Анализ основных психологических теорий эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ психологических теорий эмоций.
Задачи работы:
1. Рассмотреть виды, классы и физиологические основы эмоций.
2.Ознакомиться с основными проблемами психологических теорий эмоций.
3.Проанализировать основные психологические теории эмоций.

Содержание

Вступ
Розділ 1. Теоретическое изучение эмоций
Происхождение эмоций
1.2 Определение эмоций
1.3 Виды эмоций и их общая характеристика
1.4 Классификация эмоциональных состояний
1.5 Физиологические основы эмоциональных состояний
1.6 Выводы к первой главе
Розділ 2. Анализ основных психологических теорий эмоций
2.1 Основные проблемы психологических теорий эмоций
2.2 Основные психологические теории эмоций
2.2.1 Эволюционная теория Ч. Дарвина
2.2.2 Рудиментарная теория эмоций
2.2.3 Теории Джеймса Ланге
2.4 Альтернатива к теории Джеймса и Ланге
2.5 Активационная теория Линдсея Хебба
2.6 Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
2.7 Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтер
2.8 Информационная теория П.В.Симонова
2.3 Выводы ко второй главе
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Зміст 

Вступ 

Розділ 1. Теоретическое изучение эмоций 

    1. Происхождение эмоций

    1.2 Определение  эмоций

1.3 Виды эмоций  и их общая характеристика

1.4 Классификация  эмоциональных состояний

1.5 Физиологические  основы эмоциональных состояний 

1.6 Выводы к  первой главе 

Розділ 2. Анализ основных психологических теорий эмоций

2.1 Основные проблемы  психологических теорий эмоций

2.2 Основные психологические  теории эмоций

2.2.1 Эволюционная  теория Ч. Дарвина

2.2.2 Рудиментарная  теория эмоций

2.2.3 Теории Джеймса  Ланге

2.4 Альтернатива к теории Джеймса и Ланге

2.5 Активационная  теория Линдсея Хебба

2.6 Теория когнитивного  диссонанса Л. Фестингера

2.7 Когнитивно-физиологическая  теория С. Шехтер

2.8 Информационная  теория П.В.Симонова

2.3 Выводы ко  второй главе

Заключение

 

Вступ

Актуальность  исследования. Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека, выделяя наиболее важные для него события. Одно только это определяет их огромную роль во внутреннем мире каждой личности, да и во всей человеческой культуре.[29] Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо сказать, — это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они  сопровождают нас всю жизнь. Через  эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Так  же эмоции играют большую роль в  нормализации отношений между людьми.

Понимание эмоций другого человека является важным для  процесса общения между людьми как  в быту, так и в профессиях типа «человек-человек». Кроме того, визуальное слежение за эмоциональным состоянием человека в процессе осуществления  им профессиональной деятельности позволяет вовремя принимать меры по регуляции его состояния, что снижает травматизм на производстве, повышает производительность труда.

Благодаря эмоциям  мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему та кие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом. 

Вряд ли у  кого-то вызывает сомнение актуальность познания особенностей эмоциональной сферы человека. Ведь, чаще всего объяснение нашего поведения мы ищем именно в наших переживаниях. Эмоциональные состояния как помогают нам преодолевать непреодолимые препятствия, так и препятствуют справиться с самыми легкими. Существующие психологические теории эмоций позволяют ответить на ряд вопросов о функциях и формах проявления эмоциональных явлений.

Объект  исследования - эмоции человека.

Предмет исследования - влияние эмоций на физическое состояние человека.

Цель  курсовой работы: анализ психологических теорий эмоций.

Задачи  работы:

1. Рассмотреть  виды, классы и физиологические  основы эмоций.

2.Ознакомиться  с основными проблемами психологических  теорий эмоций.

3.Проанализировать  основные психологические теории  эмоций.

Методы  исследования: теоретический анализ проблемы исследования. 

Глава 1. Теоретическое изучение эмоций человека

    1.1 Происхождение эмоций

Такие драйвы, как  голод или сексуальное влечение, присущи нам потому, что они  необходимы для выживания. Но для  чего нужны эмоции? Неужели они тоже способствуют выживанию? Если мы спросим себя, для чего в ходе эволюции возникли рефлексы и инстинкты, то ответ будет лежать на поверхности. Рефлекс - это специфическая реакция на определенный стимул. Инстинкты обеспечивают успешное исполнение более сложных моделей поведения, причем некоторые из этих моделей остаются неизменными на протяжении всей жизни животного от рождения до смерти. Рефлексы и инстинкты ригидны, они жестко привязаны к стимулу, их явно недостаточно, когда ситуация требует принятия решения в ситуации выбора или в ситуации, требующей гибкости поведения.

Однако рефлексы и инстинкты обеспечивают адаптацию  индивида, снабжая его четко определенным способом реагирования на ограниченный, постоянный набор объектов и явлений окружающей среды. То же самое можно сказать о мотивах, которые мы называем драйвами. Эти мотивационные системы необходимы для выживания человека. Их иногда называют потребностями выживания, поскольку они наряду с регуляторной химической, или гомеостатической, системой обеспечивают наше физическое благополучие.

    Но, как и для чего возникли эмоции? По мере эволюции наших предков период взросления и обучения молодых особей становился все более длительным, им требовался все больший и больший срок, чтобы научиться добывать пищу, заботиться о себе. Для того чтобы ребенок выжил, между ним и человеком, заботившимся о нем (обычно это мать), должна была возникнуть тесная взаимная привязанность. Мы не знаем, каким образом она возникла и как трансформировалась в ходе эволюции, но, основываясь на данных современных исследований, можно с уверенностью утверждать, что цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции. Несомненно, одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком.

Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, так  же как и между взрослыми людьми.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации. 

Невозможно сказать  наверняка, каким образом в процессе эволюции человек пришел к такому многообразию эмоций, какое характерно для него сейчас. Мы можем только предполагать, что уже первые живые организмы имели некие механизмы, позволявшие им реагировать на стимулы окружающей среды, то есть принимать или отвергать их, приближаться к ним или отстраняться от них. 

    Некоторые эмоции могли развиться из сенсорных  процессов и физиологических драйвов, связанных с базовой реакцией приближения-отстранения. Похоже, что именно такие корни имеет эмоция отвращения.  Если происхождение эмоции отвращения достаточно очевидно, - похоже, что она уходит своими корнями в первичные вкусовые ощущения и чувство голода, - то установить происхождение других эмоций не так-то просто. Мы не знаем, как они возникли, мы можем лишь строить догадки о том, почему они возникли.(5)

    1.2 Определение эмоций

    Одними из первых о важной роли эмоций в поведении  людей высказались Липер, ведущий специалист по теории личности, и Маурер, выдающийся специалист по психологии научения. Маурер утверждал, что «эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, которые мы называем «научением» [26,с.69].

    Все, с чем  мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для нас. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное  отношение к себе вызывают жизненные  факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в  таких сложных чувственных переживаниях, как  радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции.

Эмоции характеризуют  потребности человека и предметы, на которые они направлены. Эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены.Другая всеобщая черта эмоций - это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели.[1]

Существуют много  определений эмоций, ниже приведены некоторые из них.  

Эмоции и чувства - личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически [30]

Эмоции –  это сложное (психическое) состояние, возникающее в ответ на определённые аффективно окрашенные переживания. [34]

Важную роль играют эмоции в деятельности человека в ее самых разнообразных формах. Ни учение, ни труд, ни игра, ни творчество, ни общественная работа не могут протекать без эмоций, накладывающих на эти виды деятельности своеобразный отпечаток. Эмоции пронизывают собой взаимоотношения людей, составляют существенную сторону характерных свойств личности человека. Они связаны не только с непосредственными раздражениями внешней среды, но и с представлениями, воспроизводимыми по памяти, составляя существенную сторону процесса воображения. Эмоции органически входят в мотивы волевых действий: человек часто действует под влиянием таких чувств, как, например, чувство долга, любовь к Родине, или таких, как гнев, страх и пр.[32]

Специфическое различие между эмоциями и инстинктами  заключается в том, что эмоция есть стремление к чувствованиям, а  инстинкт — стремление к действиям  при наличности известного объекта в окружающей обстановке. Но и эмоции имеют для себя соответствующие телесные проявления, которые заключаются иногда в сильном сокращении мышц (например, в момент испуга или гнева); и во многих случаях может оказаться несколько затруднительным провести резкую грань между описанием эмоционального процесса и инстинктивной реакции, которые могут быть вызваны тем же объектом.

Каждый объект, воздействующий на какой-нибудь инстинкт, способен вызвать в нас и эмоцию. Вся разница заключается здесь в том, что так называемая эмоциональная реакция не выходит из пределов тела испытуемого субъекта, а так называемая инстинктивная реакция может идти дальше и вступать на практике во взаимные отношения с вызывающим ее объектом. И в инстинктивных, и в эмоциональных процессах простое воспоминание о данном объекте или образ его могут быть достаточными для возникновения реакции. Человек может даже приходить в большую ярость, думая о нанесенном ему оскорблении, чем непосредственно испытывая его на себе, и после смерти матери может питать к ней больше нежности, чем во время ее жизни.(19)

    Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные  реакции человека - от бурных взрывов  страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека [22,с.94].

Эмоция - это нечто, что переживается как  чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. 

Каждый аспект данного определения чрезвычайно  важен для понимания природы  эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых  случаях ощущается субъектом  как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой.(5)

Термины, обозначающие психические явления, обычно называемые эмоциями или чувствами, к сожалению, не имеют строгого значения, и среди психологов до сих пор идут дискуссии на тему “что значит что”. (10)

Информация о работе Анализ основных психологических теорий эмоций