).

-Акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию, собиранию).

В области классификации эмоций особого внимания заслуживают опыты Мак - Дугалла, В. Штерна и Шнайдера.

В основе классификации  эмоций Мак - Дугалла лежат инстинкты; соответственно, существует столько  же групп эмоций, сколько инстинктов. При этом Мак - Дугалл исходит из своего принципиального соображения о том, что эмоции имеют инстинктивную основу, являясь не чем иным, как аффективным проявлением инстинктивного процесса. Сагласно Мак - Дугаллу имеются:

1. Инстинкт самозащиты - эмоция страха

2. Инстинкт агрессии - эмоция гнева

3. Инстинкт отвержения - эмоция отвращения

4. Инстинкт родительский - эмоция нежности

5. Инстинкт зависимости  - эмоция беспомощности

6. Инстинкт размножения  - эмоция сексуальности

7. Инстинкт любопытства  - эмоция удивления

8. Инстинкт подчинения - эмоция покорности

9. Инстинкт самоутверждения  - эмоция гордости

10. Инстинкт социальный - эмоция одиночества

11. Инстинкт охоты  - эмоция аппетита

12. Инстинкт собственности  - эмоция обладания

13. Инстинкт строительства  - эмоция творчества

14. Инстинкт смеха  - эмоция радости

Просмотрев данную классификацию, нетрудно заметить, что  здесь в некоторых случаях  инстинктом именуется то, что ни в коем случае не является таковым; точно также эмоцией названо  то, что не может считаться эмоцией. Это объясняется ошибочностью исходной позиции классификации Мак-Дугалла. Человек -- социальное существо, поэтому его эмоциональная жизнь, столь тесно связанная с социальным развитием, не может быть сведена к инстинктам, ведь это означает полное отрицание какой-либо возможности ее развития. Следуя точке зрения Мак-Дугалла, выходит, что эмоции человека, подобно его инстинктам, даны раз и навсегда и изменить их невозможно.

Классификация В. Штерна имеет менее принципиальный характер. Она исходит из соображения, что эмоция -- это состояние целостной личности, а потому должна быть изучена в связи с целостным протеканием жизни личности, где особое значение имеет время: жизнь человека протекает в настоящем, но включает и его прошлое, и будущее. В соответствии с этим чувства могут быть разделены на три группы:

1. Чувства настоящего, в которые входят: настроение, аффект, чувства, направляющие собственное  повседневное поведение, и чувственный  тон переживаний. 

2. Чувства, направленные  на будущее. Таковыми являются  потребность как чувство, предчувствие будущего, ожидание, страх, надежда.

3. Чувства, направленные  на прошлое. Положительные: чувство  близости (любовь, верность, патриотизм); отрицательные: печаль, чувство зависимости. 

Для классификации  более пригодным основанием является не время, а объективное обстоятельство, в связи с которым возникает чувство. В этом смысле заслуживает внимания классификация Курта Шнайдера. Как справедливо отмечает Шнайдер, всякая эмоция непременно касается чего-то, имея характер реакции. Это нечто может быть трех видов: состояние, сам субъект или некто другой. Отсюда три вида эмоций:

А. Эмоции состояния:

а) приятные - радость, удовольствие, веселье, счастье, спокойствие, уверенность, довольство;

б) неприятные - печаль, тоска, страх, апатия, грусть, огорчение, беспомощность, ностальгия по Родине, отчаяние, тревога, содрогание, обида, гнев, злость, зависть, ревность, недовольство, пустота.

Б. Эмоции, направленные на себя:

а) приятные - сила, гордость, самолюбование, защита собственного достоинства, упрямство, чувство собственного превосходства;

б) неприятные - смущение, чувство вины, сожаление, стыд, сдержанность, скромность.

В. Эмоции, направленные на других:

а) приятные - любовь, симпатия, доверие, сочувствие, уважение, интерес, одобрение, благодарность, благорасположение, преклонение, восторг;

б) неприятные - ненависть, отвращение, недоверие, игнорирование, вражда, унижение, недовольство, возмущение.

Кроме этих чувств, существуют эмоциональные переживания, включающие в себя как приятные, так и неприятные элементы: например, грусть, отказ и др.

В целом, удовлетворительной классификации эмоций не существует до сих пор. Это объясняется недостаточной  изученностью самой природы эмоций. Классификация Шнайдера практически  более пригодна, чем другие. [13]

1.5 Физиологические основы эмоциональных состояний

Как и все  психические процессы, эмоциональные  состояния - результат деятельности мозга. Возникновение их вызвано  изменениями, которые совершаются  во внешнем мире. Эти изменения  ведут к повышению или понижению  жизнедеятельности, побуждению одних потребностей и угасанию других, к переменам в процессах, происходящих внутри человеческого организма. Физиологические процессы, характерные для эмоций, имеют своей основой как сложные безусловные, так и условные рефлексы. Известно, что системы условных рефлексов замыкаются и закрепляются в коре больших полушарий. А сложные безусловные рефлексы осуществляются через подкорковые узлы полушарий, зрительные бугры, относящиеся к мозговому стволу, и другие центры, передающие нервное возбуждение из высших отделов мозга на вегетативную нервную систему. Переживание чувств человеком всегда результат совместной деятельности коры и подкорковых центров.

Чем большую  значимость для человека приобретают  изменения, происходящие вокруг него и  с ним, тем более глубокими  будут переживания чувств. Возникающая вследствии этого перестройка систем временных связей вызывает процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной и др. Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов.[2]

Изменения в  сердечной деятельности и состоянии  кровеносных сосудов при сколько-нибудь острых эмоциональных состояниях доступны наблюдению и невооружённым глазом. При сильном испуге человек бледнеет - краска сходит у него с лица; при смущении люди часто краснеют, от стыда "вспыхивают": краска стыда заливает лицо. В первом случае происходит сжатие, во втором - расширение поверхностных кровеносных сосудов лица. При сильном эмоциональном возбуждении вообще наблюдается увеличение кровяного давления; в различных эмоциональных состояниях происходят различные изменения в силе и скорости сердечной деятельности.

Более или менее  значительные изменения происходят при эмоциональных процессах и в дыхательной системе: дыхание ускоряется или замедляется, становится более поверхностным или делается более глубоким, иногда переходя во вздох: иногда - например при неожиданном испуге - оно прерывается, во время смеха или рыданий приобретает спазматический характер. При сильном эмоциональном возбуждении наблюдаются изменения и в процессе пищеварения.

Неприятные эмоции тормозят деятельность кишечника, его  перистальтику. Помимо того, при эмоциональных  состояниях происходят и изменения  в отделении пищеварительных соков. Эмоциональные состояния сказываются также на уменьшении отделения жёлчи и секреторной деятельности поджелудочной железы. ). Изменения в железах вообще обычно широко включаются в течение эмоциональных процессов; это относится как к железам с внешней секрецией, так и к эндокринной системе, к железам с внутренней секрецией. Особое значение при эмоциях имеет выделение надпочечниками адреналина.

Помимо изменений, вызываемых секреторной деятельностью, в эмоциональных состояниях, происходят и другие химические явления - изменение количества кислорода в крови и кислотности крови (и слюны).

Наряду с вышеперечисленным, существенную и, может быть, ещё часто  недооцениваемую роль играют в эмоциональных  процессах рефлекторные изменения  в тонусе, в распределении и степени напряжения различных органов. Охватывая и тонус скелетной мускулатуры, они порождают в частности выразительные движения - поскольку они затрагивают мышцы глаз, рта, вообще лица, отражаются на общей позе тела и распространяются на голосовой аппарат. Будучи доступны непосредственному наблюдению со стороны других людей, эти внешние органические изменения приобретают большое социальное значение.

В числе многообразных  рефлекторных изменений, связанных, по-видимому, с эмоциональными процессами, можно отметить и так называемый гальванический или психогальванический рефлекс, который в последнее время привлекает к себе значительное внимание. Психогальванический рефлекс заключается в кратковременном, более или менее резком, рефлекторном изменении электропроводимости кожи. Изменение электропроводимости непосредственно связано с упомянутым выше изменением в деятельности потовых желез, которое наблюдается при эмоциях, а также с изменением широты просвета кожных сосудов.[4]

Кора больших  полушарий в нормальных условиях оказывает регулирующее, в основном тормозящее, влияние на подкорковые центры, таким образом сдерживаются внешние выражения чувств. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения и ее регулятивные функции нарушаются при воздействии раздражителей большой силы, при переутомлении, при опьянении, то в результате иррадиации перевозбуждаются и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего утрачивается контроль за выразительными движениями, исчезает обычная сдержанность. Короче говоря, при эмоциональных состояниях изменяется интенсивность различных сторон жизнедеятельности человека.[2]

1.5 Выводы к первой  главе

Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции бывают положительными или отрицательными. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. По эмоциям можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, т.е. о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными. Эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей.

Эмоции —  это очень сложные психические  явления. К наиболее значимым эмоциям  принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Чувства- еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, т.е. выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Чувства носят предметный характер и связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Чувства совершенствуются и развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Говоря о классификации  эмоций, стоит отметить ,что ,в целом, удовлетворительной классификации эмоций не существует до сих пор. Это объясняется недостаточной изученностью самой природы эмоций. Классификация Шнайдера считается практически более пригодной, чем другие.

Как и другие психические процессы, эмоции имеют  рефлекторную природу, возникая в ответ  на внешние или внутренние (исходящие  из внутренней среды организма) раздражения. Эмоции представляют собой центральную часть рефлекса.

В процессе переживания  эмоций задействованы практически  все нейрофизиологические и соматические системы организма.

Физиологические механизмы эмоций представляют собой  сложную картину. Они состоят  как из более древних процессов, протекающих в подкорковых центрах и в вегетативной нервной системе, так и из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних.

Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они  влияют практически на все аспекты  его существования.

Глава 2. Анализ основных психологических  теорий эмоций

2.1 Основные проблемы  психологических  теорий эмоций

Значение проблемы эмоций едва ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека - внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней. Конституируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека. 
Такая универсальная значимость эмоций должна являться, казалось бы, надежным залогом как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности. И действительно, на протяжении многовековой истории исследования эмоций они пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Однако в современной позитивистски настроенной психологии отношение к проблеме эмоций совершенно иное. Интерес к ним стал гаснуть по мере того, как стали на-капливаться неудачи в попытках отыскать достаточно тонкие и надежные средства для объективного (в позитивистском смысле слова) их изучения. Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность, допускающих разработку при помощи эксперимента. Соответственно сузились и концепции эмоций, об этом свидетельствуют и их названия: «периферическая», «активационная», «конфликтная», «информационная» и т. п., уступив в психологической теории былое место и значение нововведенным проблемам мотивации, стресса, фрустрации.

Информация о работе Анализ основных психологических теорий эмоций