Анализ основных психологических теорий эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ психологических теорий эмоций.
Задачи работы:
1. Рассмотреть виды, классы и физиологические основы эмоций.
2.Ознакомиться с основными проблемами психологических теорий эмоций.
3.Проанализировать основные психологические теории эмоций.

Содержание

Вступ
Розділ 1. Теоретическое изучение эмоций
Происхождение эмоций
1.2 Определение эмоций
1.3 Виды эмоций и их общая характеристика
1.4 Классификация эмоциональных состояний
1.5 Физиологические основы эмоциональных состояний
1.6 Выводы к первой главе
Розділ 2. Анализ основных психологических теорий эмоций
2.1 Основные проблемы психологических теорий эмоций
2.2 Основные психологические теории эмоций
2.2.1 Эволюционная теория Ч. Дарвина
2.2.2 Рудиментарная теория эмоций
2.2.3 Теории Джеймса Ланге
2.4 Альтернатива к теории Джеймса и Ланге
2.5 Активационная теория Линдсея Хебба
2.6 Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
2.7 Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтер
2.8 Информационная теория П.В.Симонова
2.3 Выводы ко второй главе
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Эмоции —  особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.[28]

Эмоции –  это сознание глобальной установки  организма…Известно, что в случае эмоционального восприятия более полезно знать общую установку тела чем отдельные объединяющиеся в целое, элементарные ощущения. Восприятие деталей внутренних ощущений не должно представлять для индивида большого интереса. Организму важнее всего действие. То ,что сознание схватывает в эмоции есть, так сказать, форма самого организма или его установка.[42] В силу сказанного ,эмоция непосредственно, «безусловно» понимается тем, кто её испытывает. Эмоции содержат всю значимость в себе.

Лебединский говорит  о том, что эмоции - одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности [23, с.134].

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. (6)

Эмоции в понимании  П. К. Анохина есть физиологические  состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и  охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения [27, с. 177].

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. [3]

Эмоциональные процессы, по Рейковскому, - это специфический  класс процессов психической  регуляции, приводимых в действие факторами, значимыми для индивида [14].

Эмоции - субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или. неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). [7]

Эмоции - физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения [8].

Эмоции и чувства  – это своеобразные состояния  психики, накладывающие отпечаток  на жизнь, деятельность и поступки поведение  человека.[43]

Эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. [9]

А.Н.Лук приводит перечень из 70 определений эмоций и  чувств. [39] Каннер приводит 365 английских слов, связанных с обозначением разных эмоциональных состояний. Нельзя сказать, что такие описания и определения бесполезны. С одной стороны они указывают на значение эмоций и чувств в жизни человека, ибо в языке закрепляются наиболее важные понятия. С другой стороны, они привели к постановке проблемы исходных, базовых эмоций, из которых порождается все остальное многообразие эмоций и чувств.[29]  

1.3 Виды эмоций и  их общая характеристика

Разнообразие  эмоций бесконечно велико. Гнев, страх, любовь, ненависть, радость, печаль, стыд, гордость и различные оттенки этих эмоций могут быть названы наиболее грубыми формами эмоций, будучи тесно связаны с относительно сильным телесным возбуждением. Более утончёнными эмоциями являются моральные, интеллектуальные и эстетические чувствования, с которыми обыкновенно бывают связанны значительно менее сильные телесные возбуждения.[38]

В качестве базовых  эмоций Спиноза выделил три: удовольствие, неудовольствие и желание.[41]

В.Вундт в  качестве основных форм чувств выделил  три пары основных противоположностей: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, напряжение-разряжение.[42]

Эмоции —  это очень сложные психические  явления. К наиболее значимым эмоциям  принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект —  наиболее мощный вид эмоциональной  реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные  эмоциональные вспышки. Примерами  аффекта могут служить сильный  гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Аффекты занимают среднее место: с одной стороны, они составляются из чувств, а с  другой, при известных условиях, переходят в волевые процессы. От обыкновенных чувств аффекты отличаются, впрочем, не только тем, что соединяют  сменяющиеся чувства в одно, но обыкновенно еще и большей силой чувств. Кроме того, сильные чувства и аффекты так тесно связаны между собой, что каждое значительное усиление чувства ведет к аффекту. Может случиться, что аффект, вызванный интенсивным возбуждением чувств, переходит в более слабые чувства. Подобные аффекты, отличающиеся сравнительно небольшой силой составляющих их чувств, обыкновенно называют настроениями.[33]

Как и аффекты, эмоции представляют собой смысловые  образования, связанные чрезвычайно  тесно с мотивами. Не случайно этимологически термин «мотив» и термин «эмоция» связаны друг с другом, то есть имеют один и тот же корень. Вместе с тем в развитии языка произошло разделение терминов. Образовались два термина, два однокоренных слова, и это не случайно. Потому что побуждения и то, что мы называем эмоцией, действительно представляют собою очень разные явления. Эмоции представляют собою все же особый класс, или подкласс, аффективных явлений, отличающихся от явлений, которые мы обозначили термином «аффект».[36]

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

В состоянии  аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта.

 Было бы  неверно думать, что в состоянии  аффекта человек совсем не  осознает своих действий, не может  правильно оценить все происходящее. Даже при самом сильном аффекте  человек в той или иной степени  отдает себе отчет в том,  что с ним происходит, но при этом одни люди могут овладеть своими мыслями и поступками, а другие — нет. Это происходит из-за разных причин, но в первую очередь из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости, т. е. из-за особенностей эмоциональной сферы и уровня развития волевых характеристик человека. Следует отметить, что данная характеристика является весьма показательной в отношении поведенческой регуляции людей. Она связана, с одной стороны, с генетическими особенностями организма конкретного человека, а с другой стороны — с особенностями его воспитания.

Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты  в основном носят кратковременный  характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. [1]

Для того чтобы  понять суть эмоций, необходимо исходить из того, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие. Например, воспоминание о чем-либо неприятном для нас может одновременно с тяжелым чувством вызывать и радость от сознания того, что это неприятное осталось где-то в прошлом. Весьма ярко совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний наблюдается при преодолении трудностей, с которыми нам приходится иметь дело. Сами по себе действия, которые выполняются в этих случаях, вызывают у нас нередко неприятные, тяжелые, иногда мучительные чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными эмоциональными переживаниями.

Помимо удовольствия и неудовольствия во многих ситуациях  возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, разрешения или  облегчения — с другой. В критические  моменты деятельности, в ответственные  минуты принятия решения, при преодолении затруднений, во всех случаях, когда мы делаем что-либо важное, что затрагивает нас, мы испытываем напряжение. Очень часто это напряжение носит ярко выраженный активный характер, сопровождается повышенным вниманием к объекту деятельности, своеобразным приливом умственных и физических сил, жаждой действий, особым волнением, охватывающим нас. Иногда, когда мы плохо владеем своими действиями, оно выражается в своеобразной скованности, заторможенноcти движений, в суженности восприятия, в недостаточном распределении внимания.

Другим проявлением  эмоциональных процессов является возбуждение успо-коение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стени-ческие и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуты». И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».

Следует отметить, что неоднократно предпринимались  попытки выделить основные, «фундаментальные»  эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции:

Радость — положительное  эмоциональное состояние, связанное  с возможностью достаточно полно  удовлетворить актуальную потребность.

Удивление —  не имеющая четко выраженного  положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание —  отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной  или кажущейся таковой информацией  о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение —  отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение —  отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Информация о работе Анализ основных психологических теорий эмоций