Активные методы формирования мотивационной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Значение данной проблемы возрастает с переходом к обучению в школе детей шестилетнего возраста. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести- и семилетних детей позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста»
1.1 Характеристика основных подходов к проблеме готовности школьному обучению……………………………………………………..6
1.2 Психологическая готовность к школе. Виды готовности………….9
1.3 Мотивационная готовность. Понятие, показатели…………………11
1.4 Активные методы формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников…………………………………………………..14
Выводы по главе 1.

Глава 2. «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ мотивационной готовности к школьному обучению» .
2.1 Организация и методы исследования мотивационной готовности к школьному обучению………………………………………....19
2.2 Результаты исследования…………………………………….22
2.3. Анализ и интерпретация результатов……………………….25
Выводы по главе 2.

Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

МОЙ КУРСАЧ.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.   ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ мотивационной готовности к школьному обучению.

                 2.1  Организация и методы исследования мотивационной готовности к школьному обучению.

 

Экспериментальная часть данной работы заключается в исследовании показателя мотивационной готовности, проведение сказкотерапевтических занятий с дошкольниками, оценка результатов применения сказкотерапии.

 

Исследование проводилось на базе МДОУ «Соколёнок» и  на базе «Центра сопровождения и коррекции образовательного процесса». В выборку вошли 16 детей дошкольного возраста, 6-7 лет. Исследование проводилось в период с 13.10.10 по 19.05.11 г.г.

На первом этапе экспериментального исследования нами была продиагностированна группа детей старшего  дошкольного возраста. Предметов исследования являлась мотивационная готовность к школьному обучению.

В процессе диагностики были использована методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и младших школьников (М.Р. Гинзбург): изучение особенностей мотивации детей, поступающих в школу. Перед ребенком поочередно раскладывается 6 карточек, и к каждой карточке дается краткое описание ее содержания. На каждой карточке нарисованы дети в разных ситуациях. Каждая карточка подразумевает изображение скрытого мотива - внешний мотив, учебный мотив, игровой мотив, позиционный мотив, социальный мотив, оценочный мотив. После рассмотрения ребенком всех карточек ему предлагается выбрать 3 наиболее ему понравившиеся. Данные заносятся в протокол. Данная работа проводится индивидуально.

 

 

 

 

Таблица 1. Результаты выполнения методики Гинзбурга.

              №             

Количество баллов

Уровень мотивации

1

3 балла

Низкий

2

8 баллов

Средний

3

6 баллов

Низкий

4

9 баллов

Средний

5

7 баллов

Средний

6

4 балла

Низкий

7

5 баллов

Низкий

8

9 баллов

Средний

 

9

8 баллов

Средний

10

8 баллов

Средний

11

6 баллов

Низкий

12

9 баллов

Средний

13

5 баллов

Низкий

14

4 балла

Низкий

15

7 баллов

Средний

16

9 баллов

Средний

 

Исходя из показателей данной таблицы, можно сделать следующий  вывод:

У 7 человек (43%) наблюдается низкий показатель мотивационной готовности к школьному обучению. Эти дети в процессе диагностики выбирали карточки, сюжет которых описывает внешний и игровой мотив (рисунок № 1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках и рисунок  № 3: фигурки двух детей, играющих в мяч).

У 9 человек выявился средний показатель мотивационной готовности (57%). Дети со средним показателем выбирали карточки, сюжет которых предполагает учебный, игровой, позиционный и оценочный мотив (рисунок № 2: фигура ребёнка, сидящего за партой; рисунок  № 3: фигурки двух детей, играющих в мяч; рисунок № 4: две фигуры, изображённые спиной друг к другу – у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль; рисунок № 6: фигура ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь).

Итак, в ходе диагностического исследования показателя мотивационной готовности выяснилось, что большинство детей в группе имеют средний уровень мотивационной готовности к школьному обучению (9 человек- 53%). Низкий показатель учебной мотивации проявился у 7 человек (43 %). Детей, с высоким показателем мотивационной готовности к школьному обучению, в процессе диагностики  не выявилось (табл.1).

Оказание воздействия на этапе формирующего эксперимента проходило в виде систематических еженедельных занятий с экспериментальной группой по составленной нами развивающей программе. Программа составлена на основе «Коррекционных сказок. М.А.Панфиловой».

Данная программа направлена на повышения уровня мотивационной готовности  детей старшего дошкольного  возраста.

Целью данной  программы являлось способствование повышению уровня мотивационной готовности детей дошкольного возраста.

В процессе проведения развивающей программы решались следующие задачи:

- повышение уровня учебного мотива

- снижение уровня игрового мотива

- расширение кругозора детей

Основной метод развивающей программы является систематическое проведение «Урока сказки». Один раз в неделю (каждый вторник) с детьми проводились занятия с использованием сказки. Данная программа рассчитана для детей 6-8 лет.

Для выполнения поставленной цели потребовались следующие организационные условия : кабинет психолога или игровая комната, рассчитанная для работы с группой до 30 человек.

Данная развивающая программа рассчитана на 11 занятий, длительность каждого занятия рассчитана на 30 минут. Каждое занятие проводится в рамках стандартной схемы:

1.           Организационный момент (приветствие, повторение ранее прочтенной сказки).

2.           Основная часть (прочтение сказки, обсуждение её сюжета, поведения героя и т.д.).

3.           Подведение итогов (обратная связь).

4.           Окончание занятия, прощание.

Тематическое планирование.

Тема:

Количество часов

Работа по выработке навыков школьной адаптации:

1

        Сказка «Создание Лесной школы».

1

        Сказка «Букет для Учителя».

1

        Сказка «Смешные страхи».

1

        Сказка «Игры в школе».

1

        Сказка «Школьные правила».

1

Работа по повышению школьной мотивации:

1

        Сказка «Собирание портфеля».

1

      Сказка «Белочкин сон»

1

        Сказка «Жадность».

1

        Сказка «Госпожа Аккуратность».

1

        Сказка «Волшебное яблоко».

1

        Сказка «Подарки в день рождения».

1

Итого:

11

Для определения эффективности развивающей программы группа дошкольников из 16 человек была поделана на 2 подгруппы. Численность каждой подгруппы составляет 8 человек. На одну из групп (группа А) оказывалось воздействие, т.е. с детьми данной группы проводились систематические занятия в рамках составленной развивающей программы. Другая подгруппа (группа Б) не испытывала воздействия развивающей программы.

 

 

 

 

 

 

 

2.2.           Результаты исследования.

 

              После проведения систематических занятий с дошкольниками нами был вновь исследован уровень мотивационной готовности к школьному обучению у детей дошкольного возраста в группе А и в группе Б (табл.2, табл. 3).

 

Таблица 2. результаты выполнения методики Гинзбурга. Группа А.

              №             

Количество баллов

Уровень мотивации

1

5 баллов

Низкий

2

8 баллов

Средний

3

6 баллов

Низкий

4

8 баллов

Средний

5

9 баллов

Средний

6

7 баллов

Средний

7

6 баллов

Низкий

8

9 баллов

Средний

 

              Исходя из данных таблицы 2, можно сделать следующий вывод: 3 человека (37%) имеют низкий показатель учебной мотивации. В процессе диагностики данные дети выбирали карточки, сюжеты которых описывают позиционный мотив, учебный, игровой, внешний (рисунок № 1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках; рисунок № 2: фигура ребёнка, сидящего за партой; рисунок № 3: фигурки двух детей, играющих в мяч; рисунок № 4: две фигуры, изображённые спиной друг к другу – у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль).  5 человек продемонстрировали средний показатель мотивационной готовности к школьному обучению (63%). Эти дети в ходе диагностического исследования выбирали карточки, сюжет которых описывает учебный мотив, позиционный и внешний мотив (рисунок № 1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках; рисунок № 2: фигура ребёнка, сидящего за партой; рисунок № 4: две фигуры, изображённые спиной друг к другу – у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль). В выборах детей со средним показателем мотивационной готовности к школьному обучению отсутствует игровой мотив.

 

Таблица 3. результаты выполнения методики  Гинзбурга. Группа Б.

Количество баллов

Уровень мотивации

1

7 балла

Средний

2

8 баллов

Средний

3

7 баллов

Низкий

4

7 баллов

Средний

5

6 баллов

Низкий

6

5 баллов

Низкий

7

6 баллов

Средний

8

7 баллов

Средний

Информация о работе Активные методы формирования мотивационной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению